«Поднятие уровня в одиночку 2» — обзор самого популярного сейчас аниме

Кирилл Волошин 2025-03-29 20:18:08 95

Сегодня, 29 марта, выходит финал второго сезона аниме «Поднятие уровня в одиночку», которое побило несколько рекордов, в том числе по оценкам для одной серии, было признано самым популярным аниме во многих странах (и в России тоже) и несколько раз ломало серверы стриминговых сервисов из-за наплыва зрителей. В чём же секрет популярности этой анимации и почему о ней пишут на игровом сайте?

Из грязи в князи

Ответ на вопрос, почему мы об этом пишем на StopGame, очевиден. Оригинальная новелла, вышедшая в 2016 году, и последовавшая за ней через два года манхва (это такой южнокорейский вариант манги) выстроены на механиках классических MMORPG. Здесь рассказывается о том, как охотник на монстров из Южной Кореи по имени Сон Чжин-Ву сражается, прокачивается и один или вместе с представителями других классов зачищает подземелья разных рангов.

А делает он это потому, что в мире стали появляться врата, откуда вылезают агрессивные чудища. И только охотники, люди, у которых открываются особые боевые способности и силы, могут противостоять им — они в составе группы заходят в эти врата (по сути, в подземелья), убивают монстров и таким образом закрывают эти порталы.

Опенинг и музыка тут отличные.

Фишка в том, что Сон Чжин-Ву изначально был самым слабым охотником, а те делятся на ранги — от Е до S. И этот ранг присваивается раз и навсегда — можно потом его поддерживать, но не увеличивать. И вот после определённых событий наш Е-ранговый Сон Чжин-Ву получает уникальную возможность поднимать свой уровень в одиночку и достигает невероятной силы. Почему в одиночку? Потому что никто этого больше не умеет, он тренируется в одиночестве и долгое время вынужден один ходить в подземелья ради прокачки (на самом деле ради мамы, но об этом позже).

Впрочем, помощь он получает, но сам не знает, от кого, почему и что вообще происходит. Дело в том, что в любой момент по его желанию или сам по себе перед Сон Чжин-Ву появляется невидимый для всех остальных интерфейс типичной MMORPG, через который он получает квесты, распределяет очки характеристик, разучивает умения, покупает зелья и оружие.

То есть «Поднятие уровня в одиночку» — это экранизация не какой-то игры, а самого процесса прокачки, того, как все мы играем в компьютерные RPG. Поэтому и ответ на, казалось бы, более сложный вопрос, почему это аниме так выстрелило, тоже очевиден: в Сон Чжин-Ву зрители видят себя.

Это кино — про нас, геймеров, неожиданно оказавшихся героями самого популярного аниме в мире. И нас таких, которые играли, играют и будут играть в подобные RPG и поднимали уровни в одиночку или вместе с друзьями, очень много. И уж тем более много в Южной Корее, где подобное времяпрепровождение стало частью национальной культуры.

На одном языке

Но почему ответ на вопрос, почему это аниме так популярно, может показаться сложным? Дело в том, что по сюжету, по заложенным смыслам «Поднятие уровня в одиночку» — вещь простенькая. Здесь нет философской глубины, мистики и крышесносного сюрреализма, которые можно найти в «Евангелионе» и «Берсерке», нет драмы и мощного посыла «Монстра», нет заставляющей плакать лирики «Твоего имени», нет юмора и иронии, которые оттеняют супергеройский пафос в «Хвосте Феи» и One-Punch Man.

Это почти буквальная демонстрация процесса прокачки, сопровождаемая дикой динамикой и феерическими боевыми сценами. Но в этом-то и есть разгадка. Миллионы тех, кто играл, видят на экране себя и вспоминают те же чувства, когда вас все вокруг унижают и изначально считают слабаком, но вы постепенно становитесь сильнее, приобретаете новые умения и экипировку, меняетесь из-за этого внешне (Сон Чжин-Ву физически возмужал за короткое время), возвращаетесь к унижавшим вас боссам, плотоядно улыбаетесь, поигрывая мечом в натруженной руке… А после того как месть свершилась, стоите над остывающими телами, и в голове только одна эмоция: это просто праздник какой-то! Ну, и вопрос: сколько я получу опыта и какой лут сниму? Так зачастую рассуждает и Сон Чжин-Ву.

Авторы на этом специально играют. Всячески подчёркивают, насколько изначально герой был слаб и как снисходительно к нему относились. И в итоге, когда он потом возвращается куда более сильным, но пока ещё вынужден скрывать это, мы вместе с ним испытываем вызывающее жёсткое привыкание упоение от того, что вот-вот они узнают, какой он на самом деле.

Всё это рассказывается на полном серьёзе, почти без улыбки, которая, казалось бы, при таком сюжете была бы вполне уместна. Но юмор тут, на самом деле, есть — мы сами для себя его находим и искренне улыбаемся, когда видим, как недоумевает Сон Чжин-Ву, видя загадочный для него интерфейс, или рассуждает, что значит смена специализации и стоит ли ему взять некроманта. Поначалу это вообще кажется этакой постмодернистской пародией на компьютерные игры.

Бей и смотри, как это круто

На самом деле, я немного слукавил, когда сказал, что в «Поднятии уровня в одиночку» ничего нет кроме прокачки. Есть романтика (причём образы девушек показаны довольно глубоко и трогательно), есть личная драма — Сон Чжин-Ву пошёл в охотники ради того, чтобы заработать денег на лечение находящейся в коме матери и на содержание младшей сестры. Есть напряжение и разборки между гильдиями охотников, ставшими чуть ли не правителями мира.

И наконец, есть три действительно важные интриги (для тех, кто не читал оригинал, конечно) — что это за система, которая помогает нашему герою так знатно прокачиваться, что за монструозные муравьи на острове Чеджу и будет ли что-то у Сон Чжин-Ву с Ча Хэ Ин?

Многие поклонники новеллы и манхвы хотели, чтобы в аниме остались корейские имена. Ставила ведь аниме японская студия A-1 Pictures, и были опасения, что всё будет японизировано, тем более что в сюжете есть определённое противостояние между корейскими и японскими охотниками. А уж когда один из продюсеров аниме во время работы над первым сезоном заявил, что ему, дескать, всё равно, что в итоге получится, истерические настроения среди поклонников поднялись на новый уровень.

Переживали зря. Имена остались нетронутыми. И со стилистикой всё отлично — здесь множество запоминающихся сцен и образов, и в этом смысле «Поднятие уровня» вполне может сравниться с «Аркейн».

То же самое и с боевыми сценами, которые также являются важнейшей составляющей успеха. Можно, конечно, с лупой выискивать различия по сравнению с манхвой — как сказала моя дочка, активная участница фандома по манге «Туалетный мальчик Ханако», «мы всегда найдём, к чему придраться в аниме по любимому произведению».

Но в данном случае со сражениями и в первом, и тем более во втором сезонах всё отлично — для меня лучше, чем в «Магической битве», «Атаке титанов» и нежно любимом «Берсерке». Это действительно новый уровень. Да, как часто бывает в аниме, местами смотрится нелепо, но в лучшие моменты (почти всегда) драки выглядят зрелищно, динамично, феерично, стильно — подбирать эпитеты можно долго, но тут лучше хотя бы один раз увидеть.

Особенно в боевых сценах радуют смена перспективы и переключение между персонажами.

Один и об одном

А вот опасения по поводу того, что аниме вслед за манхвой упростит оригинальную веб-новеллу и сосредоточит всё вокруг фигуры главного героя, отчасти оправдались. По крайней мере, если судить по двум сезонам без учёта финальной серии. Нельзя сказать, что в аниме всё внимание только на Сон Чжин-Ву, но в новелле действительно больше времени уделялось другим.

Но волнуют ли все эти расхождения с оригиналом меня, человека, который до этого года и знать не знал о существовании такого явления, как «Поднятие уровня в одиночку»? Нет. То, что всё действие в аниме в основном сосредоточено на герое, мне даже лучше. Потому что я получил концентрированную историю о восхождении, рассказанную на понятном мне, как геймеру со стажем, языке. И позволяющую ассоциировать себя не с принцем, охотником на драконов, борцом с мафией или членом спецотряда, а с таким же игроком из MMO, который прокачался и стал знаменит на всю страну, а не в рамках внутриигрового рейтинга или гильдейского форума.

И при этом я вполне могу разглядеть тут и лирику, и даже скрытый второй слой, пусть даже, возможно, я сам для себя его выдумал, чтобы воспринимать это ещё и как постмодернистскую шутку — например, про то, как компьютерные RPG проникают в реальность, а всеми нами играют и поднимают свои уровни боги. Или можно воспринимать это как ироничный ликбез для «чайников» о том, как работают RPG.

Опенинг первого сезона. Согласитесь, музыка тоже шикарная.

В любом случае мы получили очень увлекательное, во многом выдающееся аниме. И выдающееся оно не с точки зрения глубины и философских подтекстов, а с точки зрения динамики, концентрации, стиля и постановки боевых сцен, которые авторы действительно подняли на новый уровень в одиночку. Теперь у меня только два вопроса: когда уже третий сезон и какой окажется Steam-версия ролевой игры Solo Leveling: ARISE, выход которой запланирован на этот год. Надеюсь, оценим и обсудим.

Другие новости

Комментарии

Настолько популярное, что из всех знакомых, кто увлекается анимэ, его не смотрит. А я узнал нём только сейчас. И даже сейчас нет никакого интереса. Кстати, может кто посоветовать исекаи в ММО, где ГГ является таким же игроком, как и все. Не имеет суперсил, читов, яош силы, всезнания и всего подобного. А действительно обычный игрок, который исследует мир и учится справляться с попаданчеством, как и все. Очень надоело, что каждый раз попаданец в игру самый лучший, самый сильный, самый умный, самый крутой. Либо антисью, когда он полнейший лох, но всегда в центре событий и всегда имба.
уловил. мне редактор те же вопросы задавал. типо как это связано с играми. ну я пытался привязать. и вообще это аниме по играм буквально. ну ок. а как ты видишь? как это надо было написать?
Мужики, в чем проблема? аниме часть геймерской культуры.
и это тоже. но половина крутых игр которые тащат индустрию в разгар кризиса — это аниме. и да, я в том числе про геншин и гачу. но не только
ну я ж говорю, я тут писал уже и про ниер автомата. и про аркейн. я плохо это делаю?
Все комментарии