Помни...: Обзор

Степан Песков 2022-02-15 10:00:02 130

Студия Ice-Pick Lodge и её глава Николай Дыбовский известны, наверное, всем, во всяком случае на постсоветском пространстве. Приверженцы концепции «Видеоигры как искусство», они используют нестандартный подход к разработке, который чувствуется буквально во всём — от сюжета до графического дизайна. Впрочем, к чему объяснения — если вы знакомы хоть с одним из проектов Ice-Pick Lodge, то сами прекрасно понимаете, о чём речь и почему её новая игра точно заслуживает внимания.

«Ледорубы» не отличаются высокой производительностью — «Помни…» (или Know by heart в английской локализации) — всего лишь шестая в их послужном списке. Станет ли она таким же событием для индустрии, как большинство их предыдущих проектов?

Ах, как хочется вернуться

Внесём ясность: ведущий гейм-дизайнер Ice-Pick Lodge, Николай Дыбовский, в создании «Помни…» участия не принимал. Руководил разработкой Айрат Закиров, занимающий в студии должность технического директора и для которого, судя по всему, игра во многом автобиографична. Параллелей между Закировым и главным героем слишком много для простого совпадения — у них примерно одинаковые возраст и место жительства (а образ города здесь далеко не на последнем месте), да и сам Айрат не скрывает, что в сюжете многое взято из жизни.

Михаил, молодой человек лет двадцати пяти, живёт в небольшом закрытом городке где-то под Казанью. У него непыльная работёнка кассиром на железнодорожной станции, однообразный быт и неторопливо тянущиеся будни, мало чем отличающиеся друг от друга. За окном то ли поздние 90-е, то ли ранние нулевые — Советского Союза уже нет, но милиционеров ещё не переименовали в полицейских, а «мобильники» явно в диковинку.

Имена в списке приезжающих граждан надо набивать вручную. Тут, конечно, сразу вспоминаешь Papers, Please. Но нет, особого смысла работа Михаила на проходной вокзала не несёт — разве что позволяет насладиться стуком клавиш печатной машинки.

Жизнь Миши — один застывший миг этой эпохи, когда постсоветская разруха уже закончилась, а «стабильность» ещё не началась. Работа — дом — работа, пара фраз со знакомыми, бубнящий о чём-то телевизор — хорошо заметно, что наш герой застрял в быту, но вроде бы доволен этим и не собирается что-то менять. Мир вокруг точно такой же: в нём тоже ничего не происходит — ни страшного, ни радостного, один сплошной День сурка на провинциальный российский лад.

Но однажды всё меняется. В город возвращаются друзья детства Михаила, с которыми он расстался после школы — почти все они уехали учиться и работать в «большой мир», в то время как он остался дома. Среди этих друзей — девушка Ася, с которой Мишу связывают, судя по всему, не только товарищеские чувства. Первая половина и так небольшого сюжета — это беготня по городу в компании Аси и прочих друзей, перемежаемая воспоминаниями о том, как весело и счастливо они жили в детстве, когда все были вместе.

Тем временем в мире постепенно начинают происходить странные события — людей поражает выборочная амнезия. Человек теряет память, но не полностью, а забывает лишь самых близких людей. Брат считает сестру чужим человеком, отец не узнаёт детей, лучшие друзья в упор не замечают друг друга, а ещё вчера счастливые семейные пары выясняют, кто из них самозванец и должен уйти из «чужого» дома. Карантин, паника, закрытые границы города (который и так имеет статус ЗАТО), попытки справиться с неизвестной болезнью — классический набор фильма-катастрофы.

Безликие в буквальном смысле персонажи довольно пугающе выглядят на крупных планах.

Не избегает этой странной болезни и наша компания, а вот о том, что с ними произойдёт и чем всё закончится, я, конечно, рассказывать не буду — раскрывать все карты в обзоре подобной игры было бы настоящим свинством. Поэтому обойдёмся без спойлеров, но не без претензий к авторам — у меня их накопилась целая охапка.

Не верю!

Вообще, оценивать такой достаточно тонко настроенный проект, апеллирующий к самым светлым чувствам — ностальгии по детству и юношеству, очень сложно. Избежать субъективного взгляда вряд ли получится, поэтому не буду и пытаться.

Расчёт авторов понятен — заставить игроков ловить постоянные флешбэки, отождествляя себя с персонажами «Помни…». Удалось ли им это? На мой взгляд, нет. Не самое популярное мнение (судя по отзывам и оценке общественности), но оно имеет право на жизнь.

Нам часто придётся собирать подобные пазлы из детства под комментарии Миши и друзей.

У меня, как и у автора игры, много общего с главным героем: мы примерно одного и того же поколения, да и касательно места проживания соседствуем — я тоже из небольшого города под Казанью. Казалось бы, идеальное попадание в целевую аудиторию проекта, но как раз на этом фоне лучше всего заметны фальшь и нереалистичность поведения жителей города, из-за которых сопереживать им не получается при всём желании.

Одни диалоги чего стоят: ну не общаются так обычные люди, если это не герои классической театральной постановки или сошедшие со страниц графоманской книжки персонажи, автор которой не обладает минимальным жизненным опытом. Вычурные словесные конструкции, сленг не к месту, переигрывание — разговорная речь обычных людей выглядит совсем не так. Озвучка под стать — лишь отдельные голоса можно отметить положительно, а большинство из актёров озвучки работают как по заученной наизусть шпаргалке, без понимания контекста.

Именно такими фразами, по мнению сценаристов, общаются друзья, знакомые друг с другом с раннего детства.

Моя близость к антуражу в этом случае лишь подчёркивает неумение авторов сыграть на ностальгических чувствах. Будь это полностью сказочная история или рассказ о чём-то, что тебе не так знакомо, в этом случае персонажи бы казались более человечными, как ни странно. Так и произошло в случае с 11-11 Memories Retold (там художники тоже используют интересный визуальный стиль), которая мне понравилась куда больше, чем «Помни…». Хотя казалось бы — где Первая мировая, канадские и немецкие солдаты, а где — чем-то похожий на меня Михаил из пусть и выдуманного, но такого знакомого татарского городка?

Как раз с обликом самого города и передачей особенностей провинциального быта авторы справились. Впрочем, не такая уж это и сложная задача — раскидать узнаваемые локации: НИИ, школу, гаражный кооператив, больницу, детскую площадку во дворе… Использование стереотипов в данном случае выручает, а вот столь же шаблонным образам главных героев не веришь совсем.

Ружьё на стене

Если отвлечься от попыток сыграть на ностальгических чувствах и попробовать оценить повествование в целом, то и тут поводов для радости немного. Игра довольно короткая — на прохождение уйдёт чуть больше пяти часов, — но даже это не мешает ей быть очень тягомотной в первой половине. И это не попытка показать неспешность жизни в глубинке и инфантилизм главного героя, не желающего что-то менять.

Нет, основная интрига уже вроде бы начинает закручиваться, но внезапно всё будто подвисает — большую часть мы просто ходим по городу и наблюдаем за тем, как Михаил вспоминает о good old days под незамысловатый меланхоличный саундтрек. Вызывают ли эти воспоминания какие-то чувства? Лично у меня — почти никаких, несмотря на то что сентиментальности мне не занимать.

Про геймплей вообще нечего сказать — его здесь практически нет. Миша бегает по улицам, беседует с другими жителями — вот и весь игровой процесс. Те несколько мини-игр, которыми разбавляются ностальгические сценки, не заслуживают внимания. Зачем они здесь? Попытка увеличить скромный хронометраж?

Мини-игры, бессмысленные и беспощадные.

Что касается завязки с выборочной амнезией, то и она не находит никакого разрешения. Я за время прохождения придумал множество обоснований происходящему от банальных до самых фантастических, но авторы оказались куда скромнее. У сюжета нет яркой кульминации, что, впрочем, неудивительно, учитывая упор сценария именно на ностальгию. То самое чеховское ружьё так и не выстрелило.

Печально, но берущих за душу моментов здесь всего лишь пара штук на всё прохождение, да и то один из них — это песня из финальных титров, которая хороша сама по себе и вне контекста.

Кучи листьев на земле, которые можно встретить по всему городу, — признак того, что рядом находится что-то важное из детской жизни Миши. Если подойти поближе, то нам расскажут об этом воспоминании подробнее.

То, что Ice-Pick Lodge умеет создавать настоящие произведения искусства, мы прекрасно знаем. Но, видимо, ключевым является вклад Николая Дыбовского, без участия которого «Помни…» если и запомнится (уж простите за тавтологию), то явно не всем — мне, при всей близости антуража, образов и проблем главных героев, эта история показалась исполненной на любительском уровне. От «ледорубов» я ждал большего.

Тем не менее оставляю за читателями право со мной не согласиться — подобные проекты всегда несут в себе слишком много личного, чтобы их можно было оценить объективно.

Плюсы: оригинальный визуальный стиль; неплохо переданная атмосфера российской глубинки.

Минусы: вычурные и слишком книжные диалоги; нереалистичность поведения героев; слишком монотонное течение сюжета почти без поворотов; невнятный финал.

Другие новости

Комментарии

О боже, тебе поставили минус? Держишься?
Ему не зашла, а куче людей зашла. Игра-то реально крутая, как увлекла в первые полчаса, так до конца и не отпустила, не могла оторваться, пока к пяти утра не допрошла, рыдая весь последний игровой день.Согласна со стримерами, называющими её потенциальной инди года.
Тут скорее другая проблема) Не только данной игры и игр Ледорубов, в немногих проэктов такого же толка.То есть эмоциональных, душевных игр, маленький коллектив разработчиков, которые вкладывали душу.Так вот  считаю что критериев для оценки таких их должно быть две-Мусор или Изюм, и средние оценки тут просто не подходят.Причем и та и та оценка вполне актуальна, каждому человеку свое)
У меня для вас есть гораздо более крутая игра, чем «Помни...» Большинство же не может ошибаться.
не современников, а на голову выше игры которая вышла 10+лет назад и была ПЕРВОЙ в жанре.
Все комментарии