Совсем недавно вышла Evil Genius 2 — продолжение именитой стратегии про то, как мы обустраиваем базу злобных маньяков, мечтающих покорить мир, ставим там ловушки на добрых героев, обучаем обслуживающий и подобострастный персонал и так далее. Как известно, Evil Genius во многом вышла из культовой Dungeon Keeper, которая дала жизнь ещё многим играм — например, Dungeons, Impire и Dungeon Defenders. Теперь вот в этот ряд можно поставить и Legend of Keepers, у которой есть весьма говорящий подзаголовок — Career of a Dungeon Manager.
Да, тут нам сразу предлагают построить карьеру в компании «Подземелье» — одноглазая девушка-циклоп на собеседовании приглашает стать управляющим мрачными катакомбами, полными золотишка и сокровищ, которые нужно защищать от искателей приключений. Для этого мы расставляем в двух отведённых для этого местах ловушки, а в двух других — группы монстров (всякие орки, скелеты, суккубы, големы, вампиры и прочая гадость) для сражений с приключенцами.
Позже появится возможность размещать ещё одного очень крутого монстра, вроде дракона или огромного скелета.
Если добрые и алчные до наших сокровищ герои в количестве трёх штук преодолеют все эти препятствия, то в финале перед самыми сундуками их будет ждать собственно управляющий — большой и главный босс. Фактически это аналог сердца из «Хранителя подземелья» — если он погибнет, то игра закончится. Поначалу доступен только один класс управляющего — огромный воин-кентавр (он же погонщик). Потом открываются заклинательница и инженер. И каждый из них делает ставку на свои классовые особенности.
Кентавру доступны самые крепкие на здоровье монстры для сражений с героями — орки, големы и так далее. Да и у него у самого хитпоинтов хватает. Ведьма особенно сильна в стихийных заклинаниях и бойцах, которые их усиленно творят. А инженер, естественно, эффективнее всех обращается с ловушками, использует дронов, а также умения и тварей, которые ставят в числе прочего на создание защитного барьера для союзников. В аналогичной ситуации кентавр, например, накладывает на своих подопечных ярость, увеличивая им не защиту, а урон.
Если мы одолеем приключенцев, то в награду получим деньги, новых подопечных и ловушки. А за денежки и тех и других нужно прокачивать. Развивается и сам управляющий — при получении новых уровней можно потратить очки талантов на прокачку пассивных способностей. Само собой, у каждого свои классовые ветки умений — у того же инженера, например, отдельная группа перков посвящена как раз ловушкам.
В самом финале приходит главный босс героев (заступник), после победы над которым мы переходим в следующую главу, получаем крутые награды, а иногда и открываем новых управляющих.
Ко всему этому авторы Legend of Keepers добавили пиксельное очарование и механики «рогалика». Если потерпели поражение, то придётся начинать всё сначала, но некоторые бонусы из прошлого прохождения перейдут в новую вылазку. Есть, понятно, и рандом, определяющий, каких приключенцев нам подкинут в подземелье, каких монстров и какие ловушки получим в награду и так далее.
Плюс, конечно, система случайных событий. И это одно из главных блюд Legend of Keepers. В лучших традициях Dungeon Keeper и подобных игр подаётся всё с юмором. Например, вы можете обнаружить, что ваши сотрудники, то есть разные скелеты, суккубы, орки и прочие твари, смотрят порнографические журналы с участием людишек. И тут нужно решать, оставить журналы и мотивировать миньонов (мотивированные лучше сражаются) или изъять и наказать.
Или может обратиться королева пауков с жалобой, что ваши подопечные повредили паутину и что-то там испортили — нужно или сражаться с ней, что нанесёт урон управляющему, или заплатить. В другой ситуации к лидеру подкрадётся перепуганный человечишка со словами, что он пришёл за что-то отомстить, — нужно решать, отдать его на пытки (получим за это кровь), пощадить (получим слёзы) или подарить служащим, мотивировав их. Слёзы и кровь — это ещё два вида ресурсов, которые нужны в некоторых ситуациях. И по определённому курсу их разрешают менять на золото у личного алхимика.
После пыток многим вашим служащим понадобится психотерапевт — компания «Подземелье» предоставляет и такие услуги, за которые нужно платить, получая взамен бонусы к мотивации подопечных. Вообще, тут много отсылок к корпоративной культуре — есть и семинары для служащих, и курсы повышения квалификации. Можно даже отправлять монстров в «командировку» — несколько недель они будут недоступны, но принесут ресурсы.
Кроме того, разрешают сдавать в аренду неиспользуемые ловушки; отправлять подопечных грабить окрестные фермы и поселения, где в числе прочего есть шанс освободить для нас нового монстра (но и повышенный шанс получить ранение); продавать ненужных бойцов на чёрном рынке. Это помимо посещения торговцев, тренеров и инженера, прокачивающего ловушки.
И вот то, что вам выпадет на следующей игровой неделе (всё прохождение разбито на них), — психотерапевт, тренер, возможность отправить подопечных в командировку или на грабёж и так далее, — всё это тоже определятся рандомно.
Именно случайность в подобных играх во многом призвана разбавлять то однообразие, в которое зачастую сваливаются «рогалики». В Legend of Keepers к рутине тоже есть все предпосылки. Ловушки и бойцов всегда предлагают ставить на одном и том же месте, всегда по три солдата. Да, в сражениях, напоминающих о Darkest Dungeon, нужно учитывать то, какой стихийный урон наносят одни и другие, а к чему они сами устойчивы или, наоборот, уязвимы. И в соответствии с этим подбирать, кого из своих подопечных выставлять против этой конкретной группы товарищей.
Но и драки тоже со временем приедаются. Возможностей там не шибко много — выбираем, кого из врагов и чем бить, или же наносим урон по области. Да и в этом бесконечном чередовании «Случайное событие — тренер — грабеж — случайное событие — торговля — тренер — психотерапевт» тоже на самом деле немного разнообразия. Особенно на 40-й неделе и в далеко не первой главе за того же погонщика.
Частично спасают ситуацию артефакты, которые могут поменять условия игры. Например, при переходе в новую главу мне выдали предмет, благодаря которому я мог размещать вместо двух только одну группу монстров, зато они получали +50 % к урону и здоровью. После этого вечер перестал быть томным. Жаль, что такие артефакты редко попадаются.
Что же делать? Во-первых, повышать сложность (благо тут очень гибкие её настройки) — на стандартной герои не так уж часто доставляют неприятности. Да, они изначально сильнее наших монстров и преодолевают их сопротивление, но, как правило, на свидание к управляющему приходят в неполном составе и изрядно потрёпанные. А вот на сложном уровне уже придётся более внимательно относиться к тому, каких тварей и против каких героев выставлять, и даже продумывать связки из бойцов, ловушек и их стихийных эффектов.
Во-вторых, нужно подключать модификации — авторы Legend of Keepers уделяют этому особое внимание и ввели поддержку Steam Workshop.
Нельзя сказать, что в Legend of Keepers мы увидели что-то принципиально новое. Но микс из разных идей и жанров (тут надо ещё вспомнить отечественную Iratus: Lord of the Dead) получился достаточно свежим, да ещё и приправленным уместным (чаще всего) юмором. Да, есть проблемы с балансом и некоторой рутинностью происходящего. Плюс, по моему мнению, совершенно не работает механика нанесения урона по боевому духу противников, чтобы те сбежали из подземелья, — слишком уж медленно дух падает. Но либо в самой игре есть решения некоторых этих проблем, либо можно надеяться, что они ещё найдутся, — проект постоянно развивается.
Плюсы: интересный микс жанров на стыке Dungeon Keeper и Darkest Dungeon; уместный по большей части юмор; разнообразие монстров, ловушек и событий; поддержка пользовательских модов; приятная пиксельная картинка.
Минусы: баланс неидеален; местами игра становится слишком уж рутинной и однообразной.