В последнее время отечественные разработчики делают вполне приличные ролевые игры. А вот студии Creepy Brothers, кажется, удалось снять и проклятие русских квестов — правда, не с первого раза. В феврале прошлого года студия выпустила Creepy Tale — достаточно примитивный и, скажем так, не отличающийся логичностью и внятным сюжетом квест по мотивам сказок братьев Гримм. И вот недавно они провели работу над ошибками и сделали большой шаг вперёд в сиквеле. Хотя и к Creepy Tale 2 есть вопросы.
По сравнению с первой частью в сиквеле более внятный и почти полноценный сюжет. Да и диалоги все озвучены. Правда, озвучкой русского квеста занималась польская студия, которая сделала всё на английском. Хотя жалеть особо не о чем — диалоги в основном нехитрые, на уровне «Мальчик, зло пришло в эти края, но я уверен, что ты справишься. Иди, найди моего братца, он подскажет, что делать. И передай ему вот этот кексик с грибочками…».
Да и фабула, скажем так, странноватая. Зло воплощают бабочки, захватывающие сознание девочек, а те с помощью ручных монстров охотятся на мальчиков, которые служат источником питания для личинок бабочек. Главный герой по имени Ларс как раз чуть не стал таким мальчиком-инкубатором, когда на него напала собственная сестричка, подчинённая злой силе. Но сбежал и теперь ищет способ, ей помочь.
С другой стороны, есть что-то в этом от простеньких, но страшных «крипи-сторис», а в сюжетных событиях можно найти отсылки к сказкам — и речь не только о произведениях братьев Гримм вроде «Гензеля и Гретель» и «Храброго портняжки».
Но и примитивные ситуации, сравнимые с такого же уровня диалогами, встречаются. Вот представьте: находит нашего Ларса дюжий царский охранник рядом с трупом братца, которому герой нёс кексик с грибочками, и царь теперь грозно смотрит на него — у царя ведь дочка пропала. Но после того как наш герой объясняет ситуацию с бабочками, царь именно мальчика отправляет на борьбу со злом, а не свою бравую гвардию. Говорю же — сказка…
В общем, поначалу Creepy Tale 2 как раз производит впечатление квеста, который делали три независимых разработчика на удалёнке, а не опытная команда вроде Daedalic Entertainment. Компенсировать это пытаются мрачной атмосферой и жестокостью, которая кому-то может показаться излишней, а кому-то, наоборот, уместной в атмосфере сказок братьев Гримм.
В любом случае это редкая на сегодня игра, где есть сцены убийства детей. А ещё тут детишек готовят на обед и ужин — даже можно найти книгу рецептов, описывающую, что можно сделать из «нежных, ещё не сформировавшихся бицепсов ребёнка». Местами, конечно, перебор, но средневековые сказочники, наверное, были бы довольны…
Кроме того, улучшают отношение к игре сами загадки. Хоть и не все — авторы явно перегибают палку с головоломками, которые заставляют нас выставлять последовательность каких-нибудь рун, знаков и узоров, подсказки к которым нужно выискивать, матерясь, на предметах окружения. Зачастую пазлы проще пройти методом тыка, да и выглядят они не слишком логично, искусственно.
Куда более интересными показались загадки, логично вписанные в происходящее и предполагающие не отстранённый подбор нелепых символов, а использование смекалки. Например, когда мы бежим из плена и расправляемся с семейкой людоедов, применяя для этого нож, кнопку, оставленную на стуле, и правильно приготовленный яд.
Ну и в целом квестовая часть в Creepy Tale 2 по сравнению с оригиналом заметно подросла — появился полноценный инвентарь, где можно комбинировать предметы, стало больше локаций и загадок, занятных ситуаций и мини-игр. Например, забава, где нужно фонарём отпугивать монстров, явно отсылает к легендарной советской «Ну, погоди!» (той, что про волка и яйца).
Есть и динамичные погони, когда нужно убегать от гадов, нервно соображая на ходу, и стелс, любопытно вписанный в квестовые механики. Правда, фактически несколько уровней подряд выстроены на прятках, а те предполагают повторение одних и тех же действий — это может показаться перебором и попыткой растянуть прохождение. И да, хвалить в XXI веке квест за то, что в нём появился инвентарь, где можно комбинировать предметы, — тоже, пожалуй, перебор, но уже с нашей стороны.
Creepy Tale 2 не назовёшь идеальной игрой. Где-то авторам не хватает чувства такта, где-то — меры. А некоторые вещи они, кажется, делают только ради галочки в пресс-релизе — дескать, смотрите, всего стало больше. Но, во-первых, даже безо всяких галочек всего действительно больше. А сама игра стала красивее, разнообразнее, неплохо озвучена и сопровождается атмосферной музыкой. Во-вторых, трём нашим соотечественникам из Creepy Brothers удалось главное — сделать квест, в который, несмотря на все оговорки, интересно играть. И который вполне соответствует и своему названию, и мрачной атмосфере старых сказок.
Плюсы: сюжет местами выглядит наивным и примитивным, но в целом за ним интересно следить благодаря обилию разнообразных, порой жутковатых ситуаций; много загадок и мини-игр; интересное сочетание стелса и квеста; выдержанная атмосфера мрачных сказок братьев Гримм, которая поддерживается отличной работой со звуком и музыкой; симпатичная картинка, явно выросшая по качеству в сравнении с первой игрой.
Минусы: много примитивных диалогов; некоторые загадки кажутся искусственными, затянутыми или нелогичными; русский текст есть, а вот озвучка в этом русском квесте только английская.