Хорроры с видом от первого лица выходят постоянно. Для студии Pixelsplit, выпускавшей ранее малоизвестные игры самых разных жанров, REVEIL — не только первая попытка выступить в таком жанре, но и первый более-менее крупный релиз, у которого даже издатель есть — Daedalic Entertainment. Ужастик у разработчиков получился так себе, а вот как психологический триллер новинка работает — прежде всего благодаря интригующему сюжету, который не смогли испортить даже раздражающие недостатки.
Мы играем за Уолтера, мужчину, который просыпается у себя в квартире, выпивает пару таблеток от головной боли и собирается поговорить с женой и дочерью. Он натыкается на головоломку, оставленную ребёнком в детской, разгадывает её, и после этого начинается психоделическое путешествие по воспоминаниям героя. Мы узнаём, что он вместе с семьёй работает в «Цирке братьев Нельсон» — или работал, судя по обветшалости аттракционов, реквизита и комнат ужасов. Мужчина в основном был занят в мастерской и проводил время у верстака, а остальные члены семьи показывали публике воздушные трюки. Куда бы он ни заходил (точнее, куда бы ни заносили его воспоминания), жену он вообще не встречает, а дочь будто играет с ним в догонялки и не даёт к ней приблизиться.
По этому описанию должно быть очевидно, что произошло с семьёй Уолтера, и поначалу мне даже стало обидно, что для такой красивой игры написали столь банальный сюжет. Сразу вспомнилась Maquette (хоть это и не хоррор), привлекающая симпатичными скриншотами и разочаровывающая историей. Однако создатели REVEIL припасли в рукаве пару тузов, благодаря которым к повествованию довольно быстро начинаешь относиться иначе. Хоть ты и понимаешь, какая судьба постигла жену и дочь, узнать детали всё равно интересно. А помимо этих любопытных деталей здесь есть ещё один сюрприз. Возможно, заядлые любители жанра не оценят его и назовут клишированным, но мне он понравился — благодаря ему история запоминается и выделяется на фоне остальных триллеров.
REVEIL в первую очередь триллер, а не хоррор: испугаться здесь сложно. Да, атмосфера жутковатая: всякие пугающие клоуны, разбитые манекены, покрытые грязью игрушки, — но страшно не бывает. Даже скримеры не пугают — их, к счастью, не расставили абы как. Например, когда едешь на вагонетке по коридору, с разных сторон вылезают нарисованные на картонках привидения и скелеты — в случае с аттракционом они выглядят логично. Когда просто исследуешь комнаты, никто в экран не выпрыгивает.
К антуражу не придраться — здесь очень много разнообразных локаций как внутри цирка, так и за его пределами. Комнаты с вращающимися стенами, коридоры с накрытыми тканью манекенами, движущийся поезд с цирковым реквизитом — всё очень красиво, а количество деталей огромно. Даже в квартире Уолтера много всякого хлама, который интересно изучать. Проработка окружения настолько хороша, что при беглом взгляде на помещение можно многое узнать из предыстории цирка, Уолтера и его семьи.
Всё портит главный герой, который реагирует на всё так, будто каждый день видит что-то подобное. В какую бы странную ситуацию Уолтер ни попал, он может иногда удивиться, но тут же забудет об этом и продолжит комментировать всё как ни в чём не бывало. Пропала стена и из комнаты можно выйти на улицу? Странно, да, но там дочь прячется за деревом, так что всё нормально. Игрушечный поезд едет по полу без рельс? Забавно, проследую-ка за ним, но задаваться лишними вопросами не буду. То, что удивляет игрока или кажется ему странным, протагонист вообще игнорирует, из-за чего погружаться в сюжет и атмосферу бывает трудно.
Это не было бы проблемой, если бы герой был молчалив, но в REVEIL он разговаривает постоянно — и когда взаимодействует с предметами, и когда попадает в новое помещение. К его болтливости у меня претензий нет, но, когда разговорчивый герой молчит в сценах, в которых хотелось бы услышать от него хоть что-то, это выглядит странно. Больше всего раздражает то, что в случае с длинными записками Уолтер не читает текст целиком, а произносит лишь отдельные слова — это сильно мешает, тем более что субтитры крошечные. Благо происходит это всего пару раз за игру.
В целом история мне так понравилась, что связанные с протагонистом проблемы не смогли испортить впечатление. Длится игра всего три часа, но эти три часа получились очень насыщенными: игрока постепенно вводят в курс дела, дают ему читать всё больше записок, отправляют в новые локации, подкидывают новые детали сюжета — к темпу повествования претензий не возникает. То, что поначалу кажется скучным и банальным, в какой-то момент переворачивается с ног на голову и приводит к одной из нескольких концовок, среди которых трудно выбрать лучшую.
Радует и игровой процесс — хотя REVEIL больше похожа на симулятор ходьбы, геймплей постарались сделать нескучным. То забавная мини-игра встретится, то заковыристая головоломка. Сложных загадок нет, но немалая их часть состоит из нескольких этапов, а потому их интересно решать. И шифры предстоит разгадывать, и делать что-то по разбросанным инструкциям, и искать в комнате предметы, чтобы где-то их использовать.
Есть и стелс-эпизоды, но они вообще не вызывают проблем — противники туповаты, так что прятаться от них нетрудно. Да и, даже если вас поймают, собранные предметы останутся в инвентаре — за ошибки не наказывают удалением прогресса. При всей их простоте, я бы всё равно не стал называть такие эпизоды лишними — они и для сюжета имеют значение, и жутковатыми бывают, особенно до тех пор, пока в первый раз не попадёшься врагу на глаза.
Больше всего мне понравилось то, как здесь работает система подсказок. Никаких указателей нет, и при попадании в новую локацию объекты, с которыми можно взаимодействовать, не подсвечиваются. Поэтому особенно интересно самому всё изучать, направляя прицел на каждый подозрительный предмет. А когда самостоятельно всё исследовал, нажатием на кнопку позволяют вызвать подсказки — игра покажет, в каких местах вы что-то пропустили. Это могут быть и шкафы, дверцы которых можно открыть, и какая-нибудь мелочь, о которой персонаж что-то скажет, и сюжетные предметы. А вот «собирашки» искать нужно самому, хоть толку от них и нет — это просто вещи, как-то связанные с прошлым главного героя.
Ну а если вы возьмёте «Фанатское издание», которое стоит чуть дороже обычного, в меню удастся включить комментарии разработчиков. Игру и так хочется перепройти, чтобы по-новому взглянуть на историю с самого начала, а с комментариями это ещё веселее — разработчики подмечают детали, которые легко пропустить. Плюс интересно слушать рассказы о дизайнерских решениях и трудностях при создании тех или иных головоломок и геймплейных механик.
REVEIL не войдёт в списки лучших хорроров, потому что хоррора здесь мало, да и триллером выдающимся её не назвать. Странное поведение главного героя накладывает негативный отпечаток на интересную историю, которая лишь поначалу кажется очень банальной и предсказуемой. А игровой процесс увлекателен благодаря занимательным головоломкам и большому количеству разнообразных локаций, впечатляющих дизайном и детализацией. В общем, идеальная игра для оценки «Похвально» — след в истории не оставит, но подарит приятный вечер, который наверняка запомнится.
Плюсы: интригующий сюжет, набирающий обороты с каждой главой; отличный дизайн локаций; интересные, многоэтапные головоломки и приятный геймплей в целом.
Минусы: попытки напугать игрока иногда выглядят жалко; протагонист слишком безэмоционален и часто не реагирует на странности; до смешного мелкие субтитры.