World of Horror: Обзор самого необычного хоррора года

Кирилл Волошин 2023-10-26 16:04:48 24

World of Horror заметно выделяется на фоне других современных ужастиков. И дело не только в том, что здесь подчёркнуто олдскульная однобитная картинка. Игру создал польский разработчик-одиночка Павел Козминьский (Paweł Koźmiński), который не скрывает, что вдохновлялся творчеством других художников-одиночек с больным (в хорошем, творческом смысле) воображением — Говарда Лавкрафта и Дзюндзи Ито. Почему больным? Смотрите картинки ниже.

О Дзюндзи Ито

Ито — едва ли не самый известный в Японии автор манги в жанре ужасов. Также он вместе с Гильермо дель Торо и Хидео Кодзимой был соавтором отменённой Silent Hills и принимал участие в создании культового тизера P.T.

Сам Ито вдохновляется творчеством всё того же Лавкрафта и японских мангак, но я также вижу влияние Франца Кафки. В работах Ито много хтонического, иррационального ужаса, который испытывает человек, обнаруживший поутру, что он превратился в муху — или что его волосы превратились в гусеницу, червя или что вы видите вот на этой картинке:

Также у Ито, который, как и многие мангаки, начинал с изображения симпатичных девушек, многое построено на диссонансе между красивым и ужасным, между женской красотой и тем кошмаром, в который она может превратиться или который за ней скрывается. Героиня его самого известного графического романа, «Томи» (Tomie), выпущенного в 1987 году, — губительно красивая девушка, в которую все влюбляются, а она пожирает их, как самка богомола. Ведь на самом деле это самое древнее на Земле чудовище.

Дзюндзи также любит городские легенды. Одна из его работ рассказывает о пугающих серийных убийствах, когда люди обнаруживали крепко пришитые друг к другу трупы — они складывались в разные картины и сцены.

И да, Ито обожает Лавкрафта. Повесть Ито Uzumaki рассказывает о свалившемся на маленький городок древнем проклятии из космоса. Жители начали грезить спиралями, а те пришли и начали постепенно расчленять людей, которые пытались и дальше жить обычной жизнью.

Боги не ждут

World of Horror выглядит как очередная манга Дзюндзи Ито, только интерактивная. Это касается и внешнего вида, и содержания — перед нами сборник городских легенд, шокирующих историй, которые разворачиваются на фоне лавкравтовского ужаса, надвигающегося на японский городок где-то в 80-х годах прошлого века. Естественно, речь идёт о пришествии древних богов.

Чтобы помешать им, нужно проникнуть на маяк и остановить ритуал призыва богов. Но сначала придётся расследовать четыре или пять дел (зависит от уровня сложности) и получить за каждое ключи от маяка.

Дела не запутанные, а, скорее, странные и пугающие безумием. И это вполне соответствует атмосфере, царящей в городе, на который, как перед библейским апокалипсисом, обрушились бедствия и кошмары — одни люди бесследно исчезают, другие сходят с ума, появляются призраки и чудовища и так далее.

Одна история рассказывает о человеке, одержимом русалками, — он похищал девушек и проводил над ними кровавые хирургические эксперименты. Другой персонаж был одержим угрями, которые, как оказалось, пожирают человеческую плоть. Мы также расследуем загадочную гибель женщины, на теле которой нет ни одного признака насилия, выясняем, почему многие жители города не могут проснуться, ищем пропавшего мальчика, описывающего в своём дневнике страшную женщину с ножницами и детали ритуала по её изгнанию.

Всего в World of Horror два десятка дел, которые открываются постепенно и становятся доступны в следующих прохождениях. У каждого расследования есть разные концовки, на которые мы влияем своими более или менее успешными действиями. Также мы постоянно сталкиваемся с более мелкими, но не менее шокирующими событиями и сценами. То увидим приятную женщину, которая отвесит комплимент: «Какое у вас красивое лицо!», а потом достанет нож и спросит: «А можно я его отрежу?» То из коридора выползет трёхглавое чудище с вопросом «Я красивая? Я очень красивая?».

Как в это играть

На самом деле World of Horror — это пошаговая RPG с элементами рогалика. На старте мы выбираем персонажа и его историю, бэкграунд. Это может быть 20-летняя девушка, пережившая встречу с призраками, парень-курильщик, который неудачно ограбил дом и потерял друга, и много кто ещё. На первых порах доступно всего несколько персонажей, но, как и положено в рогаликах, постепенно открываются новые герои — всего их 14.

Выбор влияет на бонусы и штрафы к характеристикам — в наличии сила, ловкость, внимательность, харизма, знания, удача. Кроме того, персонажи могут начать прохождение с каким-нибудь полезным предметом в инвентаре. Например, у курильщика, что логично, в кармане есть пачка сигарет, которые повышают уровень рассудка. А если выбрать бэкграунд медика, то персонаж сразу получит бинты, снимающие раны.

Кто-то также получает бонус к скорости атаки или начинает игру с одним рандомным напарником. На условия прохождения и на сложность влияет и выбор одного из древних богов, который будет для вас не покровителем, а, скорее, надзирателем. И главное, что это повышает или понижает не только силу врагов, но и скорость прироста показателя рока (Doom) — когда он достигнет 100 %, боги придут, город погибнет, а игра закончится.

Два других важнейших показателя — это здоровье и уже упомянутый рассудок. На него сильно влияют случайные события. Увидели вы, например, странную картину или статую обнажённой женщины в маске и решили прикоснуться к ней (или к маске) — в итоге можете получить опыт и новые знания или, наоборот, увидите что-то страшное, у статуи отвалится голова, и она даже нападёт на вас — рассудок снизится. Когда разум уйдёт в минус, вы попадёте в дурдом, а игра закончится, — почти обязательная механика для игр по Лавкрафту.

Во всех этих ивентах идёт проверка параметров персонажа, а в некоторых случаях на исход события влияет наличие определённого навыка. Всё это прокачивается и изучается при получении новых уровней. Интересно, что опыт в World of Horror не только повышается, но и убавляется — зависит от наших действий и опять же от исхода событий. А ещё его можно обменять. Например, если поделиться информацией в отделении полиции, то вы потеряете энное количество опыта, но получите несколько банкнот, чтобы прикупить предметы и оружие в местных магазинах.

Вообще, в городе разрешают посещать множество мест — в школе можно нанять напарников (или попытаться их принудить к помощи), послушать сплетни и сходить в библиотеку, чтобы выучить заклинание (правда, это увеличивает уровень рока); в госпитале лечат травмы; в том же полицейском участке можно попросить усилить охрану того или иного места (это снизит шанс встретить там врагов). Игра подсказывает, куда нужно отправиться, чтобы расследовать текущее дело, а куда — чтобы получить одно из достижений (они дают бонусы в следующих прохождениях).

Время бить

В сражениях есть разные группы действий — атакующих, защитных, поддержки и спиритических. Последние предназначены для целебной молитвы и сражений с призраками, которых можно изгонять в том числе с помощью ритуалов. В целом всё понятно и знакомо по японским RPG и играм жанра dungeon crawler. С видом из глаз смотрим на врага и выбираем в свой ход, что делать, как и чем атаковать. Можно и сбежать.

Но тут больше вариантов действий — изучить противника, увеличить шанс попадания или уклонения, подготовить следующую атаку, чтобы она гарантированно попала в цель, или приказать всем союзникам бить монстра. Вы вольны даже осмотреть окружение в поисках предмета, который можно использовать как оружие, экипировав его, или просто кинуть в цель.

И большинство этих телодвижений расходуют определённое время на общей шкале — по сути, это аналог очков действий. Нам нужно грамотно распределить их, учитывая, что шкала ограниченна.

Страшно не успеть

World of Horror — игра в целом хардкорная, но именно в сражениях я редко проигрывал. При всей своей навороченности (а точнее, перегруженности), они проходят примерно по одной схеме, и у рядовых врагов практически нет шансов. Тем более что практически всегда можно вернуться домой, чтобы принять ванну и отдохнуть — это восстанавливает часть здоровья и рассудка, а иногда даже даёт бонус к опыту.

Куда больше проблем доставляют потеря рассудка и увеличение уровня «дума». Часто я не успевал провести все расследования, чтобы добраться до маяка и остановить ритуал — город и моего персонажа настигала кара древних богов. Дело в том, что уровень рока увеличивается практически за каждый чих — в результате случайных событий, за применение заклинаний, посещение и исследование некоторых локаций, даже за обновление списка доступных навыков и товаров. Поэтому очень важно планировать свои действия и перемещение.

Кроме того, после окончания каждого дела коварные древние боги накладывают на город определённый негативный эффект — вы, например, не сможете принимать в своём доме ванну или отдыхать.

Другие проблемы (влияние рандома и повторяемость многих дел/событий) на самом деле являются частью опыта, необходимым злом во многих рогаликах. И я бы не слишком корил за них автора. Тем более что практически в каждом прохождении вы обязательно увидите пару новых расследований и ивентов.

В любом случае реиграбельность в World of Horror на высоте. Во многом она связана с обилием героев, уровней сложности и настроек каждого прохождения. Потом открывается бесконечный режим, где мы не расследуем дела, а пытаемся выжить и сбежать из обречённого города.

Ещё появится режим испытаний — здесь заранее выбрана сложность, персонаж и его предыстория, а главное, действуют разные ограничения и условия. Например, запрещают атаковать руками и оружием в сражениях, но дают заклинание, которое наносит урон и при этом снижает максимальную планку рассудка.

Главный вопрос: бывает ли в World of Horror действительно страшно? Учитывая, что в основном всё подаётся текстом и монохромными статичными картинками, между которыми мы просто перемещаемся под чиптюн-музыку, тут не страшно, а напряжённо — атмосфера японской хоррор-манги передана идеально. Но иногда даже на статичной картинке вдруг начнёт ходить ходуном дверь, раздастся грохот — это кто-то ломится в неё. Вот тут можно от неожиданности и произвести пару кирпичей на нужды народного хозяйства…

World of Horror, безусловно, отличная игра. Истинно авторская, похожая одновременно на арт-инсталляцию и интерактивную мангу, она показывает, как в довольно консервативном жанре можно сделать действительно необычный свежий ужастик — несмотря на весь его олдскульный вид.

Плюсы: интересные и безумные расследования; увлекательный геймплей на стыке рогалика, RPG и визуальной новеллы; высокая реиграбельность; обилие испытаний, событий и настроек сложности; атмосфера и стилистика работ Дзюндзи Ито.

Минусы: громоздкий интерфейс; недостаточно сбалансированная боевая система.

Другие новости

Комментарии

Изумительно? АХАХАХА
Там ещё и один фин напомнил в прошлом году...)
Не понял.
У меня тоже.
Fear & Hunger 2
Все комментарии