Красавица и чудовище, свет и тьма, рок и рэп — есть много слов и выражений, определяющих диаметрально противоположные ценности. И самое интересное, что порой они идут рука об руку. Вот, как, например, в метроидвании Aeterna Noctis соседствует красота и уродство. Красота — это всё, что связано с аудиовизуальной составляющей и стилистикой, уродство — это про управление и те слова, которые вы употребляете во время платформенных эпизодов. Сейчас поясню.
Сюжет в Aeterna Noctis обыгрывает известную тему вечного противостояния опять же Света и Тьмы, на которое их обрёк Хаос, маниакально стремящийся поддерживать баланс во вселенной. Играем мы за короля Тьмы (хотя выглядит он скорее как принц), который приходит в себя в начале очередного цикла и начинает новое старое путешествие в окружение помощников и летописцев, которые ему что-то там напоминают, а он такой: «Да-да, я знаю, что опять надо идти, сражаться с предводительницей Света, преуспевать в моём вечном противостоянии и вот это всё, спасибо».
Хотя для нас, у которых в запасе нет вечности и которые ничего не помнят, а только догадываются, подсказки и разъяснения как раз полезны. Но в конечном итоге всё сводится к тому, что нужно собрать очередные важные артефакты (а именно семь фрагментов Святилища Королей). И даже побочные задания в таком же духе — найдите, например, все монолиты в Пустошах.
Но, слава богу, это не значит, что сюжет в Aeterna Noctis проходной или фоновый, — наоборот, он способен заинтриговать и удивить, и не зря авторы писали про то, что у многих событий может обнаружиться второе дно. И многое, конечно, связано с проклятием, обрёкшим леди Света и короля Тьмы на это самое вечное противостояние.
В любом случае это очень эпичная история, а сама игра — едва ли не самая большая, масштабная среди всех метроидваний за последние пару лет. На неё может уйти несколько десятков часов, пока король Тьмы посещает 16 регионов Этерны. Все они получились разными. То мы оказываемся в странном монохромном месте, похожем на подсознание, то сражаемся и прыгаем на мертвенно-бледных, с оттенками синевы, подводных станциях, где заправляет ИИ, или в украшенных яркими фресками дворцах. То бежим по берегу моря, а на жёлто-красном закатном фоне летают… киты (именно летают, а не плавают). То посещаем утопающие в зелени острова. Здесь есть всё, цветовая палитра очень разная, и всё шикарно нарисовано — это одна из самых красивых метроидваний последних лет.
В принципе, как метроидвания Aeterna Noctis — вещь стандартная. Двухмерный платформер, где нужно сражаться разными видами оружия (включая чёрную косу!), много прыгать и постепенно прокачивать персонажа — по мере накопления уровней получаем очки навыков. Новое орудия смертоубийства, к слову, открывается в основном по квестам. Вот отдельный трейлер про это:
Есть большое дерево умений плюс система драгоценных камней, которые также дают бонусы. Увеличение урона, шанса критического удара, больше замедления времени при прицеливании, возможность произвести сразу три выстрела при снижении их убойной мощи, автоматическая регенерация, снижение стоимости использования способностей — всё в целом понятно и знакомо. И лучше всё это правильно развивать и сочетать, чтобы теми же камнями усиливать выбранную тактику — например, на критический урон. Ну и, конечно, самоцветы позволяют закрывать какие-то пробелы и включать полезные навыки вроде той же регенерации.
Естественно, также мы получаем новые умения и возможности, позволяющие лучше исследовать мир и проходить всё новые испытания — появляются, например, дальнобойные выстрелы, позволяющие попасть в переключатель и что-то открыть, местный аналог крюк-кошки и так далее. А карта тут не только огромная, но и большая, и по ней хорошо видно, где мы ещё не были, куда получится вернуться и пройти в новые области. Кстати, за собранные с трупов и найденные в сундуках деньги можно купить карту области и право ставить на ней разноцветные метки.
Перемещаемся мы через систему телепортов, а в их качестве выступают, естественно, троны, на которые может присесть король Тьмы. Так же, в комфорте и в ореоле своего величия, производятся прокачка и манипуляции с самоцветами.
Давайте про красоту. Сражения с боссами к ней тоже относятся — они жёсткие, но яркие, эффектные и по-своему уникальные. Есть и огромный робот, и сгусток непонятной материи со множеством глаз, и суровый воин, с которым встречаешься несколько раз, а он, словно издеваясь, говорит: «Ну, ты, кажется, стал посильнее, давай проверим, на что теперь способен».
Хардкорный платформинг — это тоже для многих своя, изощрённая красота. А он в Aeterna Noctis беспощадный. Практически все поверхности покрыты чем-то смертельно опасным, кругом шипы, что-то на пути обязательно летает вверх-вниз, влево-вправо, и одного соприкосновения с этим достаточно, чтобы отправиться на ближайший чекпоинт. Поэтому многое построено на таймингах, когда нужно запомнить, исхитриться, вовремя выстрелить или нажать на кнопку, прыгнуть и успеть протиснуться через весь этот колюще-режущий ад ловушек. Да ещё частенько включается реальный таймер, когда проход открывается или ловушки останавливаются лишь на несколько секунд.
Некрасиво в этом то, что при таком уровне хардкорности управление бывает не очень отзывчивым, а чекпоинты расположены достаточно далеко — приходится долго бежать, чтобы потом быстро погибнуть. И так повторять до готовности много, много-много раз. На поздних стадиях такой бэктрекинг способен реально выбесить. Хорошо хоть, до боссов, как правило, так долго бегать не приходится.
На самом деле, все эти разговоры про сложность, хардкор не хардкор — они достаточно субъективные. Кому-то чем сложнее, тем лучше, кому-то — наоборот. Кто-то любит «Пятьдесят оттенков серого», а кто-то — спокойные французские мелодрамы безо всякого садомазо. Вот и решайте: если не боитесь трудностей, то смело играйте в Aeterna Noctis, если же такой жёсткий платформинг на точность и время не для вас, то ждите, когда авторы добавят уже обещанный «изи-мод», в котором прыжков будет меньше, а экшена — больше. В любом случае попробовать игру стоит — это точно одна из самых колоритных, эпичных, красивых, сложных и основательных метроидваний года.
Плюсы: эпичная история со своими интригами; множество больших, разнообразных локаций; увлекательный классический геймплей; игра потрясающе нарисована; с музыкой тоже всё прекрасно и в тему; сразу доступен русский язык.
Минусы: сложность платформинга местами может показаться неадекватной; управление не самое отзывчивое; много лишнего бэктрекинга.