Fatal Frame 4: Mask of the Lunar Eclipse: Обзор

Кирилл Волошин 2023-03-17 16:39:52 15

Fatal Frame: Mask of the Lunar Eclipse — четвёртая игра в серии знаменитых японских хорроров и первая с точки зрения сюжета. «Маска Лунного затмения» считается одним из самых страшных хорроров, а её сорежиссёром и сосценаристом стал Гоити Суда (Goichi Suda), автор Killer7, No More Heroes и Lollipop Chainsaw. Но при этом за пределами Японии Mask of the Lunar Eclipse не выходила. Появилась у себя на родине в 2008-м, стала самой на тот момент продаваемой игрой в серии… И всё, про западный релиз забыли. Конечно, познакомиться с очередным японским хоррором можно было, но официально он вышел во всём мире и на всех ключевых платформах только сейчас. Насколько же страшная эта игра спустя 15 лет?

И мне, и вам не повезло — под маской обитает зло!

Как говорили авторы, суть Fatal Frame: Mask of the Lunar Eclipse состояла в том, чтобы заставить нас прочувствовать страх от происходящего. Для этого потребовалось пересмотреть стандартную формулу, взглянуть на игру по-новому. Поэтому к разработке и привлекли новых людей, включая Гоити Суду. Не всё получилось, но в целом задача до жути напугать игроков была решена.

Фабула довольно жуткая. В 1970 году серийный убийца Ё Хаибара похитил пятерых девочек прямо из психиатрической клиники на острове Роугэцу. Детектив Тосиро Кирисима нашёл и спас детей, которые, как оказалось, совершенно забыли о произошедшем.

Спустя два года в результате катастрофы все жители острова погибли. Ещё через шесть лет при загадочных обстоятельствах умерли две из пятерых похищенных маньяком девочек, а две другие, Мисаки Асо и Мадока Цукимори, вернулись на остров в поисках подробностей о своём прошлом, но пропали.

И вот 10 лет спустя, в 1980-м, на остров приезжает пятая из девочек — Рука Минадзуки, чтобы найти пропавших подруг и опять же вспомнить всё. А в итоге узнаёт о странной болезни, поразившей многих жителей острова, и о жутком ритуале, в котором важную роль играла маска Лунного затмения.

Играть мы будем не только за Руку, но и за её подруг и за детектива Тосиро. История хорошо срежиссирована. Практически каждая глава посвящена отдельному персонажу, при этом события могут разворачиваться параллельно, чередовать прошлое и настоящее, начинаться там, где закончился эпизод с другим героем, или продолжать прерванную на самом интересном месте историю, которую рассказывали несколькими главами ранее.

Фото с привидением

Впрочем, формула происходящего всегда примерно одинаковая. Получаем задание исследовать ту или иную зону, найти ключ от двери, очередную зацепку, источник странных звуков и так далее, идём туда, обязательно встречаем одного или нескольких призраков и устраиваем им горячую фотосессию.

"Камера Обскуры" — фирменная особенность серии Fatal Frame. С помощью этого устройства можно сфоткать привидения и при этом нанести им урон. Детектив Тосиро то же самое делает с помощью фонаря, который также может работать и как фотоаппарат. Когда мы наносим призракам урон или просто успеваем снять их в предусмотренных для этого ситуациях, персонажи получают очки, за которые на точках сохранения можно покупать аптечки и плёнки-боеприпасы. А особые кристаллы, которые мы собираем всю игру, позволяют прокачивать камеру и её сменные линзы.

После уничтожения фантома мы возвращаемся с найденным ключом или новой информацией и по пути обязательно встречаем ещё нескольких призраков — как правило, ещё более агрессивных. Снова ожесточённая фотосессия, исследование мрачных закрытых помещений, снова поиск записок, ключей, информации и решение по большей части простеньких пазлов — и снова встречи с агрессивными или просто пугающими привидениями.

Задумывая чёрные дела, на небе ухмыляется луна

Ситуацию спасает атмосфера ужаса, которой добились авторы в Mask of the Lunar Eclipse. Да, вы уже примерно знаете, когда появятся фантомы, когда будет очередной скример. Знаете, что если героиня тянет руку к девушке, сидящей к ней спиной, то нужно ждать подвоха. И если она повернётся, вы не увидите милое личико.

Но каждый раз, зная всё это, всё равно вздрагиваешь, подпрыгиваешь, вскрикиваешь и материшься. И даже если выходишь в длинный коридор, в котором просто мерцает цвет, уже напрягаешься. Знаешь же примерно, что сейчас произойдёт, и уже ждёшь этого, но ждёшь с таблеткой валидола под языком.

Объяснений несколько. Сами призраки тут правда страшные: бледные, злые — в общем, привидения из ваших самых жутких кошмаров. Есть хичкоковский саспенс: здесь даже сбор предметов обставлен так, что можно стать заикой, — когда медленно тянешь руку к чему-то, то всегда нервничаешь, ожидая, что за неё схватит призрак. И ведь рано или поздно схватит…

Ну и в целом всё грамотно подаётся — картинка может неожиданно стать чёрно-белой и зернистой, где-то заиграет музыка, зазвонит телефон или при приближении камеры, когда вы открываете дверь, у вас за спиной вдруг появится страшная девочка либо медсестра с чёрными отверстиями вместо глаз.

Даже то, как написаны записки девочек, явно находившихся в исступлении или помешательстве, как кричат привидения, какими голосами говорят с вами по телефону, как болезненно и в то же время органично сочетаются красивые, сексуальные девушки с этими хтоническими ужасами, жуткими ритуалами и проклятым лунным светом, — всё практически идеально работает на атмосферу.

Да и сами сражения с фантомами при помощи камеры или фонарика детектива, при всей простоте механики (наведи и щёлкни в нужный момент), полны напряжения и мата. Вы медленно уворачиваетесь (скорее, отходите) от атак, нервно пытаетесь навести непослушную камеру на потустороннего врага и испуганно вертите головой, не зная, откуда последует атака.

Без перемен

Всё вышеописанное и сам геймплей в ремастере остались практически без изменений. Добавился фоторежим, появились новые костюмы, ожидаемо обновилась (хотя и не кардинально) графика, радующая глаз моделями персонажей.

Это одновременно и хорошо и плохо. Хорошо потому, что мы получили культовый хоррор, где ничего не испорчено и сохранилась та же атмосфера. Плохо потому, что некоторые моменты всё же хотелось бы изменить. Речь в первую очередь про управление и работу камеры — и то и другое реализовано довольно топорно. А перемещаются персонажи очень медленно — даже когда вроде как бегут.

Отчасти понятно, почему так сделано, — такой тягучий темп только умножает напряжение. Но порой черепашье перемещение начинает раздражать. Можно ещё понять, когда испуганно семенит девушка в платье, но когда так же «бегает» детектив — выглядит странно.

Тем более что очень часто приходится посещать одни и те же места. Практически вся игра проходит в одинаковых мрачных помещениях. Тут работает схема полицейского участка из Resident Evil 2 — постепенно открываются ранее закрытые двери, становятся доступны новые комнаты и зоны, мы узнаём новые подробности. И всё же слишком часто нас гоняют по одним и тем же комнатам и коридорам и заставляют драться с одними и теми же призраками-боссами в одинаковых декорациях.

С этой точки зрения здесь отчаянно не хватает свежего воздуха — особенно если вспомнить пятую часть, Fatal Frame: Maiden of Black Water, где мы исследовали выдуманную священную гору Хитами и её окрестности.

Ремастер Maiden of Black Water, напомню, вышел осенью 2021 года. Спустя полтора года до нас добралась и обновлённая версия предыдущей игры в серии. И оба ремастера получились, скажем так, не лучшими. Конечно, хотелось бы больше исправлений, новых локаций, более современного подхода. С другой стороны, у нас появилась возможность увидеть культовый японский хоррор практически в оригинальном виде. Лично я этому только обрадовался и продолжал играть и бояться, несмотря на все проблемы с управлением — тем более что к нему можно привыкнуть.

Плюсы: интересная и пугающая история, рассказанная от лица нескольких персонажей; интересный и необычный для жанра геймплей с фотокамерой; красивые героини, которых можно наряжать в разные костюмы; шикарная работа с музыкой, озвучкой и в целом со звуком.

Минусы: в ремастере мало изменений и все болячки на месте, в том числе неудобное управление, капризная камера и частое посещение одних и тех же локаций.

Другие новости

Комментарии

Мне как-то после трёх частей Страшно, Вырубай! лор этой части показался довольно плоским. Ну как бы он неплохой, но мне не хватило всякого мрака и «необходимой» жести в истории. Думал Суда51 как-то способствовал ещё более запутанному и глубокому сюжету, но по итогу сложилось такое чувство, будто обоим сценаристам не дали выложились на полную и сюжет получился недостаточно безумным для Суды и недостаточно ужасающим для Шибаты. Да и геймплей даже для Вии эксклюзива показался как-то слишком однообразным. Игра, конечно, достойна Похвально, но всю игру такое чувство было, словно это инди духовный наследник, а не четвёртая(!) часть знаменитой хоррор серии с неизменным директором и сценаристом.

Однако я ещё не играл в первые 3 части, не судите строго :) Обязательно поиграю в ближайшее время, но ожидал от Маски большего.
Дамажить «Поляроидом» точно не моё.)))
Требую Страшно Вырубай по этой и Maiden of Black Water
Первые 3 были достойные. В эту на Dolphin играть не смог (неудобное управление, естественно нунчака и палки нет, биндил на геймпад). Попробуем ремастер, может здесь управление получше.
Как же хорошо, что серия не пылится на одной консоли, и теперь любой игрок может поиграть в Project Zero.
Все комментарии