«Новый гигант киберспорта», «убийца Counter-Strike», «шутер нового поколения» – какие только лестные выражения не выдавали Valorant после её анонса. Riot Games всеми силами создавала своему детищу имидж большого игрока в мире соревновательных игр. Благодаря многочисленным промороликам, закрытому тестированию и восторженным отзывам первых игроков вокруг шутера возник сумасшедший ажиотаж, поэтому попробовать его в первые дни хотели многие.
Нельзя сказать, что релиз вышел идеальным. Были и проблемы с серверами, и странный подбор игроков в матчмейкинге, и жалобы на баги, но разработчики оперативно их устраняли и всегда находились на связи с сообществом. У Riot получилось создать неплохую основу для соревновательной игры, которая постоянно поддерживается и обновляется.
Как самостоятельная игра Valorant уже сейчас работает и собирает лояльную базу игроков. Однако разработчики не скрывали, что создавали боевик с прицелом на киберспорт и его развитие как крупной дисциплины. И с этим у игры пока что есть проблемы.
Непохожие друг на друга персонажи Valorant – один из главных плюсов игры. Для киберспорта разнообразие героев также крайне важно.
Амбициозная разработка и взрывной релиз
История загадочного шутера от Riot Games началась ещё в 2018 году. Тогда в киберспорте был единственный по-настоящему крупный и популярный командный шутер – CS:GO. В этой дисциплине проводили много больших турниров с хорошим призовым фондом, однако игра страдала из-за отсутствия внимания со стороны Valve. У игры была (и остаётся до сих пор) крайне преданная фан-база, но создатели не радовали её крупными обновлениями и почти не занимались киберспортивной системой.
Внезапно в сообществе стала всё чаще мелькать информация о разработке прямого конкурента Counter-Strike, который скинет засидевшегося короля с трона лучшего киберспортивного шутера. Любителей жанра особенно зацепил факт, что разработчиком выступает Riot Games – компания, умеющая создавать здоровую соревновательную систему и зрелищные турниры, что она уже доказала за 10 лет существования League of Legends.
Первая официальная информация о Valorant появилась в октябре 2019 года, когда разработчики показали геймплейный трейлер шутера, который тогда ещё назывался Project A. Ожидаемо Riot не стала делать кальку с CS:GO, а создала собственный фэнтезийный мир, в котором можно играть за различных персонажей, а помимо стрельбы герои используют полезные способности – всё как в MOBA.
https://youtu.be/4iGU6PctOBg
С первой же презентации было заметно, что разработчики очень стараются отцепить у CS:GO часть аудитории. В Counter-Strike плохой античит? В Project A будет работать современная система, моментально банящая хакеров. Valve никак не может ввести серверы с тикрейтом 128? Пожалуйста, они будут доступны с момента релиза. В CS:GO не хватает контента? Riot готова регулярно обновлять Project A и добавлять в игру новые карты и героев. В довесок к этому она объявила, что над игрой трудятся сразу несколько бывших сотрудников Valve, а за дизайн карт отвечает Сальваторе Гароццо (Savatore Garozzo, он же Volcano), который работал над многими легендарными картами в Counter-Strike, такими как Cache, Train и Nuke.
Это был идеальный удар под дых Valve. Riot показала игру, идеально подходящую под современные требования соревновательного гейминга. В ней приятная, яркая графика, самобытные персонажи и бесконечный потенциал для привлечения казуальных игроков (скины, ивенты). В то же время на презентациях авторы Valorant четко давали понять, что в основном ориентируются на хардкорную аудиторию и создают проект, который надолго станет топовой киберспортивной дисциплиной.
В апреле Riot выпустила закрытую «бету» – и «взорвала Интернет». В игру рвались поиграть все. а сделать это можно было, только получив дроп на Twitch при просмотре других стримеров, играющих в Valorant. Трансляции шутера смотрели больше миллиона человек, Twitch во время бета-теста побил рекорд посещаемости, а в саму Valorant играли в среднем 3 миллиона геймеров в день. Один из самых успешных стартов игры в истории, не иначе.
https://youtu.be/g8amyzDHOKw
Аккуратные попытки войти в киберспорт
На протяжении тестирования Riot почти не разговаривала о киберспортивной части игры. Разработчики решили сами не форсировать развитие дисциплины, а позволить многочисленным турнирным операторам регистрировать свои чемпионаты и проводить их собственными усилиями. Следящие за League of Legends фанаты знают, что Riot практикует систему тотального контроля за киберспортивной сценой, поэтому решение позволить соревновательной сцене Valorant развиваться самостоятельно многих удивило.
Первый большой турнир по свежему шутеру прошёл в начале июня – сразу после релиза игры. Его формат также вызвал у зрителей много вопросов: вместо серьёзного чемпионата Riot совместно с Twitch провела ивент Twitch Rivals, где участвовали команды стримеров и некоторых игроков из других дисциплин. На турнире разыгрывали 200 тысяч долларов, и, хотя за соревнованием и наблюдали в пике больше 80 тысяч человек на Twitch, многие фанаты были уверены, что деньги было бы лучше вложить в соревнования настоящих команд.
А команд к моменту релиза было очень много. Всего за пару месяцев после выхода бета-версии Valorant сразу несколько крупных организаций подписали состав по шутеру от Riot, а игроки пачками сбегали из других соревновательных дисциплин, чтобы попробовать себя на новом месте.
За время «беты» в игру подтянулись профессионалы из других боевиков, причём часто это были действительно популярные и успешные личности. В Valorant перешёл действующий чемпион мира по OverwatchДжей Вон (Jay Won; Sinatraa), победитель мейджора (крупнейшего турнира в дисциплине, проводимого дважды в год) по CS:GOТайлер Лэтхем (Tyler Latham; Skadoodle), а также известный киберспортсмен Apex LegendsБрэндон Винн (Brandon Winn; Ace). Это лишь малый процент из числа популярных игроков, которые оставили свои предыдущие дисциплины ради Valorant.
Skadoodle – один из лучших снайперов в истории CS:GO, который теперь уничтожает соперников в Valorant.
Наибольшую популярность профессиональная Valorant обрела, как ни странно, в США, хотя эксперты прогнозировали успех шутера в Азии. В Америке случился настоящий бум: в игру от Riot переходили из всех возможных дисциплин, аргументируя это желанием попробовать себя в свежей дисциплине.
На самом деле причина массового исхода профессионалов в Valorant в 90 % случаев связана с финансами. На той же североамериканской киберспортивной сцене многие жаловались на слабую поддержку команд второго/третьего эшелона. Грубо говоря, разработчикам зачастую наплевать на развитие менее популярных составов в дисциплине, из-за чего выживают и уходят в плюс только самые сильные или медийные команды. В Valorant же игроки увидели возможность выступать в такой же стабильной лиге, какую Riot организовывает в League of Legends.
Практически сразу после выхода разработчики анонсировали серию турниров Ignition Series по Valorant. Сама Riot почти не имела отношения к этим чемпионатам, а созданием и поддержкой ивентов занимались независимые организации. В основном турниры проводили компании, владеющие командами в шутере: G2, FaZe Clan, T1. Призовой фонд на этих чемпионатах не превышал мизерные 60 тысяч долларов, однако из-за отсутствия альтернатив на них всё равно выступали топовые команды, а трансляции на Twitch были очень популярны.
Отдельно стоит отметить турнир от украинской организации WePlay, который назывался Valorant Invitational и прошёл в середине июля. Чемпионат был крут как в плане зрелищности матчей, так и в плане постановки и режиссуры. Даже несмотря на невозможность провести турнир в офлайне из-за пандемии, организаторы идеально справились с задачей развлечь зрителя и приковать его интерес к трансляции.
Оцените продакшен турнира и отличную работу с AR-технологиями:
https://youtu.be/EospnNc0R7c
Кстати, о пандемии. Коронавирус ударил по всему киберспорту, и Valorant не исключение. Очевидно, у Riot было немало планов на ивенты, как развлекательные, так и киберспортивные. Пандемия помогла Valorant набрать огромную аудиторию и сумасшедшее число игроков на старте, но турниры от этого определённо пострадали. Ни одна студия в мире в принципе не может сделать чемпионат в Интернете таким же эпичным, как в офлайне: с кучей зрителей, живой реакцией игроков и атмосферой праздника. Возможно, именно из-за коронавируса Riot решила повременить с громкими анонсами насчёт киберспортивной сцены.
Успеху киберспорта мешают несколько факторов
К сожалению, пандемия — не единственная проблема киберспортивной Valorant на сегодня. Вот несколько очень важных факторов, которые могут помешать шутеру стать крупной соревновательной дисциплиной, если Riot не попытается их исправить:
Отсутствие информации о будущей системе турниров. Сейчас все команды и игроки ждут от разработчиков кропотливого внимания к турнирам и удобного графика для киберспортсменов, однако Riot до сих пор так и не рассказала о своих планах на будущее Valorant. Скорее всего, компания всё-таки создаст собственную лигу, но что если старт игры в профессиональном киберспорте разочарует Riot и в будущем она так и будет отдавать организацию чемпионатов другим? Пока что у фанатов есть слишком много вопросов, которые не позволяют со стопроцентной уверенностью предрекать Valorant светлое будущее.
В отличие от таких тактических шутеров, как CS:GO и R6 Siege, Valorant удивляет игроков красочными локациями.
Отток аудитории. Популярность игры понемногу снижается, и в этом нет ничего страшного — после громкого старта всегда рано или поздно наступает спад. Другое дело, что Riot даже не попыталась заинтересовать аудиторию крутыми киберспортивными турнирами, пока игра была на пике. Да, чемпионаты от различных организаций были неплохими, но они совсем не захватили казуальную аудиторию. Один фановый турнир со популярными командами или просто знаменитыми стримерами, организованный разработчиками и транслируемый в игре, сразу же продвинул бы киберспортивную часть шутера и завлёк бы немало геймеров. Теперь же многие ушли из Valorant, и заманить их обратно будет непросто, а заинтересовать киберспортом – ещё сложнее.
Высокие требования игроков. Пока соревновательная сцена Valorant развивается со скоростью улитки, многие киберспортсмены уже разочаровались и ушли из дисциплины. В будущем это может стать проблемой, потому что профессионалы перешли в шутер от Riot, ожидая монструозную популярность игры и хорошие зарплаты. Если количество игроков в Valorant будет падать, а турниры – собирать меньше 100 тысяч зрителей на трансляциях, то киберспортсмены и целые организации могут покинуть дисциплину, не дождавшись первых крупных ивентов.
Риск остаться в тени LoL. Этот вариант маловероятен, но всё-таки возможен. Valorant может подхватить «синдром CS:GO», когда разработчики гораздо больше заботятся о развитии «старшего брата» (у Valve это Dota 2), чем о менее популярном шутере. Пока что предпосылок этого нет, так как Riot тратит большие силы на поддержку Valorant, но в будущем всё может измениться.
Впрочем, пока что слишком рано говорить, что у киберспортивной Valorant нет будущего. За игру отвечают грамотные и опытные люди, которые знают, как развлекать геймера и как сделать из турнира по компьютерной игре настоящее шоу. Чего стоят одни церемонии открытия Чемпионата мира по LoL!
https://youtu.be/mP3fGkpmVM0
К тому же команда Valorant постоянно поддерживает связь с геймерами, а также с киберспортсменами, прессой и инфлюенсерами, собирая жалобы и пожелания. Riot даже ускорила разработку пятой карты (которую явно планировала выпустить гораздо позже), чтобы увеличить разнообразие на турнирах и дать игрокам полноценный список карт. Недавний анонс новой серии региональных турниров только подтверждает, что забрасывать киберспорт авторы не намерены.
Valorant может потерять значительную часть аудитории, которая была в игре с релиза, к тому же будет непросто выстроить систему турниров, удобную для всех. Однако, несмотря на это, по первым месяцам после выхода игры заметно, что разработчикам не наплевать на свой проект и они будут вкладывать в него все возможные ресурсы. А это главное для киберспорта.
Да, Valorant вряд ли станет единоличным королём всех киберспортивных боевиков. Но при должной поддержке ей вполне по силам оказаться крупной дисциплиной и соперничать с другими гигантами индустрии.
Вы сейчас на полном серьезе считаете Лигу Легенд «Посредственной» игрой? Я еще понимаю, если речь идет про Валорант, но Лига...? Или мне просто показалось из-за такой постановки предложений?
Понятно, что вопрос риторический, но я всё равно хочу ответить. Потому что номинально у Валоранта около фэнтезийный арт-стайл и мультяшная графика, что должно давать свободу художникам использовать яркие цвета и фантастические локации. Но, по-факту, желание уложится в минимально-возможное количество полигонов и спец-эффектов, помноженное на в целом хреновую фантазию Риотовских художников, дает такой-себе результат.