Как известно, на рынке игр про выживание и крафт сегодня, мягко говоря, тесновато и выделиться удаётся далеко не всем. Но вот автору Artificer: Science of Magic удалось. Прежде всего потому, что игра, скорее, не про выживание и крафт, а про практические исследования. Проводятся они в компании с говорящей собачкой, которая на самом деле является гениальным учёным.
https://www.youtube.com/watch?v=yFL1PKQnvsw
Дядя с собачкой
Начинается всё с того, что главный герой, научный сотрудник Реймонд Эверетт, играет в шахматы с тем самым говорящим псом по имени (а не по кличке) Салазар. Происходит это на борту космического корабля, который в 2181 году был послан с Земли к далёкой планете Алькор – за три года до этого люди там обнаружили жизнь и отправили туда исследовательскую группу. Последняя, естественно, пропала, и тогда в дело вступила наша парочка – дядя-учёный с не менее умной собакой. Они считаются лучшими в своём деле.
Но вот незадача – прямо во время розыгрыша виртуозного гамбита с кораблём случилась катастрофа, и нам пришлось срочно покинуть его на спасательной капсуле, рухнув где-то на Алькоре. Теперь бородатому, похожему на советских физиков дяде с собачкой предстоит опытным путём раскрывать тайны планеты, а также выяснять, что случилось с предыдущей научной экспедицией.
Сразу вспоминается анекдот про собаку, играющую в шахматы.
Проклятье странной планеты
Впрочем, для начала надо выжить. Как известно, пищей для настоящих, истовых учёных являются знания, поэтому заботиться о пропитании им не нужно. Убить Реймонда могут разные странные местные создания – от агрессивных гусениц до огромных чудищ. Кроме того, как и в Don't Starve, у него есть параметр вменяемости (Sanity), то есть происходящее и увиденное на Алькоре может плохо отразиться на нервишках.
Да, всё это относится именно к Реймонду – Салазар, его хвостатый и иногда блохастый коллега, долгое время отыгрывает роль «говорящей головы». Просто шатается около обломков шаттла и уверяет, что проводит какие-то исследования и вычисления. По сюжету он их действительно проводит и делится полезной информацией с Реймондом, но хотелось бы, чтобы эту прикольную «фишку» – учёный с умной собакой вместе исследуют неизвестную планету, а на привале играют в шахматы и отбиваются от монстров – автор обыгрывал сразу и по полной.
Неужели всё это смогла выговорить собака?..
Так вот, помимо чудищ и слабых нервишек над нашим героем нависла ещё одна угроза. Вскоре после начала игры мы находим некоторых членов пропавшей экспедиции, но только в не очень естественном состоянии – они, прямо как в сказках, превратились в каменные фигуры. И Салазар тут же гавкает, что ему удалось узнать – это такое проклятие, и у Реймонда есть ограниченное время, чтобы самому не обернуться камнем и найти противоядие.
Первый раз обнаружить такое было по-настоящему страшно…
Изучай, экспериментируй, создавай!
И вот тут начинается самое интересное. Нет, с одной стороны, многое привычно. Как и во всех таких играх, мы рубим деревья, собираем камни, ветки и растения и создаём предметы первой необходимости – топор, кирку, факел, нож, копьё, чтобы отбиваться от монстров, кострище (если ночью развести костёр, то враги, естественно, стараются обходить его стороной), ящик, переносной верстак и так далее.
Но куда важнее постоянно исследовать всё, что видишь, всё, что растёт, колышется и движется. Или уже не движется – можно даже изучать и препарировать трупы на специальном патанатомическом столе (только сначала нужно узнать, как его создать). Всё это даёт очки исследований, открывает новые ветки технологий (включая аутопсию) и даёт новые рецепты. Правда, чтобы рецепты заработали, сначала нужно опять же на специальном столе изучить их – этот процесс оформлен мини-играми (есть, например, аналог мемо).
На все попытки тратятся очки исследований.
Потом появляется возможность создавать всякие перегонные кубы, ступки, котлы для варки зелий и даже целую алхимическую лабораторию. В последней можно и нужно экспериментировать, смешивая материалы, подбирая реагенты и записывая всё на бумагу (её, понятно, тоже придётся создавать самому). Это даёт другой, особый вид очков исследования, которые идут на изучение более крутых или важных для сюжета рецептов. Например, тех, что помогут снять каменное проклятие.
Все технологии и рецепты записываются и подробно объясняются.
Бог магии
Вот этим в Artificer: Science of Magic мы и занимаемся львиную долю времени. Да, конечно, сюжет развивается, мы бегаем по окрестностям, иногда дерёмся (вернее, отбиваемся), открываем что-то новое, набредаем на пещеры и запертые до поры до времени башни. Но всё это не основные развлечения.
От многих монстров можно удрать.
Не знаете, как общаться с единственным аборигеном-торговцем? Значит, нужно создать дешифратор, чтобы понять его язык. Не можете войти в пещеру, где зашкаливает уровень радиации? Значит, нужен особый девайс, защищающий от неё. В итоге ближе к финалу мы уже бегаем с нимбом над головой, который сам освещает всё вокруг, заменяя факел, большинство монстров не могут нанести персонажу никакого урона (Реймонд наколдовал защиту от всего), а сам герой лихо творит заклинания (к чему это пошлое копье?), проводит целые магические ритуалы и создаёт автоматонов. И всё это для того, чтобы найти пропавший корабль и… Впрочем, сами узнаете. Всё это, конечно, хорошо – особенно для тех, кто любит в играх дух первооткрывательства, обожает изучать, экспериментировать и создавать, занимаясь тотальным крафтом. Но в этом научно-магическом разгуле не обошлось без огрехов. Тут достаточно мало контента (продолжительность наращивается за счёт постоянного изучения и приготовления чего-либо), зато на релизе было много багов. С другой стороны, учитывая, что Artificer: Science of Magic создана фактически одним человеком, это можно если не простить, то понять. К тому же в Steam автор говорит, что продолжает работать над игрой и доводить её до ума. Хочется пожелать ему успеха – такие эксперименты в рамках застоявшегося жанра можно только приветствовать.
Плюсы: нетривиальный сюжет и персонажи; чувствуется дух первооткрывательства; привычная механика выживания и крафта дополнена интересными идеями; приятная картинка; классный эмбиент, чем-то напоминающий работы Enigma.