Стальная ярость: Харьков 42: Обзор
"На поле танки грохотали, солдаты шли в последний бой…"
из к/ф "На войне, как на войне"
Лицензионный DVD-бокс по цене безликих "казуалок" - не шутка. Смехотворная стоимость лишь подтверждает известную аксиому: немногие издатели верят в светлое симуляторное будущее. Тем не менее, сотрудники
Graviteam верят. Таких ничем не сломить; вон даже на Запад замахнулись, даром что через год после российской премьеры.
Steel HeroesПредыдущий проект разработчиков (тогда еще в составе
CrazyHouse) - "
Т-72: Балканы в огне" - и "
Стальную ярость" разделяют долгих 3 года, разный временной промежуток и похорошевшая графика, однако конечный результат не блещет оригинальностью. Локальные войны в Югославии уступили место знакомой теме Второй Мировой, но от перемены мест дислокации итог неизменен. К чему спорить о пресловутой достоверности? Книги по истории умалчивают об операции, положенной в основу игры. Село Маяки, село Заводы, пгт. Барвенково, пгт. Изюм… Вы слышали о боях в данных населенных пунктах? И неудивительно: речь идет о малоизвестном наступательном маневре Красной Армии.
Черно-белые хроники военных лет, которые мелькают перед заданиями - единственные напоминания о мрачных событиях 1942-го года. Не хватает только "фирменного" голоса диктора - его заменили немые субтитры. В роликах нет пафосного рассказа о приключении расчета "А", на манер
Company of Heroes. Но не думайте, будто в бою, скажем, под селом Чепель будет беспечный курорт. В
Steel Fury нашлось место и для масштабных сражений с участием пехоты и авиации. Самолеты обстреливают наземные цели, противотанковые пушки пробивают броню, словно картон, над головой свистят пули, в колонках ухают взрывы… В нервной суматохе необходимо задействовать все силы. Враги - больше не пустоголовые трехмерные мишени из "
Балкан в огне"; проезжая мимо окопа с десятком солдат, не забудьте поприветствовать их пулеметным огнем, иначе бравые ребята, красуясь деревянной анимацией, подкинут под брюхо пару гранат. Рецепт борьбы с нахалами лежит на виду - узаконенный читерский режим неуязвимости находится в главном меню на видном месте. Не смогли пройти под шквальным свинцовым градом? Не волнуйтесь, игра предельно дружелюбна: достаточно поставить "крестик" напротив заветного параметра и любое столкновение покажется не опасней уличной прогулки.
Дома рушатся, словно карточные.
Рискованный реверанс в сторону хардкорности, в отличие от геймплея, делает управление. После беглого знакомства с раскладкой легкого шока не избежать даже бывалым "симуляторщикам". Четыре члена экипажа и для каждого отдельные кнопки! Зачем такое усложнение? На деле, правда, дела обстоят чуть лучше - выбрав командира, можно руководить всеми процессами, отдавая простейшие приказы.
Танк - не игрушка!Т-34, МК III, Pz IV F2… Если для вас эти названия не пустой набор символов - побывать в виртуальной кабине танков Второй Мировой будет вдвойне интересно. Пересядьте на место водителя, заряжающего, наводчика, выгляните в смотровое окно, попробуйте прицелиться в треснутую оптику…
Steel Fury: Kharkov 1942 - рай для поклонников "танкосимов". Немудрено, что публика без ума от "
Стальной ярости": более качественного проекта (из симуляторной братии) на данный момент не существует.
После неоднозначной "
Т-34 против Тигра" творение
Graviteam и
Discus Games, без преувеличения, заслуживает рукоплесканий. Вялое начало кампании раскручивает гусеницы миссий лишь ближе к середине, зато потом игру уже не остановить. Деревенские домики рушатся под напором металла, пыль и дым от взрывов застилают землю, черная гарь валит из соседнего танка. Сейчас бы сменить вид изнутри на "от третьего лица". Но нет. Контролировать ход боя удобнее непосредственно из кабины. Впрочем, все не так просто. Движение к цели затрудняют погодные условия и смена времени суток. Сильный ливень уменьшает видимость, а ночью пробираться приходиться буквально вслепую. Благо есть фары и внутреннее освещение.
Здорово упрощает жизнь карта. Откуда идут войска противника, важные высоты и близлежащие поселки - из показаний самостоятельно обновляющегося экрана можно узнать все. Несмотря на территории внушительного размера, заплутать и сбиться с курса непросто. К вашим услугам компас и отсутствие непроходимых мест. Танки грязи не боятся, помните. Проложить себе путь через густой лес - раз плюнуть. Перейти реку вброд - ха, меряйте глубину смело: танк не затопит даже с открытым люком. У свободы, разумеется, есть свои рамки - некоторые водоемы, огороженные невидимой стеной и противотанковые рвы. Эти ограничения жутко раздражают, но в целом вполне адекватное поведение бронемашины сглаживает подобные недочеты.
Волноваться приходиться за другое. Красивые взрывы и густой дым, не проходят бесследно. Жуткие тормоза во время перестрелок, как грустные напоминания о кривом программном коде. Да и вылеты, и зависания - тоже не редкие гости. И в довершении, нет режима совместного прохождения. Увы.
***Следующим проектом
Graviteam, судя по анонсам на
официальном сайте, будет преемник
Close Combat - варгейм
Kharkov 1943. Харьковских военных операций еще не на одну игру хватит. Только бы не забыли про оптимизацию и мультиплеер.
Плюсы: лучший на сегодняшний день танковый симулятор.
Минусы: неудачное управление; плохая оптимизация.