Centum: Обзор сюрреалистической квест-комнаты

Джуби 2025-03-16 13:11:44 2

Существуют неизобретательные, но популярные конвейерные игры, которые каждый год штампуются лишь с одной целью — выбить побольше денег из непритязательных игроков. Есть новинки, авторы которых не боятся критики, хотят удивлять, деконструировать жанры и дарить свежий опыт людям, уставшим от первых игр. А ещё существуют игры — авторские высказывания, которые, как правило, не целятся в конкретную аудиторию. Их обычно не сдерживают никакие рамки жанров, нарративные правила и рабочие штампы, ведь они метят в категорию искусства. Может, субъективного и не всем понятного, но всё же искусства. И кажется, Centum причисляет себя именно к таким играм, ведь это сюрреалистическое, философское и очень творческое высказывание, которое понравится далеко не всем.

Горячечный сон

Главный герой просыпается в тюремной камере, и кажется, будто окружающие знают о нём, да и о мире вокруг, гораздо больше, чем сам протагонист. Бросаются туманными фразами, философствуют, ехидничают или просто угрожающе смотрят, ожидая его действий. Какие могут быть окружающие в тюремной камере, спросите вы? О, их довольно много: говорящий рисунок скелета на стене, крыса жуткой наружности с человеческим лицом, таинственный невидимый Друг, который любит играть в крестики-нолики, судьи в капюшонах…

Похоже на сюжет бредового сна, но привыкайте — в игре таких персонажей предостаточно.

Тюремная камера никак не может стать конечным пунктом назначения, поэтому в течение трёх последующих дней герою предстоит оттуда выбраться, взаимодействуя с окружением, решая головоломки и с помощью «поинт-кликерства» собирая предметы. Почему именно три дня? Потому что каждое утро героя навещает тюремщик-судья с кучей голов и задаёт странные вопросы, а наш протагонист отвечает ему не менее странно и загадочно. Выслушивать этот поток сознания мне, честно сказать, было больновато, и, как оказалось, подобных разговоров в игре очень много.

Вот и главный герой, устав от общения с окружающими, решает искать выход самостоятельно. Он может посмотреть в окно на город, выслушав ещё одну порцию потока сознания, раздобыть мелки и найти им применение, возвести ловушку на крыс, начать поливать крохотный росток дерева, пообщаться с жутким ребёнком в коридоре и попытаться понять, что из этого может помочь с побегом. Насколько я поняла, способов выбраться из этой странной квест-комнаты несколько и даже бездействие может привести к неожиданным последствиям.

Сквозь поток сознания поначалу достаточно сложно пробираться, но затем я свыклась с мыслью, что это авторский почерк, и позволила потоку себя унести. Да, немалая часть сказанного в прохождении ни к чему не ведёт и ничего не значит, но под конец (а это около пяти часов игры) общая сюжетная канва будет более-менее ясна.

Что меня расстраивает, так это невозможность рассказать подробнее о происходящем — любой спойлер для игры губителен, а она и так довольно вторична. Если я ещё и главный твист раскрою прям в обзоре, насладиться прохождением вообще не получится.

Поэтому я настоятельно не рекомендую читать описание в Steam или отзывы — этой игре к лицу быть сюрреалистической фантазией, которая постепенно раскрывает свою личину в процессе слепого прохождения.

Понимай как хочешь

Конечно, в оценке сценарной работы я могу показаться субъективной — у меня проблемы с пониманием и принятием игр с таким подходом к нарративу. Я не люблю, когда авторы игры не на стороне игрока и даже не пытаются помочь ему понять сюжет, а отмазываются псевдофилософскими идеями и загадками, оставляют открытые для интерпретаций финалы и ведут себя как пафосные художники — дескать, каждый игрок обязан трактовать историю по-своему! Привело это всё не к свежей трактовке, а к тому, что я почувствовала себя врачом на обходе психбольницы.

Очень жаль говорить подобное про игру с таким потрясающим визуальным стилем — чтобы не спойлерить, я стараюсь прикладывать побольше скриншотов с окружением, а не с диалогами, и мне даже не нужно трудиться, чтобы подыскать что-то красивое. Визуально вся игра — это настоящее произведение искусства, набор омерзительных и мрачных полотен в духе какой-нибудь Fear & Hunger, тревожных и завораживающих одновременно.

Некоторые сценки хочется записать и затем использовать в качестве «живых обоев».

Музыка, эмбиент, внезапная тишина и всякие визуальные эффекты вроде глитчей тоже здорово влияют на атмосферу — никогда бы не подумала, что пиксели смогут меня напугать и заставят лишний раз залезть в меню, чтобы сделать ещё одно сохранение просто на всякий случай.

К сожалению, это всё, за что я могу похвалить Centum, ведь чем дальше, тем больше игра напоминает триповые советские мультфильмы, такие как «Халиф-аист», «Его жена курица» и «Ёжик в тумане», который многие любители СПГС любят трактовать как едва ли не путешествие по реке Стикс в загробный мир. Здесь всё то же самое — метафорическое путешествие, наполненное «глубоким смыслом», психоделическими персонажами и загадочными «цитатами великих людей». Если задуматься, у двух произведений даже финалы похожи…

Конечно, ближе к концу станет понятно, почему персонажи себя так ведут, откуда берутся внезапные мини-игры и почему у Centum так быстро меняется темп повествования, но вряд ли этим можно оправдать плохую сценарную работу.

Centum — это не игра даже, а набор красивых анимаций и пиксель-артов; авторский поток сознания; обрывочные и претенциозные философские идеи, которые никуда не ведут и никак не отражаются на прохождении; интересные персонажи, которые не раскрываются и исчезают из повествования, едва успев оказать влияние на сюжет и игрока. А венчает всё это вторичная научно-фантастическая история, которая не удивит любителей подобного жанра и не даст никакой пищи для размышлений в финале.

Плюсы: визуальный стиль; музыка; гнетущая атмосфера; дизайн персонажей.

Минусы: сюжет в духе «Понимай как хочешь»; мини-игры и уровень с лабиринтом лишние — игре нужно было остаться интерактивной визуальной новеллой до самого конца, а не пытаться разнообразить геймплей.

Другие новости

Комментарии

демка оставила похожие впечатления. Посмотрел стрим разработчика и там бессвязанный бред про то, что это не вы играете в мою игру, а моя игра играет в вас и все в этом духе
ну это понятно, игра-кукловод)
Все комментарии