В России визуальные новеллы с привкусом аниме любят – и играть в них любят, и делать. Помимо легендарного уже «Бесконечного лета» можно вспомнить, например, «Красный космос», One Day in London, «Левиафан: последний день Декады» и гениальный в своей наглости аниме-капустник «Евгений Онегин». Сейчас таких проектов тоже достаточно. В начале января вышел второй эпизод примечательной российской новеллы Guilty Parade (когда выпустят финальный, пятый, тогда, надеюсь, будет и обзор), а в конце месяца стартовала The Shadow You. Причём детище небольшой отечественной студии Topchan Games получилось не только интересным, но и необычным.
https://www.youtube.com/watch?v=pRRgszHLYdI
Гильдия их связала
Необычной прежде всего можно назвать подачу истории. С одной стороны, приём, когда рассказывают две параллельные истории, потом на экране появляются какие-то люди, не имеющие вроде бы никакого отношения к тому, что мы видели ранее, а в конце все персонажи и линии наконец сходятся, известен давно (вспомните хотя бы «Суку-любовь»Алехандро Гонсалеса Иньярриту).
С другой стороны, это всё равно не назовёшь стандартом или клише (особенно для русских визуальных новелл), поэтому такой приём, как правило, затягивает крепкий узел интриги. Вот и в The Shadow You история сразу захватывает. Начинается она с того, что главную героиню, девушку по имени Офелия, убивают. Потом хронология отматывается назад, и нам рассказывают о том, как она пошла работать горничной в особняк, а там влюбилась в Киеля, сына хозяина.
Вопрос вполне справедливый, но костюмчик и правда отменный.
Они – геймеры, фанаты ММОRPG, в которой, как оказалось, не просто вместе играют, а состоят в одной гильдии. Этот распространённый в аниме геймерский мотив в The Shadow You очень активно и достаточно весело, с выдумкой обыгрывается.
Разговаривают герои на всем нам понятном языке.
В какой-то момент мы, естественно, оказываемся внутри той игры, где даже участвуем в пошаговых сражениях.
Будут тут и более масштабные драки.
Свет и тьма
Но The Shadow You – не о геймерских разборках. Параллельно идёт история о странной испуганной девушке в лохмотьях, которая живёт в заброшенном доме и безуспешно пытается выбраться из окрестного мрачного леса. Тут уже линия геймерской любви сменяется ужастиком.
Напряжение чувствуется постоянно.
Каждый день девушке приносят коробки с едой, на которых сначала нарисована цифра 7, потом 6, 5… То есть идёт обратный отсчёт. Но до чего? Кто приносит еду и что всё это значит? Вместо ответов девушка получает очередную порцию глюков-кошмаров – то видит орущего слепого парня, то он и его копии начинают гоняться за ней…
От такого бежать захочется со всех ног.
Истории чередуются, вопросы накапливаются. В одном рассказе – романтика, понятные всем нам словечки и шуточки, не менее понятные проблемы отцов и детей, богатых и бедных. Подано это, конечно, простенько и наивно, одним мазком, но ведь тут русская визуальная новелла с аниме-картинками, а не документальное кино.
В другом рассказе – сюр, жуткая атмосфера и ни черта не понятно. Потом на сцену выходят развесёлый панк-рокер и алкоголик (это один человек, но не Чача Иванов) и заикающаяся девушка из кафешки, между которыми тоже вроде бы что-то намечается.
Быстрые свидания, экстремальные знакомства.
Поучайте своих паучат
В итоге если в ключевой момент сделать неправильный выбор, то игра может закончиться очень быстро – вопросы так и останутся висеть в воздухе, а вы не увидите огромный пласт контента. Если же пробовать другие варианты, то всё равно есть шанс получить не самую, прямо скажем, хорошую концовку.
От ответов зависит всё.
Что же касается «правильного» финала, который полноценно раскрывает историю и хоть как-то оправдывает присутствие панка с его девушкой, то тут у меня сложилось двоякое впечатление. Казалось бы, всё в итоге достаточно логично, интересно, светло и с позитивом. Легкочитаемые диалоги и описания с допустимым градусом романтической графомании, красивые арты, удачно подобранная музыка – всё это только усиливает положительный эффект.
Нравятся не только арты, но и дизайн некоторых локаций.
Однако в развязке слишком уж много наивного, прямолинейного морализаторства в голливудском стиле. А сочетание подростковой беззаботности, гиковской темы и романтики с серьёзными сдвигами про беременность, аборты и необходимость в играх соблюдать меру местами вызывает чувство неловкости – словно не в ВН играешь, а читаешь поверхностные блоги «правильных» девушек. Из-за этого некоторые персонажи кажутся лишь ходячими – и достаточно очевидными – идеями, а не людьми.
Вот тут на экране одни идеи и мысли, но в данном случае это уместное решение.
К слову, один из персонажей The Shadow You признаётся, что сменил пол. Конечно, в русской визуальной новелле с красивыми аниме-девочками можно было бы обойтись и без этого, но в целом я ничего против не имею. Проблема в другом: этот эпизод откровенно притянут за уши и вырван из общего повествования – ситуация выглядит максимально неорганично и, скажем так, режет слух.
Да, игра умеет шокировать.
Некогда скучать
В любом случае сам геймплей увлекает. В основном за счёт того, что тут постоянно чередуются механики. То мы собираем и применяем предметы, то убегаем от монстров, то решаем загадки, где нужно подобрать код или, например, верно расставить вещи на постаментах, то пытаемся выбраться из сюрреалистичного лабиринта.
Удирать приходится часто.
Есть и стелс-эпизоды, и местность с ловушками. В конце друг за другом идут несколько пошаговых битв с боссами, причём достаточно напряжённых. А ещё тут есть мордобой в виде мини-игры.
Жаль, бой продлится очень недолго.
Ничего особо сложного. Но такое жонглирование механиками вкупе с динамичной подачей истории и висящей в воздухе интригой постоянно держит в напряжении – игра проходится на одном дыхании.
Собирать пазлы тоже придётся.
Жаль, конечно, что глубину авторы в итоге подменили скучным морализаторством, но спишем это на моё субъективное восприятие. А в целом The Shadow You – игра хорошая и увлекательная, с нетривиальным подходом к геймплею и подаче сюжета. У создателей явно есть потенциал. Надеюсь, он ещё больше раскроется в их следующем проекте – визуальной новелле «Архэ», где тоже есть интересные «фишки». Демо уже можно оценить.
Плюсы: сюжет; диалоги; некоторые персонажи; геймплей; арт и музыка.
Минусы: местами авторы перегнули с морализаторством; некоторые герои слишком уж трафаретные.
Довольно интересная игрулька, атмосферненькая, прошел не без удовольствия. Чем-то напоминает игру the Coma, только с меньшим количеством хоррора и большим кол-вом повествования.