После брутальных файтингов вроде Mortal Kombat, возможно, ещё не у всех получается воспринимать всерьёз анимешные мордобои, где в драку лезут разодетые детишки с мечом больше их роста. Японские Tekken и Street Fighter не в счёт — от аниме там лишь некоторые намёки в стиле. Тем не менее чисто анимешных файтингов много, и у них куча поклонников. Dragon Ball FighterZ, серия Guilty Gear, BlazBlue: Cross Tag Battle и даже какая-нибудь Naruto to Boruto: Shinobi Striker — это далеко не полный список.
И многие из них сделала знаменитая студия Arc System Works, в которой также работают одни из лучших художников в индустрии. В 2020-м вышел её новый анимешный мордобой — Granblue Fantasy Versus, который отлично продался и был номинирован на лучший файтинг года по версии The Game Awards. Впрочем, у игры были и проблемы, большинство из которых разрешились в продолжении (которое одновременно и расширение оригинала) Granblue Fantasy Versus: Rising.
Первая Granblue Fantasy, разработанная Cygames, вышла в 2014 году. Эта мобильная гача, живая и сегодня, быстро стала популярной. Да настолько, что по ней сделали два аниме-сериала, написали мангу и задумали серию других игр.
Такой успех неудивителен, учитывая, что над Granblue Fantasy работали известные и талантливые люди, включая композитора Нобуо Уэмацу (Nobuo Uematsu) и арт-директора Хидео Минабу (Hideo Minaba), которые до этого трудились над пятой, шестой и девятой Final Fantasy, а также над Lost Odyssey.
Cygames изготовила Granblue Fantasy Versus вместе с Arc System Works, и тут очень удачно сошлись опыт и мастерство двух команд. Шикарное художественное оформление, яркие персонажи, довольно необычный для файтингов сюжетный режим, выполненный в духе RPG и beat 'em up, низкий порог вхождения, глубокая, но при этом доступная механика, онлайновые поединки, кооператив — успех определялся многими факторами.
Проблемы были прежде всего технические — отсутствие кросс-плея и «роллбэка», то есть «отката сетевого кода», а он очень нужен в файтингах. Так вот, сразу скажу, что в Granblue Fantasy Versus: Rising и кросс-плей, и роллбэк появились. И это важнейшее, пусть и скучное с точки зрения описания, новшество, узнав про которое многие, наверное, и читать дальше не станут. Но в Rising есть и другие нововведения.
Первым делом бросается в глаза то, как изменилась сюжетная кампания. Раньше она называлась RPG Mode, а теперь просто Story. И это очень показательно. В первой игре в сюжетном режиме мы зарабатывали деньги, торговали, прокачивались, покупали новое оружие, улучшали его, выбирали на карте, куда отправиться, где и какие миссии выполнять — в том числе побочные. Плюс огромное количество диалогов и сцен между драками, а сами поединки зачастую напоминали не классические файтинг-дуэли, а сражения в стиле beat 'em up.
В Rising от этого остались визуальная новелла и драки. Прокачка тоже есть, но минимальная — периодически на всю банду персонажей выдают новые умения и их улучшенные версии. Это активные и пассивные способности, чаще всего рассчитанные на всяческие бафы для союзников и наложение разной гадости на врагов. Плюс крайне полезные вещи вроде реанимации напарников (последних мы выбираем перед миссией). И нам нужно для каждого героя настроить несколько вкладок с такими умениями, а потом решать, какую использовать в конкретном бою.
Кому-то такой подход понравился — дескать, убрали всё лишнее, остались только сама история и сражения. Но мне, как старому ролевику-затейнику, конечно, интереснее было в RPG Mode. Тем более что в других файтингах в сюжетных режимах давно и успешно используют элементы из RPG и других жанров. А Street Fighter 6 с появлением кампании «Мировой тур» вообще превратилась чуть ли не в Yakuza.
Сама история в Granblue Fantasy Versus: Rising получила полноценное продолжение. Помимо глав из оригинала есть и новые эпизоды — с новыми событиями и героями. Плохо то, что добраться до них можно, только если заново пройти первую главу. А там долгое время всё сводится к тому, что на героев нападает очередной знакомый им персонаж, который ничего не помнит и хочет им сделать больно. Мы его избиваем, он приходит в себя, вспоминает, понимает, что его кто-то контролировал, просит прощения и присоединяется к нашей команде. И так по кругу.
Сюжет здесь, скажем так, неоднозначный. С одной стороны, много умных слов вроде «сингулярности», есть непростая концепция параллельных измерений, библейские мотивы — среди антагонистов выступают анимешные версии Люцифера, Белиала и Вельзевула. Да и в целом сеттинг интересный, заботливо проработанный — всё-таки первая Granblue Fantasy существует с 2014 года, вселенная продолжает развиваться и обрастать подробностями.
Но в Versus и теперь вот в Rising, если оставить за скобками все эти умные слова и концепции, остаётся очередной Избранный, который должен спасти мир. И очередной злодей (конечно, более харизматичный, чем герой), который с первого раза не понимает и постоянно возвращается, чтобы с коварной улыбкой продолжать своё гнусное дело. Только Избранного здесь зовут Сингулярность. И у него есть точная копия, только женская и из другого измерения. Аниме, чего вы хотите…
Спасают ситуацию, как всегда в аниме, яркие персонажи. Тут есть, например, уморительная и бесконечно добрая девушка Ладива, которая явно бы не прошла тест на тестостерон и больше похожа на викинга из The Banner Saga. Я думал, что это трансгендер, но прямо об этом не говорится.
Но ещё больше заставляет улыбаться Ловейн, юноша, влюблённый в одну из героинь. Он постоянно попадает в забавные ситуации и никогда не разлучается с двумя лучшими друзьями, похожими как две капли воды на него, — они втроём и дерутся как один персонаж.
И отрадно, что в новой, третьей главе приключений нас сразу знакомят с новичком по имени Гримнир, который заявляет, что он бог войны, но с ходу пытается отнять у Ловейна звание главного клоуна. Как пишут сами разработчики, он обладает силой древнего божества, но ведёт себя словно буйный подросток, а также обожает читать Ницше и Достоевского. В общем, появление Гримнира — однозначная удача.
Впрочем, другие новички тоже по-своему хороши. Особенно сладкоежка Анила и грустная девочка Ниер, которая связана узами со Смертью и всегда путешествует (и дерётся) вместе с ней. Всего же на старте доступно почти три десятка персонажей. По сравнению с релизной версией Versus, предлагавшей 11 бойцов, это, конечно, впечатляющий прогресс.
Но главная удача — это, конечно, боевая система. Granblue Fantasy Versus не случайно назвали одним из самых доступных файтингов и чуть ли не идеальной точкой входа в жанр. Этому способствуют и удобное обучение, и средний темп сражений, и наличие автоматических комбо, активируемых одной кнопкой. Правда, такие спецприёмы имеют откат, но его можно сократить, если для начала атаки использовать более сложную комбинацию движений и кнопок — вот вам пример баланса между казуальностью и глубиной.
Показателен в этом смысле сюжетный режим. Понятно, что драки там упрощены и предназначены для знакомства с миром игры, персонажами и их уникальными механиками. Но даже там бои с некоторыми боссами приходится переигрывать несколько раз. Да, это связано с элементами чистого beat 'em up, а не файтинга — надо уклоняться от падающих с неба камней и «ваншотящих» смертельных лучей. Но это показывает, что доступность и простота освоения в игре соседствуют с испытаниями.
В Granblue Fantasy Versus вполне интересная и глубокая файтинг-механика, тяготеющая к идеологии Street Fighter. У каждого персонажа есть свои техники и приёмы. Бойцов много, и все они по-своему хороши — проходных практически нет. Та же викинг Ладива обожает бить мощными ногами по земле, а при захвате врага просто ломает его. Вельзевул умеет телепортироваться, рыжеусый Анри полагается на копье, а секс-символ всей игры Метера — на лук.
И конечно, у каждого свои мощно анимированные спецатаки, которые соответствуют умениям из оригинальной, мобильной Granblue Fantasy. Активировать их можно при накоплении соответствующей шкалы.
В Rising тренд делать доступнее при сохранении глубины сохранён. С одной стороны, авторы сделали обучение ещё понятнее, прокачали автокомбо (теперь они тройные), убрали замороченные универсальные приёмы вроде Overdrive и Tactical Move, но при этом ввели очень полезные и удобные Ultimate Skills. Последние добавляют новые свойства к существующим приемам и вполовину опустошают шкалу специальной энергии, но включают «кешбэк» — если вы попали по врагу, то 25 % возвращается.
Кроме того, появились «очки храбрости», которые нужно с умом расходовать на так называемые стойкие контратаки и яростные удары — они позволяют сломать защиту врага, ушедшего в глухую оборону. Приёмы просты в освоении, но использовать их и тратить очки храбрости нужно грамотно — чем меньше у вас этих очков, тем слабее защита персонажа.
Как я уже сказал, в игре появились кросс-плей и роллбэк, так что жить в онлайне стало лучше, жить стало веселее. По традиции доступны обычные и рейтинговые бои, режимы Versus и Arcade, где нужно пройти несколько боссов, которые различаются уровнем сложности — его вы выбираете сами.
Но это ещё не всё. Лобби, как и Street Fighter 6, анимированное и живое. Фигурки геймеров бегают по этакому залу игровых автоматов — сев за него или подсев к кому-то, мы запускаем поиск или присоединяемся к чужой сессии. Тут же доступны мини-игры — например, старый добрый «Кран», где пытаемся подцепить и вытащить что-нибудь ценное. Или можно просто встать и пойти на площадке по соседству попинать футбольный мяч в ворота — если кто-нибудь присоединится, может получиться весело.
Ещё веселее в местной королевской битве Grand Bruise Legend — здесь игроки пытаются выжить в серии испытаний и мини-игр. Например, наперегонки преодолевают полосу препятствий, одновременно атакуя друг друга. Или так же агрессивно таскают золотые слитки.
В онлайне можно и нужно прокачивать свой профиль и зарабатывать деньги на покупку во встроенном магазине иллюстраций, аватаров для лобби и «партнёров», которые будут забавно комментировать ваши действия и давать советы. За местную валюту, заработанную в игре, можно даже открыть некоторые арены. Здесь же есть аналог гачи (ну или лутбоксов, если хотите), где мы вытаскиваем скины оружия за специальные билеты.
Ну и, конечно, нельзя не отметить, что и без того красиво нарисованная игра стала выглядеть даже чуточку лучше и ярче. Единственное, чего действительно не хватает, — это интерактивность на аренах.
Granblue Fantasy Versus: Rising не только самый красивый, но и в принципе лучший на сегодня анимешный файтинг, если говорить о сочетании доступности и глубины. Если по поводу изменений в сюжетном режиме ещё можно спорить, то во всём остальном авторы провели работу над ошибками, довели до ума недоведённое и добавили то, чего всем не хватало. И неспроста они сделали это именно сейчас — совсем скоро, 1 февраля, выходит большая экшн/RPG Granblue Fantasy: Relink. Так что самое время вспомнить про эту вселенную или познакомиться с ней.
Плюсы: обилие ярких персонажей на старте; низкий порог вхождения и доступность сочетаются с довольно глубокой боевой механикой; усовершенствованные сражения; новые возможности и мини-игры; появление кросс-плея; улучшенный сетевой код; шикарная графика и озвучка; великолепный саундтрек от композитора Final Fantasy.
Минусы: обновлённый сюжетный режим понравится не всем; не хватает интерактивности на аренах.