Всякая власть исходит от народа. И никогда уже к нему не возвращается. Габриэль Лауб (Gabriel Laub), польский писатель и журналист
Если, просматривая новости, вы, прямо как Сергей Юрьевич Беляков, думаете, что вокруг одни глупцы, прошляпившие такую страну и уж вы-то бы на их месте показали, как надо управлять людьми и распоряжаться бюджетом, то спешу сообщить, что у вас появился неплохой шанс реализовать свои честолюбивые устремления и проявить лидерские качества, чтобы помочь простому народу. Правда, только в виртуальном формате. Но как будто вы ожидали чего-то другого от сайта, посвящённого видеоиграм!
Дебютный проект петербургской студии «Брезгъ» под названием For the People даст вам возможность попытать свои силы в роли мэра небольшого промышленного городка Железный-1. Опьянит ли управленца власть? Ждёт ли его народная любовь? А может, народный гнев? Всё это уже будет на вашей совести.
https://youtu.be/zpp5CQXTiO8
Партия сказала: «Надо!» Орсомист ответил: «Есть!»
Мир, в котором происходят события For the People, похож на реально существующий, но со своими нюансами. Так, вместо Союза Советских Социалистических Республик в игре фигурирует Содружество Народных Оранжевых Коммун с товарищем Стиллом во главе. Так же как в СССР, в СНОК в конце 1980-х назрел социально-экономический кризис. Народ разочаровался в правительстве и официальной идеологии, а на рабочих местах стали процветать воровство и взяточничество.
Пытаясь исправить ситуацию, партия решается на прогрессивные и смелые реформы. Например, делает мэром одного из городов совсем молодого (но подающего большие надежды) Фрэнсиса Ривера. Именно за него нам и нужно играть. 12 сентября 1988-го Фрэнсис вступает в должность главы городского комитета и начинает наводить порядок в Железном-1, одновременно стараясь угодить и местному населению, и начальству, ведь, если показатели одобрения народа или партии опустятся слишком низко, героя просто-напросто снимут с должности, а игра закончится.
Информацию об историческом прошлом Содружества можно почерпнуть из карты, которая висит в кабинете градоначальника. Нарративщики из студии «Брезгъ» подошли к вопросу максимально скрупулёзно и очень подробно расписали хронику минувших событий.
Кто не работает, тот не ест
Вся игра поделена на дни, в каждый из которых вам придётся не просто просиживать штаны в кресле мэра, а разбираться с проблемами горожан, отправлять своих агентов на задания, распределять ресурсы и порой даже чувствовать себя настоящим детективом. К Фрэнсису постоянно захаживают посетители – руководители других ведомств, старые знакомые и обворожительная секретарша Хелен. В такие моменты For the People – это чистой воды визуальная новелла, выбор реплик в которой влияет на дальнейшие события и отношения с персонажами.
В свободное от приёма визитёров время Фрэнсису нужно заниматься своими должностными обязанностями. Все они привязаны к интерактивным объектам в кабинете: кипам бумаг, письмам, телефонам, городским картам. Рутинные дела не двигают сюжет игры, а, скорее, дополняют его и позволяют нам чуть больше узнать о Содружестве Народных Оранжевых Коммун и его жителях.
Кабинет товарища Ривера и его главное украшение – бюстик Маяковского (или кого-то очень сильно на него похожего). А вы что подумали?
Наши цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи!
Каждый день Хелен приносит Фрэнсису стопку обращений жителей Железного-1, причём порядок этих просьб и требований в разных прохождениях меняется. Кто-то хочет организовать выставку, и ему для этого нужна финансовая поддержка, кто-то жалуется на плохое качество продуктов в магазинах, а кто-то подозревает своих знакомых в сочувствии капиталистам и прочим врагам партии. Вы вольны решить, что с этими заявлениями делать: к каким прислушаться, чтобы получить свои проценты любви горожан, а какие проигнорировать, чтобы поберечь бюджет.
Порой от бумажной работы начинаешь испытывать лёгкое раздражение: некоторые сумасбродные доносы хочется поскорее пробежать глазами и отправить в корзину. Судя по всему, подобную реакцию на эту часть игрового процесса авторы For the People и планировали получить. Бюрократическая волокита и должна быть такой: разбирать объёмные, щедро сдобренные канцеляритом обращения не совсем адекватных людей никому не покажется весёлым занятием.
Письма от горожан представляют собой небольшие истории, которые не влияют на основную сюжетную линию, зато сильнее погружают в игровой мир. Некоторые из этих историй могут получить развитие – если в одно время вы пожадничали выделить деньги на решение проблемы, то в будущем вам, возможно, придётся заплатить куда более высокую цену.
Незаменимых у нас нет
Используя лежащую на столе карту города, Фрэнсис может отправлять своих агентов на задания в проблемные учреждения Железного-1. Скажем, поступила вам информация, что редактор местной газеты домогается сотрудниц, – значит, самое время начать расследование и отправить в контору своего человека. Проблемную ситуацию можно попытаться решить разными способами: уговорами, наблюдением и, конечно, грубой силой. Отправляя агентов, вы должны понимать, какой из них лучше подходит для конкретной задачи.
Загвоздка только в том, что выбор даже, казалось бы, подходящего по описанию человека необязательно приведёт к успеху. Как-то я послала физически сильного агента, который служил в народном ополчении, а теперь работает пожарным, выбить дверь в квартиру, чтобы спасти старика, но бывший вояка с задачей не справился. В следующий раз я выбрала агента попроще – у него в биографии было написано, что он тоже служил, но теперь работает сантехником, – и вот он уже свою миссию выполнил. Как можно было догадаться сразу, кого правильнее было бы послать, – непонятно.
В распоряжении у вас всего шесть разведчиков. Их состав зависит в том числе и от того, какие ведомства вы профинансировали в начале игры.
Агента нельзя сразу же после одного поручения отправлять на другое, так что, когда появится новое задание, у вас под рукой может и не оказаться подходящего человека. Поначалу это нервирует, но потом понимаешь, что вся эта разведка, по сути, вообще не влияет на основную игру и миссии можно проваливать одну за другой. Да, партия будет в вас разочаровываться, но, чтобы опустить уровень её доверия в самый низ, придётся очень постараться.
Куда проще разочаровывать обычных людей. Время от времени им нужны еда, лекарства, непродовольственные товары и топливо. По правилам игры заниматься распределением продукции металлургического завода и обменивать её на жизненно важные ресурсы должен не кто иной, как глава городского комитета. На релизе многие жаловались на то, что менеджмент добавлен в For the People для галочки, этой механике не хватает проработки и удобного интерфейса и, опять-таки, она нужна игре как пятое колесо телеге.
Разработчики прислушались к отзывам и довольно быстро выпустили патч. Правда, разобраться с проблемной механикой у них получилось своеобразно – игра стала сложнее. В районах постоянно случаются эпидемии, дефицит и голод, а достать спасительные товары и медикаменты уже не так легко. Таким образом, манипуляции с ресурсами из просто непонятно зачем нужного сегмента превратились в сегмент такой же непонятно зачем нужный, но требующий к себе большего внимания.
Над интерфейсом тоже ведётся работа. Так, в одном из недавних обновлений на экране распределения ресурсов немного увеличились размеры кнопок.
Искусство принадлежит народу
For the People очень складно написана. Авторам игры во всём этом ворохе бумаг и происходящих вокруг героя событий удалось передать дух советской эпохи. Ну и выглядит новелла вполне достойно. Сама по себе она чёрно-белая, но в ней есть вкрапления оранжевого. Любопытно, что он в игре по смыслу подменяет красный, оттого там и «Совершенно секретно! Код оранжевый!», и «Великая Оранжевая революция».
Вот только вся эта история очень быстро заканчивается. For the People можно пройти меньше чем за три часа, даже читая все письма и обращения граждан. Поначалу кажется, что игра будет монументальной и покажет долгосрочные последствия наших поступков, но на деле её временные рамки ограничены только двумя неделями сентября. Когда начинаются финальные титры, ощущаешь лёгкое чувство недосказанности. Истории не хватает масштабности, а скорость, с которой развиваются события, кажется какой-то неправдоподобно высокой.
Порой нам демонстрируют, как новоиспечённый градоправитель проводит свой досуг. Иллюстрации в таких сегментах больше похожи на наброски – их прорисовка куда более небрежная, чем у изображений ключевых персонажей и интерьера кабинета.
Получается, в For the People у нас, с одной стороны, есть интересный антураж и неплохой сюжет, а с другой – ряд шероховатостей, которые не дают всё это прочувствовать в полной мере. Перед главой горкома не стоят серьёзные моральные дилеммы, а правильные решения в большинстве случаев очевидны (если, конечно, речь не об отправке агентов на задания!). Помогая жителям Железного-1, Фрэнсис вовсе не ходит по острию ножа. Можно, конечно, отыгрывать и бессердечного управленца, вступить в коррупционный сговор, но зачем? Главный герой уже находится на высоком посту и мало в чём нуждается.
Во время прохождения сложно не заметить, что For the People – это дебют студии «Брезгъ». Разработчики, очевидно, не ставили перед собой задачу сделать большую игру. For the People привлекает прежде всего своим миром, и, будь у игрока больше времени, чтобы там как следует освоиться, а ещё лучше – серьёзно на этот мир повлиять, было бы совсем прекрасно. Вернее, преоранжево, конечно.
Плюсы: детально проработанный сеттинг, в который интересно погружаться; приятный визуальный стиль; обаятельная секретарша Хелен.
Минусы: бесполезность некоторых механик; игра быстро заканчивается и не успевает раскрыть свой потенциал.
Убил на Коха кучу часов. Бесит, что не говорят кто был заказчиком, если тебя грохнули. Никак не могу пройти. При этом в сети есть одно прохождение, где человек от балды ткнул пальцем в предателя и заказчика, случайно угадал обоих и выиграл. И говорит, что игрушка простая. Там люди в комментах клавиатуры лоамют и воют.