The Last Stand — довольно известная старая серия в основном мобильных и флеш-игр (версию 2007 года ещё можно запустить на официальном сайте), которые посвящены и выживанию среди зомби, и сражениям между игроками в духе королевской битвы. И вот вышел полноценный, созданный для PC и всех ключевых платформ «рогалик» про зомби-апокалипсис — The Last Stand: Aftermath, на который через Kickstarter собрали более $60 тысяч.
Действие Aftermath происходит в условиях, когда уже 15 лет бушует зомби-апокалипсис. А мы, естественно, должны совершать вылазки из анклава выживших в кишащие ходячими районы — искать ресурсы, знания и ответы на вопросы. Причём авторы придумали очень удобное объяснение тому, что, как принято в «рогаликах», после гибели предыдущего персонажа нужно играть за нового. Оказывается, главными героями выступают добровольцы-смертники — они уже заражены вирусом, им осталось буквально несколько дней, и фактически им предлагают благородно принести себя в жертву, погибнуть с пользой для остальных.
Сначала для изучения доступны Окраины, разбитые на множество локаций — жилые кварталы, магазины, автостоянки и так далее. Мы перемещаемся между ними на своём автомобиле и в каждой делаем остановки, чтобы найти бензин для дальнейшего движения. А заодно можно поискать огнестрельное оружие, патроны, бинты, еду и воду для восстановления выносливости, доски, трубы, ножи и биты для ближнего боя, травки/ягоды, изоленту, ветошь и лом.
Иногда находим верстаки для крафта, где, например, из той же ветоши и бутылки спирта можно изготовить бинты, из нескольких трав — противоядие, а с помощью лома — починить оружие, ведь оно постепенно приходит в негодность. Рецепты, как правило, мы узнаём сами, в процессе творческого объединения ингредиентов. Иногда попадаются тайники. Чтобы их открыть, придётся сначала запустить генератор, на шум которого сбегаются все зомби в округе, поэтому действовать нужно быстро — или же вовсе, оценив риски, плюнуть и не открывать.
Есть и редкие сюжетные задания. Сначала мы найдём странный передатчик, покрытый неизвестной материей, который будут изучать в анклаве. Потом попросят установить источник сигнала, для чего потребуется открыть ворота и выйти за пределы Окраин, куда никто из выживших ещё не совался, — после этого станут доступны новые большие регионы со своими задачами и более сильными врагами. Сюжет, понятно, не выдающийся, но держит в тонусе.
Как и положено в таких играх, есть глобальный прогресс, который осуществляется двумя способами. Во-первых, во время вылазок мы находим документы, дающие очки знаний. А за них в лагере покупаем улучшения, которые повышают урон в бою, уменьшают расход выносливости, делают крафт более эффективным, добавляют шанс оглушить нападающих, позволяют взламывать кусачками замки или снимать ловушки и так далее. Реже случается, что прямо во время вылазки мы находим и активируем радиостанцию, чтобы купить апгрейды на месте, а не в анклаве. Они будут действовать на всех добровольцев.
Во-вторых, можно найти большие сумки и дотащить их до машины — тогда получим очки снабжения. Или бывает, что нам предлагают выбор — сразу забрать из тайника крутое снаряжение или конвертировать его опять же в очки снабжения. Потом, перед очередной вылазкой, в лагере за них покупаем бонусы — например, добавляем в арсенал определённое оружие и боеприпасы; изучаем рецепт мощного оглушающего молота; открываем убойные пушки, которые будут попадаться в следующих прохождениях; покупаем 50 очков знаний; делаем так, чтобы всем героям на старте были доступны определённые предметы; и так далее.
Кроме того, каждый герой прокачивается индивидуально во время вылазок — и это одна из главных фишек The Last Stand: Aftermath. Она связана как раз с тем, что все добровольцы заражены вирусом, — он прогрессирует, что приводит к мутациям на выбор. Так, можно существенно увеличить защиту или урон, но потерять в скорости или выносливости; наоборот, прибавить в скорости перемещения; добавить шипы на кожу, что поможет в ближнем бою; превратить обычные перекаты в резкие рывки, которые сбивают с ног и оглушают зомби. А, например, с мутацией «Скунс» персонаж начинает вонять почти как ходячие, и те меньше обращают на него внимание.
И всё бы хорошо, но каждая такая мутация приближает нас к гибели. Замедлить распространение вируса можно с помощью специальных инъекций, но изначально выдают только одну такую. А потом, если повезёт, найдёте станцию, где при наличии нужных ингредиентов получится изготовить новую. Это «рогалик», и каждый раз расположение ресурсов генерируется заново, поэтому удача тут не помешает.
К другим интересным особенностям The Last Stand: Aftermath следует отнести внимание к деталям, придающим реализма происходящему. Про запах, на который обращают внимание зомби, я уже сказал, как и про постепенный износ оружия. А ещё ходячие бурно реагируют на звук — не только грохот заведённого генератора, но и выстрелы привлекают их внимание.
Так что зачастую лучше драться холодным оружием (правда, оно быстро ломается) или руками, развивая соответствующие навыки. Либо изготовить глушитель (для оружия, кстати, попадаются обвесы). Кроме того, часто приходится передвигаться медленно и пригнувшись, а также использовать батарейки, чтобы завести те же генераторы и отвлечь зомбаков на них.
К неприятным особенностям я бы отнёс разве что баги, не позволяющие, например, пройти через разбросанный по комнатам хлам (а иногда персонажи проваливаются в текстуры), да необходимость после гибели начинать игру с самого начала — тут бы, конечно, не помешала система глобальных чекпойнтов или «шорткатов».
The Last Stand: Aftermath — действительно интересный и при этом достаточно сложный, глубокий «рогалик», в котором сочетаются традиции жанра и свои интересные фишки. Поэтому даже такая заезженная тема, как выживание посреди зомби-апокалипсиса воспринимается свежо.
Плюсы: в целом неплохой сюжет; увлекательный и достаточно глубокий геймплей; интересные фишки вроде системы мутаций; внимание к деталям, придающим игре реализма и сложности; приятная картинка; хорошая работа со звуком.
Минусы: встречаются баги; привычная для «рогаликов» репетативность геймплея временами становится совсем уж нудной.