Интерес к Starship Troopers — Terran Command у меня (да и, пожалуй, у остальных) связан явно не с именем авторов этой стратегии — если издательство Slitherine ещё известно широкой публике, то непосредственные разработчики из студии The Artistocrats отметились только неплохим пошаговым варгеймом Order of Battle: World War II и пачкой DLC для него же. А вот первоисточник, будь то книга Роберта Хайнлайна (Robert Heinlein) или фильм Пола Верховена (Paul Verhoeven), — совсем другое дело: одного лишь узнаваемого образа солдата мобильной пехоты из кинокартины достаточно для того, чтобы привлечь внимание к проекту.
Признаюсь, несмотря на неравнодушное отношение как к роману, так и к фильму, я не ждал откровений. Ещё пару месяцев назад попробовал демоверсию, не впечатлился (хватило меня меньше чем на час), решил окончательно не портить впечатление и отложил полноценное знакомство с игрой на потом: мало ли, вдруг от релиза ощущения будут более положительные?
Для неискушённых читателей стоит сразу сделать пояснение: роман Хайнлайна и боевик Верховена — это, как говорится, две большие разницы. Книга написана офицером в отставке (будущий классик научной фантастики закончил Военно-морскую академию США и прослужил на флоте пять лет, пока не был уволен по состоянию здоровья) и представляет собой настоящую оду армии и военному образу жизни. Оригинальный взгляд на социально-политическое устройство утопического государства не остался незамеченным: за этот роман автор удостоился престижной премии «Хьюго» и одновременно обвинений в милитаризме и даже фашизме. Вместе с тем книга стала одним из знаковых произведений научно-фантастической литературы, обогатив жанр привычными сейчас идеями вроде силовой брони.
Фильм, снятый спустя почти полвека после выхода книги, — сатира на утопическое общество Хайнлайна. Режиссёр вступает в заочную полемику с автором первоисточника, причём делает это так тонко, что незнакомые с книгой зрители принимали голливудский «Звёздный десант» за крутой фантастический боевик, не замечая насмешек над обществом, в котором во главу угла поставлена армия.
В плане сюжета и антуража Starship Troopers — Terran Command целиком и полностью сделана по лекалам фильма. И дело не только в узнаваемых обликах арахнидов или бойцов в лёгкой броне (она никак не похожа на огромные экзоскелеты из книги), но и в той самой сатире: подколки в сторону творения Хайнлайна продолжаются, пусть и поданы не так искусно, как у Верховена.
Между миссиями нам демонстрируют короткие ролики федерального новостного агентства FED NET (подобные были и в фильме): бравурные речи диктора с хорошо поставленным голосом рассказывают о нелёгкой судьбе жителей планеты Квалаша, за которую развернулась битва. Для людей это источник ценных ресурсов, которые нужны армии, а арахниды, как и положено злобным жукам, просто убивают всех подряд. Впрочем, почему-то именно насекомые постоянные оказываются хитрее и наносят армии поражение за поражением. Но диктор в новостях не унывает: «Несмотря на огромные потери, мобильная пехота всё равно одержит победу!» Наблюдать за подобными ухищрениями забавно — даже жаль, что ролики так коротки.
Доходит до абсурда — в одной из миссий нам необходимо найти сбежавшего преступника и спасти его от арахнидов. Для чего? Чтобы доставить его к месту казни, иначе прямая трансляция экзекуции (видимо, это привычное дело для местного телевидения) окажется под угрозой срыва, а этого никак нельзя допустить! Пока преступника под камерами приковывают к электрическому стулу, отважные десантники стойко обороняют тюрьму от арахнидов — не зря же они вытаскивали беглеца из пустыни, полной жуков.
Сатира — это, конечно, здорово, но следование канонам книги, а не фильма, по-моему, куда лучше бы подошло игре в жанре стратегии. Высадки с орбиты в силовой броне, кастомизация экзоскелетов, не только арахниды в качестве противников — такой потенциальный набор фич мне импонирует куда больше, чем то, что мы видим в Terran Command. Здесь с оригинальными идеями совсем грустно — радует лишь то, что из имеющихся разработчики смогли выжать максимум для геймплея.
Начнём с того, что доступна только одиночная игра, причём без редактора сценариев или случайных битв, — лишь кампания, состоящая из линейной цепочки миссий. Зато эти миссии отличаются разнообразием задач: надо то оборонять базу от постоянных набегов арахнидов, то, наоборот, самому зачищать местность от ульев, в которых постоянно плодятся новые жуки, а иногда приходится действовать небольшим отрядом без надежды на подкрепление.
Про подкрепления стоит сказать отдельно: перед нами не стандартная RTS с постройкой казарм, в которых можно заказывать новых бойцов на добытые «крестьянами» или «харвестерами» ресурсы. Основная тактическая единица в Terran Command — это взвод, состоящий из нескольких бойцов. Каждый такой взвод имеет свою специализацию и особые навыки, которые можно разблокировать по мере получения опыта за убийство врагов. Например, обычные пехотинцы кидаются гранатами и проводят зачистку ульев, снайперы дают подсветку целей в «тумане войны», а офицеры могут увеличивать урон союзников по конкретной области карты. Специализациями обладают и арахниды — к примеру, обычные жуки-воины карабкаются по стенам, а огромные танкеры бьют по площадям и почти невосприимчивы к огню из стрелкового оружия.
Новые отряды мобильной пехоты прибывают прямиком с орбиты, на десантных катерах. Чтобы их вызвать, необходимы припасы. Небольшое их количество нам дают сразу на старте миссии, а дополнительные приходится добывать самостоятельно, захватывая ящики, разбросанные по карте или выполняя задания. Второй вид ресурсов — очки военной поддержки: они нужны для создания турелей и постройки зданий, дающих доступ к новым видам бойцов.
Общее ощущение — перед нами скорее варгейм, чем стратегия. Потеря отряда приводит к тому, что припасы возвращаются в общий пул, благодаря чему с орбиты всегда можно вызвать подкрепление (правда, это будут зелёные новобранцы без прокачанных способностей). Впрочем, затраты времени на восполнение потерь могут оказаться фатальными, поэтому заваливать врага пушечным мясом — не вариант. В конце концов, кто здесь тупые насекомые?
Брать числом, а не умением не получится и по ещё одной причине, которая является единственной отличительной чертой игры: во время боя необходимо учитывать построение отрядов и использовать особенности ландшафта для наилучшей эффективности оружия своих бойцов. Просто собрать всех в кучу и задавить арахнидов градом пуль и гранат не выйдет: если на линии огня окажется союзник, то отряд стрелять не будет, чтобы не задеть своих. Поэтому приходится изощряться, занимая высоты, используя спецспособности и обходя врага с флангов.
Как ни странно, даже такой скудный набор фич позволяет игре быть интересной именно как тактика. Здесь действительно приходится ломать голову над тем, как одолеть противника в каждом бою, а кампания, несмотря на линейную структуру, постоянно подкидывает новые тактические задачи, решение которых порой оказывается нетривиальным, особенно если подкрутить настройки сложности в пользу арахнидов.
К сожалению, Terran Command вряд ли сможет спастись от забвения. Перед нами в буквальном смысле игра на одно прохождение: после завершения кампании здесь заняться нечем — мультиплеера нет, а отсутствие даже минимальной кастомизации и вариативности (некоторые миссии кампании созданы так, что пройти их можно лишь одним-единственным образом) ставит крест на желании вернуться на Квалашу и ещё раз зачистить её от арахнидов. Про устаревшее техническое исполнение я даже не говорю — на скриншотах всё прекрасно видно.
Тем не менее, если вы любите стратегии в реальном времени и не прочь лишний раз вспомнить карикатурные образы идеального солдата и гражданина из фильма Верховена, Terran Command заслуживает вашего внимания.
Плюсы: влияние ландшафта и построения юнитов на бои; разнообразные миссии; сатирический антураж под стать фильму Пола Верховена.
Минусы: устаревшая графика и в целом бедное техническое состояние игры; слишком примитивный геймплей; нехватка современных фич вроде прокачки юнитов между миссиями или глобальной карты.