Fatal Frame: Mask of the Lunar Eclipse — четвёртая игра в серии знаменитых японских хорроров и первая с точки зрения сюжета. «Маска Лунного затмения» считается одним из самых страшных хорроров, а её сорежиссёром и сосценаристом стал Гоити Суда (Goichi Suda), автор Killer7, No More Heroes и Lollipop Chainsaw. Но при этом за пределами Японии Mask of the Lunar Eclipse не выходила. Появилась у себя на родине в 2008-м, стала самой на тот момент продаваемой игрой в серии… И всё, про западный релиз забыли. Конечно, познакомиться с очередным японским хоррором можно было, но официально он вышел во всём мире и на всех ключевых платформах только сейчас. Насколько же страшная эта игра спустя 15 лет?
Как говорили авторы, суть Fatal Frame: Mask of the Lunar Eclipse состояла в том, чтобы заставить нас прочувствовать страх от происходящего. Для этого потребовалось пересмотреть стандартную формулу, взглянуть на игру по-новому. Поэтому к разработке и привлекли новых людей, включая Гоити Суду. Не всё получилось, но в целом задача до жути напугать игроков была решена.
Фабула довольно жуткая. В 1970 году серийный убийца Ё Хаибара похитил пятерых девочек прямо из психиатрической клиники на острове Роугэцу. Детектив Тосиро Кирисима нашёл и спас детей, которые, как оказалось, совершенно забыли о произошедшем.
Спустя два года в результате катастрофы все жители острова погибли. Ещё через шесть лет при загадочных обстоятельствах умерли две из пятерых похищенных маньяком девочек, а две другие, Мисаки Асо и Мадока Цукимори, вернулись на остров в поисках подробностей о своём прошлом, но пропали.
И вот 10 лет спустя, в 1980-м, на остров приезжает пятая из девочек — Рука Минадзуки, чтобы найти пропавших подруг и опять же вспомнить всё. А в итоге узнаёт о странной болезни, поразившей многих жителей острова, и о жутком ритуале, в котором важную роль играла маска Лунного затмения.
Играть мы будем не только за Руку, но и за её подруг и за детектива Тосиро. История хорошо срежиссирована. Практически каждая глава посвящена отдельному персонажу, при этом события могут разворачиваться параллельно, чередовать прошлое и настоящее, начинаться там, где закончился эпизод с другим героем, или продолжать прерванную на самом интересном месте историю, которую рассказывали несколькими главами ранее.
Впрочем, формула происходящего всегда примерно одинаковая. Получаем задание исследовать ту или иную зону, найти ключ от двери, очередную зацепку, источник странных звуков и так далее, идём туда, обязательно встречаем одного или нескольких призраков и устраиваем им горячую фотосессию.
"Камера Обскуры" — фирменная особенность серии Fatal Frame. С помощью этого устройства можно сфоткать привидения и при этом нанести им урон. Детектив Тосиро то же самое делает с помощью фонаря, который также может работать и как фотоаппарат. Когда мы наносим призракам урон или просто успеваем снять их в предусмотренных для этого ситуациях, персонажи получают очки, за которые на точках сохранения можно покупать аптечки и плёнки-боеприпасы. А особые кристаллы, которые мы собираем всю игру, позволяют прокачивать камеру и её сменные линзы.
После уничтожения фантома мы возвращаемся с найденным ключом или новой информацией и по пути обязательно встречаем ещё нескольких призраков — как правило, ещё более агрессивных. Снова ожесточённая фотосессия, исследование мрачных закрытых помещений, снова поиск записок, ключей, информации и решение по большей части простеньких пазлов — и снова встречи с агрессивными или просто пугающими привидениями.
Ситуацию спасает атмосфера ужаса, которой добились авторы в Mask of the Lunar Eclipse. Да, вы уже примерно знаете, когда появятся фантомы, когда будет очередной скример. Знаете, что если героиня тянет руку к девушке, сидящей к ней спиной, то нужно ждать подвоха. И если она повернётся, вы не увидите милое личико.
Но каждый раз, зная всё это, всё равно вздрагиваешь, подпрыгиваешь, вскрикиваешь и материшься. И даже если выходишь в длинный коридор, в котором просто мерцает цвет, уже напрягаешься. Знаешь же примерно, что сейчас произойдёт, и уже ждёшь этого, но ждёшь с таблеткой валидола под языком.
Объяснений несколько. Сами призраки тут правда страшные: бледные, злые — в общем, привидения из ваших самых жутких кошмаров. Есть хичкоковский саспенс: здесь даже сбор предметов обставлен так, что можно стать заикой, — когда медленно тянешь руку к чему-то, то всегда нервничаешь, ожидая, что за неё схватит призрак. И ведь рано или поздно схватит…
Ну и в целом всё грамотно подаётся — картинка может неожиданно стать чёрно-белой и зернистой, где-то заиграет музыка, зазвонит телефон или при приближении камеры, когда вы открываете дверь, у вас за спиной вдруг появится страшная девочка либо медсестра с чёрными отверстиями вместо глаз.
Даже то, как написаны записки девочек, явно находившихся в исступлении или помешательстве, как кричат привидения, какими голосами говорят с вами по телефону, как болезненно и в то же время органично сочетаются красивые, сексуальные девушки с этими хтоническими ужасами, жуткими ритуалами и проклятым лунным светом, — всё практически идеально работает на атмосферу.
Да и сами сражения с фантомами при помощи камеры или фонарика детектива, при всей простоте механики (наведи и щёлкни в нужный момент), полны напряжения и мата. Вы медленно уворачиваетесь (скорее, отходите) от атак, нервно пытаетесь навести непослушную камеру на потустороннего врага и испуганно вертите головой, не зная, откуда последует атака.
Всё вышеописанное и сам геймплей в ремастере остались практически без изменений. Добавился фоторежим, появились новые костюмы, ожидаемо обновилась (хотя и не кардинально) графика, радующая глаз моделями персонажей.
Это одновременно и хорошо и плохо. Хорошо потому, что мы получили культовый хоррор, где ничего не испорчено и сохранилась та же атмосфера. Плохо потому, что некоторые моменты всё же хотелось бы изменить. Речь в первую очередь про управление и работу камеры — и то и другое реализовано довольно топорно. А перемещаются персонажи очень медленно — даже когда вроде как бегут.
Отчасти понятно, почему так сделано, — такой тягучий темп только умножает напряжение. Но порой черепашье перемещение начинает раздражать. Можно ещё понять, когда испуганно семенит девушка в платье, но когда так же «бегает» детектив — выглядит странно.
Тем более что очень часто приходится посещать одни и те же места. Практически вся игра проходит в одинаковых мрачных помещениях. Тут работает схема полицейского участка из Resident Evil 2 — постепенно открываются ранее закрытые двери, становятся доступны новые комнаты и зоны, мы узнаём новые подробности. И всё же слишком часто нас гоняют по одним и тем же комнатам и коридорам и заставляют драться с одними и теми же призраками-боссами в одинаковых декорациях.
С этой точки зрения здесь отчаянно не хватает свежего воздуха — особенно если вспомнить пятую часть, Fatal Frame: Maiden of Black Water, где мы исследовали выдуманную священную гору Хитами и её окрестности.
Ремастер Maiden of Black Water, напомню, вышел осенью 2021 года. Спустя полтора года до нас добралась и обновлённая версия предыдущей игры в серии. И оба ремастера получились, скажем так, не лучшими. Конечно, хотелось бы больше исправлений, новых локаций, более современного подхода. С другой стороны, у нас появилась возможность увидеть культовый японский хоррор практически в оригинальном виде. Лично я этому только обрадовался и продолжал играть и бояться, несмотря на все проблемы с управлением — тем более что к нему можно привыкнуть.
Плюсы: интересная и пугающая история, рассказанная от лица нескольких персонажей; интересный и необычный для жанра геймплей с фотокамерой; красивые героини, которых можно наряжать в разные костюмы; шикарная работа с музыкой, озвучкой и в целом со звуком.
Минусы: в ремастере мало изменений и все болячки на месте, в том числе неудобное управление, капризная камера и частое посещение одних и тех же локаций.
Однако я ещё не играл в первые 3 части, не судите строго :) Обязательно поиграю в ближайшее время, но ожидал от Маски большего.