Разработчики из Variable State умеют придумывать интересные мистические истории и необычно их подавать — достаточно вспомнить их Virginia, вызывавшую ассоциации с «Твин Пикс» и «Фарго». Приняли её в целом хорошо, хотя и без вопросов, в частности к сюжетной логике, не обошлось. Примерно то же самое случилось и с Last Stop.
Сразу бросается в глаза, что Last Stop — игра современная, европейская, а точнее — британская. В том смысле, что толерантная. Сестра одной из героинь — полицейская-лесбиянка, есть межрасовый секс и вообще белых и цветных персонажей примерно поровну. Впрочем, для современной Европы, в частности для Лондона, где и разворачивается действие, это норма. То есть авторы ничего не пропагандируют, а фиксируют факт. И вообще сюжет не об этом.
Last Stop рассказывает три истории, которые в какой-то момент пересекаются, а в финале и вовсе сливаются воедино. Одна — про лысоватого и толстоватого отца-одиночку Джона, который не по своей воле поменялся телами с молодым соседом Джеком. В другой мы играем за школьницу Донну, которая обнаружила странного человека — в его доме пропадают люди. Вместе с друзьями она проследила за ним и заперла его в бассейне. Наконец, третья история — про карьеристку и изменщицу Мину, работающую в частной военной кампании, которая изучает природу той мистики, что творится в игре.
Но Last Stop — не про мистику, а про людей и про их жизни, про отношения в семье, на работе, с окружающими. Джон, недавно перенёсший сердечный приступ, один воспитывает очаровательную восьмилетнюю дочку, симпатизирует коллеге и ненавидит своего босса. Мина фактически променивает мужа и сына на работу и любовника.
А у Донны помимо типичных подростковых забот (мальчики, которые нравятся, и подружки, у которых этих мальчиков можно увести) есть ещё больная мама и сестра, докучающая своей чрезмерной заботой.
Тут нашлось место и для семейной драмы, и для трагедии, и даже почти для комедии — встречаются ироничные диалоги, ситуации и меткие зарисовки из современной жизни. Например, юноша Джек, сосед Джона, с которым они поменялись телами, работает в игровой индустрии.
Смешно видеть, как отец-одиночка в теле 20-летнего девелопера пошёл на чужую работу, где ему нужно раздавать задания людям, работающим над ИИ в странноватой игре. А уж когда босс начинает говорить про неоплачиваемые кранчи, наш герой просто взрывается от негодования. Вот из этого сочетания юмора, драмы, мистики и реальной жизни с её проблемами и складывается очарование Last Stop.
В Virginia всё было подчинено истории и атмосфере, а геймплея почти не было. В новой игре Variable State геймплей ощущается плотнее, но задача у него та же — стоять в сторонке и особо не мешать нам погружаться в сюжет.
В принципе, всё в духе игр от Tellale Games — выбор реплик в диалогах и QTE. Причём последние — весьма простые: нужно, например, без особой спешки повторить заданную последовательность кнопок или остановить курсор в определённой области.
Зато QTE много — с их помощью мы и завтракаем, и стелсим, и на фортепиано играем.
Кроме того, в эпизодах за Мину встречаются элементы примитивного квеста. Один раз собираем пазл из разбитой посуды, один раз правильно расставляем книги по полкам, один раз с видом от первого лица (а вся остальная игра проходит от третьего) исследуем комнаты, ищем улики и пароли от ноутбука. Кроме того, частенько Мине нужно оценить уровень угрозы, исходящей от человека, или его эмоциональное/физическое состояние.
Понятно, что кому-то хотелось бы больше напряжения и остроты от геймплея, но с точки зрения исключительно повествовательного проекта всё нормально.
Что действительно раздражает, так это необходимость совершать частые и медленные проходы по локациям, когда фактически ничего, кроме диалогов, не происходит. А перейти на бег разрешают только по сюжету. Сами-то главы за каждого героя короткие — для поддержания ритма повествования. Но эти неспешные прогулки ритм как раз сбивают.
Некоторым покажутся спорными графический стиль и анимация. Но я, наоборот, в этом увидел свой шарм, по-своему интересный, — этим отличалась и Virginia.
Объединяет Last Stop с приключениями Telltale и то, что здесь постоянно встречаются ситуации выбора. Согласится Мина погулять с сыном или нет; скажет ли она мужу правду или снова солжёт про командировку; как Джон в теле Джека будет вести себя и отвечать на собеседовании, — фактически вся игра состоит из подобных дилемм.
Другое дело, что реальные последствия наступают даже реже, чем у Tellale. Фактически самые важные решения мы принимаем в самом конце, и они определяют одну из двух концовок для каждого персонажа.
Кроме того, как и в Virginia, есть вопросы к самой истории, а точнее, к логике некоторых поступков и ситуаций. Почему девушка, заметив, как её друга фактически похищает таинственный незнакомец, никому не говорит об этом и никак не реагирует, хотя через минуту после этого говорит с их общей знакомой, а потом и с самим похитителем? Как школьники могут столько времени удерживать в здании бассейна в Лондоне (не в деревне какой-то!) человека и этого никто не замечает?
Впечатления это подпортить может, хотя в целом ничего критичного — к Virginia у меня претензий было больше. Тут главное, что всё равно продолжаешь играть и смотреть — история-то затягивает.
Last Stop — несмотря ни на что, увлекательный интерактивный сериал, в котором даже есть что-то от The Longest Journey. Он динамичный и грамотно поставленный. Посмотреть только одну историю от и до не получится — они всё время чередуются, а интрига сохраняется до самого финала. Каждый герой проходит свой путь развития и так или иначе меняется. А наши решения в конце показывают, к каким выводам пришли персонажи.
Плюсы: три увлекательные истории, объединённые общими мистическими событиями; интересные персонажи, которые развиваются по ходу сюжета; грамотная режиссура; по-своему стильная картинка; выразительная озвучка.
Минусы: не всем понравится то, что геймплей не ставит сложных задач; есть вопросы к логике некоторых сюжетных ситуаций; местами корявая анимация.