Перед выходом Asterigos: Curse of the Stars у меня были скептические ожидания. А если точнее, их почти и не было — ну, очередной соулслайк, только в яркой обёртке и с древнегреческими мотивами. Да и у нас на сайте реакция на новости о проекте была примерно такая же. А в итоге мы получили игру, которую, несмотря на проблемы в геймплее, можно назвать одним из лучших приключений этой осени.
Во многом успех зиждется на персонажах, сеттинге и сюжете. При этом сама фабула довольно стандартная. Очередная магическая гадость, нехорошие эксперименты, попытки снять проклятие, поразившее целый город, — видели такое, и не раз. Разве что в Asterigos всё это сопровождается древнегреческими мотивами и отсылками — в том числе к легенде о проклятии короля Мидаса.
Харизматичная рыжая девушка с Севера — это мы тоже видели: достаточно вспомнить Элой из Horizon. Правда, Хильда из Asterigos совсем ещё ребёнок, который может смешно, по-детски вскидывать руками от радости прямо во время разговора, — и это только придаёт ей колорита.
Девочка отправилась на поиски своего отца, который возглавлял экспедицию северного воинства в проклятый город Афес — там надеялись найти способ облегчить страдания своего короля, ставшего жертвой проклятия. Но в итоге все куда-то пропали.
Многие, естественно, не верят, что эта рыжая конопатая девчушка способна одолеть мутировавших из-за магии тварей, заполонивших город, но именно ей в итоге начинают доверять Последователи — так себя называет группа горожан, которая вот уже тысячу лет пытается одолеть беду, поразившую Афес.
И уж тем более не сомневаются в способностях Хильды соратники-северяне, которых девочка встречает на своём пути. Среди них попадаются и «гоблины» — так на её родине кличут вороватых авантюристов, которые пришли в Афес в поисках наживы. Один из них сначала нападает на Хильду, а потом чуть ли не в любви признаётся — и они вместе вспоминают, при каких обстоятельствах познакомились два года назад.
Именно такие детали делают привычную историю более интересной и запоминающейся. Да и постепенно проявляются скрытые поначалу интриги — злодей через какое-то время окажется не таким однозначным, как можно было подумать на первых порах.
Но главное, что, бегая по заданиям Последователей, Хильда постоянно находит новые сведения, встречает интересных персонажей, подслушивает разговоры и видит фрагменты событий прошлого, что в сумме даёт куда более чёткую и проработанную картину. И это не очередные записи о ходе экспериментов, а интересные детали — о том, почему люди стали превращаться в гарпий; о том, как и почему поссорились две подруги — гениальная певица и не менее выдающаяся арфистка.
Вообще, в игре много колоритных персонажей. Помимо музицирующей гарпии в убежище Последователей можно встретить ушлого торговца и информатора, пытающегося манипулировать Хильдой, а также антропоморфную лисичку-кузнеца. И у каждого — своя история.
А в других локациях (тут и улицы города, и канализация, и предместья, и шахта, и огромная тюрьма) мы находим ещё больше персонажей, делающих этот мир убедительным и живым, — например, оборотня, на которого напали другие вервольфы. Есть вариант его спасти, но последствия всё равно будут не очень приятными.
А однажды я наткнулся на мужика, который просил передавать подарки местной проповеднице. На самом деле она только выдавала себя за проповедницу, и появлялся выбор — рассказать мужчине правду и окончательно повергнуть его в безумие или отвести к ней.
Все эти побочные квесты и персонажи не обозначены вопросительными или восклицательными знаками на карте (её тут и нет) — игра стимулирует нас стучаться во все двери, изучать каждый закуток, чтобы, например, совершенно случайно свалиться в яму, найти там альтернативный проход, искомые по одному из квестов яйца пауков или сундук, из которого вдруг не золото посыплется, а вылезет зелёный слизень и сожрёт Хильду без единого шанса спастись. Но тем и интереснее!
Исследовать локации важно ещё и потому, что так мы находим редкие ресурсы, необходимые для того, чтобы лисичка-кузнец прокачивала оружие Хильды, создавала защитные амулеты и улучшала её магические силы.
Для этого также нужна звёздная пыль (местная валюта), но с ней особых проблем нет. После каждой гибели Хильды возрождается не только она, но и враги — это же происходит, если просто отдохнуть у контрольной точки. Поэтому при желании можно нагриндить приличную сумму. А вот все эти кристаллы, обломки руды и прочие ценные ингредиенты не «респаунятся». Собирать же их важно, потому что и на высшем, и даже на среднем уровнях сложности враги, особенно боссы, способны оказать серьёзное сопротивление.
Это при том, что поначалу может показаться, будто авторы промахнулись с балансом. Из всех видов оружия, каждый из которых даёт уникальную способность (меч и щит, например, позволяют ставить блок, копьё — парировать и контратаковать, а молот пробивает защиту) главным супероружием выглядит магический посох.
Меняя виды магии (огненную, ледяную или астральную) в зависимости от типа врагов, можно беспрепятственно расстреливать многих из них издали. Поэтому кажется, что достаточно прокачивать именно ветку посоха, делая его всё более эффективным оружием, изучать заклинания и повышать параметры, связанные именно с магией, чтобы легко преодолевать все опасности ещё до того, как они до вас добегут. Тем более что использование посоха не расходует ману, а, наоборот, постепенно её восстанавливает — тратится она на мощные чары.
Но чем дальше, тем чаще случаются ситуации, когда враги резко сокращают дистанцию, зажимают, ограничивают пространство для манёвра — в общем, делают всё, чтобы использование посоха и магии не казалось панацеей. Особенно в этом смысле мне понравились боссы — каждый из них запоминается и отличается своей тактикой, а некоторые атакуют вдвоём или предлагают сначала пройти сквозь ряды элитных воинов, устраивающих нам своеобразные испытания.
Поэтому приходится думать о прокачке как минимум одного оружия ближнего боя и связанных с ним талантов, о более общих параметрах и способностях, которые увеличивают очки выносливости и здоровья или делают более эффективными зелья и уклонения. Благо древо навыков тут ветвистое. А выученные особенности можно в любой момент отключить в специальном меню.
И в то же время это не чистый соулслайк, а приключенческая экшн/RPG, которая не мучает нас садомазохистской сложностью, а поддерживает комфортный баланс для широкой аудитории.
Скучно в любом случае не будет - игра часто меняет антураж и события. В одной локации мы бегаем по улицам условно-древнегреческого города, сражаемся с колоссами и гарпиями, прячемся от снарядов баллист и ищем способ отключить их, в другой лазаем по скалам, преодолеваем бомбы-ловушки в шахте и прыгаем по уступам. А через 10 минут общаемся с городской знатью на приёме.
Что действительно вызывает вопросы, так это поведение вражеского ИИ. Бывает, что противники, погнавшись за нами, добегают до определённой точки, разворачиваются и спокойно идут обратно, позволяя спокойно расстреливать их в спину - они никак на это не реагируют.
Asterigos: Curse of the Stars хороша тем, что дарит удовольствие и от непростых (даже с учётом периодических сбоев ИИ) сражений, и от исследования мира, изучения его лора, выполнения квестов. В общем, это одно из тех ярких сюжетных приключений, которых нам сейчас так не хватает.
Плюсы: проработанные мир и лор; интересный сюжет; яркие персонажи; разнообразные локации, которые интересно и полезно исследовать; непростые и захватывающие сражения; довольно подробная ролевая система; игра отлично выглядит и звучит; хорошая русская локализация.
Минусы: местами всё-таки чувствуется дисбаланс, а вражеский ИИ ведёт себя слишком глупо.