Карточные батлеры и разные вариации ККИ по-прежнему остаются одной из самых популярных тем среди инди-разработчиков. Но радует то, что всё чаще появляются игры, которые не стремятся в очередной раз копировать Slay the Spire, а делают что-то уникальное. Вот, например, The Magister — это практически полноценная RPG, с квестами, диалогами, изучением мира, детективными расследованиями и пошаговыми битвами. И с картами, конечно.
Мы выступаем в роли титульного магистра — это такой агент и судья на службе местного Императора, призванный расследовать преступления и улаживать конфликты. В общем, кто-то вроде героя Tyranny. Его (или её — мы сами выбираем, за какого магистра играть) отправили в деревушку Сильверхёрст расследовать убийство другого магистра, тело которого нашли в местной гостинице. Причём сделать это нужно за 10—15 игровых дней, иначе Его Императорское Величество начнёт гневаться.
Всё по классике детективов: осматриваем место преступления, собираем улики, опрашиваем людей, задавая им традиционные вопросы в духе «Что вы делали позавчера в девять?». Вся полученная информация отображается на доске, где можно видеть улики, мотивы и делать умозаключения.
Другое дело, что персонажи начнут конкретно отвечать и рассказывать, что именно они делали в ночь убийства, только после того, как мы поднимем отношения с ними до третьего уровня. А для этого нужно выполнять их поручения или, например, активно покупать/продавать у торговца да пользоваться услугами кузнеца — в общем, игра не даёт сразу сосредоточиться на расследовании, а начинает гонять нас по обязательной RPG-программе.
Выполняем квесты — найти пропавшего крестьянина, убрать лидера бандитов, вычислить, кто убил местного жителя, обезвредить культистов, разобраться с оборотнями на кладбище (встретить их там получится только ночью), поохотиться вместе с егерем и так далее. Плюс система случайных событий — перемещаясь между важными точками на карте, можем наткнуться на бандитов, на местную агрессивную деревенщину (Империю тут не любят), на торговца или, например, жителя, который предложит нам поохотиться на оленей.
Кроме того, каждый новый день один из важных для расследования персонажей попадает в беду — если до ночи ему не поможем (после заката фактически доступна только гостиница, чтобы выспаться и восстановить здоровье), то этот NPC будет недоступен в течение некоторого времени, а значит, наше следствие затянется.
Все квесты и проблемы мы решаем с помощью карт — в сражениях или во время переговоров. Да, в The Magister, как в Griftlands, можно пытаться уладить дело миром — уговорить, например, бандитов сдаться, убедить официантку из гостиницы поделиться информацией или успокоить агрессивных местных. Для этого в режиме тактической дипломатии нужно за 12 ходов свести уровень агрессии оппонентов к нулю. Каждый ход копим очки эмпатии и за них покупаем разговорные карты, среди которых есть шутки, ложь и всё в таком духе. Некоторые могут в зависимости от того, что выпадет на кубике (да, есть и кубик), дать очки эмпатии, снять уровень агрессии или, наоборот, добавить в колоду раздражение и нетерпеливость — фактически это карты проклятий, которые засоряют руку и усложняют решение задачи.
Проработана эта карточно-разговорная механика, конечно, не так подробно и интересно, как в Griftlands, но тоже оставляет положительные впечатления. В сражениях же, с одной стороны, всё более традиционно — в пошаговом режиме используем карты атаки, чередуя ближний бой и пальбу из револьвера, увеличиваем защиту, чтобы блокировать прямой урон здоровью, и так далее. А помогать нам могут кошка или собачка, которых тут разрешается приручить, а также напарник, нанятый в Сигнальной башне (правда, он просит по два золотых в сутки).
С другой стороны, драки хоть и пошаговые, но тратятся в них не очки хода, а секунды — мы увеличиваем или сокращаем время до своего хода в зависимости от того, насколько «секундозатратные» действия используем.
На содержимое колоды и в целом на стиль прохождения влияет стартовый выбор героя или героини. Есть три класса — условные воин, умник и изворотливый воришка, не брезгующий карманными кражами. Понятно, что у каждого — свой набор плюсов и минусов. Воин силён физически, но слаб в дипломатии (она ему изначально и не доступна), у хитреца всё наоборот, а интеллектуал умеет бесплатно заменять карты в сражениях.
Кроме того, игра рандомно даёт каждому набор не самых приятных особенностей — у кого-то проблемы с алкоголем и сном (постоянно нужно покупать пойло в гостинице), другой станет ярым религиозным фанатиком (это даёт карту проклятия, которое нужно каждый день снимать в храме). Третий слишком агрессивен и совсем плох в дипломатии.
Наконец, выбранный герой случайным образом получает стартовый навык — например, воровство или дедукцию. Последняя нужна, чтобы в ходе мини-игры, по смыслу подбирая слова, отыскать скрытый проход или найти место, где пропал местный житель. Но в дальнейшем есть все возможности, чтобы корректировать и колоду, и развитие персонажа. Получая опыт и уровни, он будет разучивать новые навыки. И вы вольны открыть своему алкоголику-силачу навык тактической дипломатии или той же дедукции, а нервному интеллектуалу — дать доступ к умениям (и картам) на атлетику.
У некоторых торговцев можно покупать новые карты, у кузнеца — прокачивать свою защиту, здоровье или атаку. А после общения с куртизанкой (интеллектуального, а не плотского) разум героя очистится и ему предложат выбор — купить новые карты, удалить или прокачать те, что в колоде.
Впрочем, главное в The Magister — это всё-таки само расследование. Подозреваемых куча, и все так или иначе что-то скрывают. А наша задача — найти улики, которые выведут их на чистую воду. Говорит, например, храмовая жрица, что в день убийства она была в Сигнальной башне, но мы-то уже знаем, что та была два дня закрыта, — теперь нужно отыскать эту улику и предъявить.
Также из бесед с другими персонажами мы узнали, что у неё и мотив был — кто-то из магистров нехорошо поступил с её братом. Но значит ли это, что именно жрица — убийца? Не факт. Врут, повторю, все, и у каждого может найтись свой мотив. А когда их уличаешь во лжи, каждый начинает валить на других — дескать, видели той ночью в гостинице кузнеца или охотницу. Однажды я, например, попал на тайную вечерю культистов, которые выступают против церкви и Империи. И среди них узнал сразу трёх персонажей.
Помогают в расследовании компаньоны, вызванные через Сигнальную башню. Они разные, со своими особенностями в бою и в следственных мероприятиях. Им можно поручить изучить орудие преступления или найденные документы, если не хватает собственных навыков (например, для химического анализа улик нужна алхимия).
В итоге, когда подойдёт срок, мы должны определиться с выводами и доказательствами, представить доклад и назвать убийцу, а потом аргументированно защищать свою позицию.
Интересно и то, что в каждом прохождении меняются детали преступления, сам убийца и его мотивы. В одном случае для убийства у меня использовались кружка и яд, в другом — нож и так далее. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы менялись и место преступления, и другие, более важные моменты, но и на том спасибо.
The Magister, несмотря на свою непритязательную (а для кого-то и отталкивающую) внешность, должна понравиться ценителям карточных и ролевых игр, особенно тем, кто любит запутанные детективные истории.
Плюсы: увлекательный детективный сюжет; затягивающий геймплей; занятная механика диалоговых поединков; множество вариантов развития персонажей и колод; приятная музыка.
Минусы: хотелось бы, чтобы в новых забегах более серьёзно и глобально менялись детали преступления; некрасивая картинка.