Кажется, я поиграла уже во все типы выживачей: побывала в джунглях и пустынях, под водой, зимой и летом. Но вот воздушный вижу впервые. Этим Aloft и заинтересовала меня ещё со времён демоверсии: в здешнем мире отсутствуют материки, а люди передвигаются по небу, пилотируя огромные острова, как самые настоящие корабли. А если герою нужно исследовать мир самостоятельно, в его распоряжении есть бесконечный планер и крутые полёты по бескрайнему небу в компании друзей.
Проснувшись на острове, главный герой находит скрижаль, оставленную древним народом. В ней заключены знания о путешествиях под облаками, планерах, летающих островах и управлении ими. Таких скрижалей, а также якорей и камней мудрости в дальнейшем будет ещё много — все они содержат рецепты с новыми технологиями, которые помогут обуздать воздушное пространство и добраться до самого сердца урагана.
Но основная цель игры в другом — разрозненные острова начинает захватывать очень агрессивный грибок, и главный герой, овладев тайнами путешествий по небу, без колебаний берётся за поиск лекарства. А это целый набор обязанностей: исследования, сбор материалов и их изучение на научном столе, борьба со споровыми врагами и исцеление островов, которые оказались поражены болезнью. В ходе странствий предстоит продвигаться всё ближе к урагану, попутно искать новые скрижали с рецептами, а также заниматься обустройством собственной воздушной базы.
Великое путешествие начинается с поиска дома — герои могут присвоить себе любой остров (лишь бы он не оказался слишком тяжёлым) и воткнуть в него специальный флаг. С этих пор остров становится базой, на которую игроки будут телепортироваться в случае смерти, но в дальнейшем его можно будет поменять на более красивый или удобный — островков в мире предостаточно. А чтобы на острове можно было ещё и летать, его необходимо превратить в полноценный корабль — достроить штурвал, паруса и руль.
И так как полёты на острове — одна из основных механик, ей тут уделили много внимания. Во время управления судном можно поменять вид и отдалить камеру для более удобной парковки, а также открыть дополнительное меню с эффективностью всех парусов. У острова есть параметр манёвренности, который определяет его скорость разворота. А в дальнейшем можно будет разблокировать ветряные мельницы и автоматизировать станки на базе, после чего работа всех механизмов тоже будет зависеть от ветра.
Управление напомнило мне о Sea of Thieves, но Aloft в этом плане кажется гораздо более продуманной: в ней нет заранее смоделированных кораблей со своими особенностями, а игроки могут регулировать каждый параметр самостоятельно, добавляя новые запчасти. На первой локации эти премудрости не пригодятся, поэтому можно путешествовать в своём темпе и неспешно изучать карту — игра не торопит продвигаться ближе к буре, а все необходимые рецепты для её укрощения можно найти по ходу изучения мира. Многие найденные предметы, кстати, можно зарисовывать в скетчбук, чтобы разблокировать мебель, лампы, ковры и даже станки.
Что до самого выживания, то Aloft — игра не про хардкорные страдания и отчаянный поиск ресурсов, а про спокойное исследование мира с минимумом отвлекающих факторов. Параметров голода и сна нет, еда существует только для бафов, после смерти игроки ничего не теряют, остров-база не может врезаться и пострадать от столкновения с другими объектами. Урон парусам наносится только при пересечении границ с более сложными областями — так себе проверка игроков на подготовленность к новому биому и его испытаниям.
Поэтому я рекомендую не торопиться переходить на второй уровень карты и по максимуму изучить начальный биом: поискать рецепты, ознакомиться с механиками, поставить станки для крафта, переместить на свой остров всяких барашков и птичек, заняться садоводством, а также запастись сырьём для починки парусов. Если у вас такие же проблемы с инвертированным управлением, как у меня, до входа в зону летающих камней не повредит иметь большой запас ресурсов и манёвренный, быстрый корабль.
Рутина и медитативный гринд мне даже в радость, но кому-то Aloft может показаться скучной, ведь в данный момент вся игра — это огромная песочница, где нужно развлекать себя самому. Отсутствие контента не так сильно бросается в глаза в компании хороших друзей или если вы привыкли к подобному геймплею.
Я мечтала о такой игре со времён выхода Sea of Thieves — мне нравится атмосфера неторопливого исследования, но я не люблю соревновательные онлайн-игры, особенно с таким токсичным сообществом, как у «Моря Воров». Aloft в этом плане — полная противоположность, а встречи с другими игроками доступны только в кооперативе на восьмерых.
Долгие заплывы к острову с сокровищами заменяют не менее романтичные полёты на огромном острове, а пока корабль держит курс к метке, команда может заниматься базой: улучшать оружие, осваивать огороды, гладить овечек, фотографировать потрясающие туманные рассветы, готовить еду или достраивать ещё один этаж своего причудливого дома.
Как и управление летающим кораблём, исследование мира имеет свои тонкости. На каждом острове существует своя экосистема, и если она страдает, то взаимодействие с островом будет ограниченно. Например, на полностью поражённых грибком землях вообще недоступны ресурсы, а на островах с нездоровой экосистемой вредные лианы будут преграждать доступ к сундукам, тайникам и некоторым дверям.
После высадки на остров можно оценить его состояние с помощью записной книжки и приняться за восстановление. И если нездоровую экосистему довольно легко поправить — достаточно высадить несколько деревьев, разнообразить мелкую растительность, запустить новых жуков и переместить пару овечек, — то заражённые грибком острова требуют силового подхода.
Придётся вручную истреблять узлы заражения и избавляться от споровых врагов, которые будут всячески этому препятствовать. В дальнейшем грибные неприятели становятся разнообразнее, а возле узлов скверны появляются очень неприятные охранники в виде щупалец. Но после улучшения оружия и с долей сноровки такие острова легко очищать самостоятельно.
Когда на острове наконец-то воцарится идеальная экосистема, с него можно будет забирать любые ресурсы. Но тут важно не переборщить — хрупкое равновесие природы нетрудно нарушить, поэтому придётся время от времени сверяться с книжкой и проверять, что можно брать, а что нет.
В дальнейшем в инвентаре появятся все необходимые семена и жуки для восстановления баланса, и возвращаться на другие острова не потребуется. Недостатка в ресурсах у меня не возникало ещё ни разу, хотя я видела жалобы игроков на нехватку невосполнимых ресурсов вроде грибных жил — когда карта зачищена, новые нити просто неоткуда взять, а из них делаются верёвки, тюки с сеном и много чего другого.
Aloft только на днях вышла в ранний доступ, но уже получила множество положительных отзывов в Steam. И её правда есть за что похвалить: тут и открытый мир с динамичными полётами на планере, и острова, которые можно превращать в воздушные корабли. А отсутствие параметров голода и усталости позволяет немного отдохнуть и сосредоточиться на строительстве, крафте и исследовании мира.
Но есть одно но. В раннем доступе Aloft — большая и пустая песочница с довольно однообразным геймплеем. Игра никуда не торопит и позволяет спокойно изучать окружение, открывать острова и собирать блестяшки. И если я, несмотря на пустоту игры, готова потратить на неё ещё часов двадцать, то другие довольно быстро сочтут её скучной: дизайн многих островов повторяется, записки и квесты отсутствуют, а весь геймплей сосредоточен вокруг двух вещей — изучения мира и гринда.