Если составлять список игр с самой уютной атмосферой, оригинальная Coffee Talk точно попадёт в первую десятку. Визуальная новелла, вышедшая за пару недель до повсеместных карантинов и локдаунов, стала если не громким хитом, то как минимум популярным релизом. Спустя три года мы получили продолжение, Coffee Talk Episode 2: Hibiscus & Butterfly.
Слово «эпизод» в названии не просто так. Хотя цифра 2 намекает на то, что перед нами сиквел, для новинки это слово слишком громкое. Во многом игра похожа на предшественницу: и меню оформлено так же, и вид со стороны барной стойки такой же, и даже первый посетитель знаком любителям первой части — чернокожий офицер полиции Джорджи. В продолжении не стали ломать то, что до этого работало, — думаю, если пройти оригинал и сразу после него запустить продолжение, это будет похоже на просмотр двух сезонов одного сериала.
Мы в очередной раз вживаемся в роль бариста в кофейне, которая открывается ночью и закрывается ранним утром. По улицам Сиэтла слоняются представители самых разных рас: и эльфы, и орки, и вампиры. Некоторые из них заходят к нам и рассказывают свои истории, а иногда общаются друг с другом, делая нас невольным слушателем. Хотя со времён первой части прошло три года, общество не сильно изменилось: жители по-прежнему сталкиваются с дискриминацией, кто-то замыкается в себе из-за окружающих событий, в крупных компаниях началась волна массовых увольнений. Только заведение Coffee Talk позволяет персонажам отвлечься и поговорить с кем-нибудь по душам.
Во второй части зеленоволосая Фрейя, которая с самого начала Coffee Talk торчала в кафе, не радует нас постоянным присутствием — она отправилась в путешествие и пишет новую книгу. Зато полно других персонажей — и знакомых, и совершенно новых. Мы вновь встретим Акву, которая продолжает заниматься разработкой инди-игр и столкнулась с неадекватным издателем, чьё предложение она почему-то готова принять. Познакомимся с банши Рионой — начинающей певицей, которую травят в социальных сетях. Увидим Галу, по-прежнему работающую в больнице. Ну и в такой игре не мог не появиться герой вроде сатира Лукаса — популярный блогер, публикующий отзывы о еде, развлечениях и моде.
Какие-то истории проигрывают сюжетам из первой игры, какие-то получились интереснее, и в целом трудно сказать, что Coffee Talk Episode 2 лучше или хуже оригинала. Это лишь продолжение — возможность вновь встретить старых знакомых и узнать, что происходит в их жизни, а заодно обрести новые знакомства. Как и раньше, мы не принимаем активное участие в диалогах — выбирать реплики нельзя, даже когда у бариста о чём-то спрашивают. Но читать диалоги увлекательно, пускай порой сценаристы и занимаются графоманией — обсуждение упомянутого выше издателя, с которым хочет работать Аква, занимает значительно больше времени, чем следовало бы.
Герои теперь раскрываются не только в разговорах с ними, но и в здешней социальной сети Tomodachill. Она была и в первой части, но позволяла лишь изучать профили, если вы подавали посетителям нужные напитки и укрепляли отношения. В продолжении к этому прибавились «сторис», больше напоминающие записи в Twitter. Можно даже ставить этим записям лайки, правда они никак не влияют на сюжет. «Сторис» исчезают на следующий день, так что лучше их читать при первой возможности.
А вот то, как вы выполняете работу, действительно может повлиять на сюжет. В большинстве случаев зашедший в кофейню персонаж что-то заказывает — иногда он прямо высказывает пожелания, а иногда выражается неточно, надеясь на вашу догадливость. Неправильно поняли — потеряете небольшой диалог, а в худшем случае это может привести к неудаче в жизни героя. Если ошибались много раз с одним и тем же посетителем (что маловероятно, но возможно), он вообще перестанет к вам приходить. Поэтому расплывчатость заказов иногда сильно мешает, особенно если учитывать, насколько важен порядок добавления ингредиентов. Нарезали имбирь до добавления мёда, а не наоборот — и получился другой напиток.
Одновременно облегчает и усложняет задачу появление новых ингредиентов: синего чая и гибискуса. С одной стороны, в игре теперь значительно больше комбинаций, а потому и список рецептов в смартфоне протагониста заметно вырос. С другой — если посетитель просит «красный напиток», один ингредиент уже точно понятен, остаётся лишь разобраться с остальными.
Другое нововведение, которое тоже немного влияет на историю, — оставленные посетителями вещи. Многие герои на удивление забывчивые: то зажигалку, то ключ от комнаты потеряют, а иногда специально передают бариста предметы, чтобы тот вручил их нужному персонажу. Нигде не указывается, кому принадлежит та или иная вещь, так что если вы пропустили одну строчку в диалоге, то придётся обращаться к гайдам. Да и шансов вручить предмет не так много, поскольку делать это позволяют только во время приготовлении напитка, — если поспешить с выполнением заказа, можно навсегда упустить момент.
На этом список изменений во второй части заканчивается. Coffee Talk Episode 2 получилась, как говорится, безопасным сиквелом, поэтому впечатления игра оставляет не такие яркие, как оригинал. Спасает то, что аналогов этой серии практически не найти — очень мало игр, в которых под умиротворяющую лоу-фай-музыку выполняешь заказы разношёрстных посетителей и слушаешь их истории, наблюдая за тем, как развиваются их отношения и каких успехов они достигают в жизни.
Визуальный стиль тоже не стали менять — незнающий человек сразу и не поймёт, оригинал перед ним или продолжение. Те же полки на стене, та же неоновая вывеска заведения напротив, та же потёртая барная стойка с теми же стульями. Главное, что новые персонажи не менее очаровательны, чем старые, — даже если чьи-то истории не так интересно слушать, проводить время с гостями всё равно приятно.
Если обычного прохождения будет мало, тут есть чем заняться после титров. Например, ознакомиться с двумя бесконечными режимами. В одном вы просто готовите всё что душе угодно, автоматически заполняя смартфон новыми рецептами. В другом же надо обслужить как можно больше посетителей за отведённое время. Учитывать их пожелания нужно очень точно — в каком порядке они произносят ингредиенты, в таком их и надо добавлять, иначе получите штраф. Вряд ли эти развлечения заинтересуют дольше чем на полчаса, а вот разблокировать все достижения очень увлекательно — некоторые условия забавные и позволяют увидеть новые диалоги.
Coffee Talk Episode 2 не стоит проходить тем, кто незнаком с первой частью. Это не тот сиквел, на фоне которого оригинал кажется устаревшим или слабым, — это действительно второй эпизод со всеми вытекающими. Ни графика, ни геймплей практически не изменились — прежде всего продолжение сделано для тех, кто хотел бы вновь увидеть старых виртуальных друзей. Возможно, такой трюк сработает и с третьей частью, если её планируют выпускать, но в ней всё-таки хотелось бы увидеть чуть больше экспериментов.
Плюсы: любимую по первой части атмосферу не растеряли; радостные встречи со старыми знакомыми и симпатичные новые посетители; новые ингредиенты позволяют создавать напитки, недоступные в прошлой игре; диалоги по-прежнему увлекательны, хоть некоторые истории и хуже, чем в оригинале; всё такая же приятная музыка.
Минусы: эффекта новизны уже нет; посетители иногда дают слишком расплывчатые инструкции, вынуждая выполнять заказы наугад.