Первые публичные демонстрации A Fold Apart датируются аж 2017 годом, а дата релиза менялась несколько раз. В какой-то момент игру планировали выпустить ко Дню святого Валентина – всё-таки это история о двух влюблённых. В итоге запуск случился в тот момент, когда поднятая в игре тема оказалась особенно актуальна – в период повсеместной самоизоляции пары, живущие в разных городах или даже странах, долго не могут друг с другом увидеться. О том, насколько тяжело обоим в такой ситуации, и рассказывает A Fold Apart.
https://www.youtube.com/watch?v=QON2szVp9sg
Один плюс один
Долгое расставание в данном случае связано не с пандемией, а с работой. Архитектор (пол каждого героя, кстати, вы определяете сами – можете хоть двух парней выбрать) получает приглашение мечты – ему предлагают спроектировать крупное здание в мегаполисе. Отказываться от такого было бы глупо, да и его вторая половина вроде бы согласна – подбадривает, провожает в аэропорту. Но как только возлюбленный исчезает, она начинает плакать.
Переживает одиночество она очень болезненно, да и парень, пытающийся с головой уйти в работу, начинает скучать и мучиться из-за угрызений совести. Может, не стоило соглашаться на эту работу? Или девушке не нужно было отпускать его так далеко и надолго? Обоим хочется друг для друга счастья, но в итоге оба оказываются несчастными – текстовыми переписками близкий контакт не заменишь, а горечь от разлуки, которая продлится не день и даже не неделю, никуда не исчезает, и с каждым мгновением им становится лишь хуже.
Игра постоянно переключается между двумя героями, которые сначала мило переписываются, а потом занимаются самокопанием. Ответы в диалогах можно выбирать, но это лишь попытка добавить в беседы интерактивность – на исход все эти реплики никак не влияют. Каждый раз в диалоге с чьей-то стороны проскакивает фраза, которую партнёр неправильно понимает, и мир вокруг него начинает трансформироваться – персонаж уже не идёт по коридору или парку, а попадает в более мрачную локацию и рефлексирует.
Мастер оригами
В эти моменты из игры, представляющей собой ходьбу из стороны в сторону с чтением диалогов, A Fold Apart превращается в головоломку. Причём головоломку весьма оригинальную – по крайней мере, навскидку трудно вспомнить, где ещё загадки были основаны на похожих механиках. Каждый этап поделён на секции, умещающиеся в пределах экрана. Задача – найти способ добраться до большой жёлтой звезды, прикоснуться к ней и после этого двигаться дальше. Поскольку прыгать ни тот, ни другой не умеют, пазлы решаются нестандартным способом – все участки будто изображены на листах бумаги, и мы можем хвататься за края и сгибать их.
Герои никогда не звонят друг другу – видимо, междугородняя связь слишком дорогая.
Поэтому у большинства этапов есть не только лицевая сторона, но и обратная, где тоже расположены полезные объекты. К примеру, если вы видите обрывающуюся платформу, возможно, сзади изображена ещё одна – складываете листок и всё соединяете. Иногда приходится вставать на недостижимый ранее участок, а затем отменять последние действия – персонаж при этом продолжит стоять на том же месте, зато листок окажется полностью развёрнут.
С одной стороны, порой лишь взгляда на обе стороны листа достаточно, чтобы примерно понять, чего игра от тебя хочет. С другой – авторы в каждой главе придумывают новые механики, которые усложняют задачу, и в финальной трети A Fold Apart становится заметно труднее (хотя экспериментальным путём всё рано или поздно решается). Сначала вы можете сгибать листок лишь с двух сторон, потом – со всех четырёх, после этого появляются небольшие кубы, с помощью которых герой забирается повыше. Благодаря таким нововведениям игровой процесс не наскучивает, и каждое новое попадание в мир депрессии и тоски по второй половине кажется особенным, хоть и занимаешься, по сути, одним и тем же.
Нарастающая сложность и появление новых преград и возможностей отлично сочетаются с тем, что происходит в сюжете. Время идёт, простая скука превращается в отчаяние и меланхолию. Героям всё труднее подбирать слова, а игроку всё сложнее добираться до звёзд и завершать уровни. Поэтому, даже когда возникающие у персонажей проблемы кажутся слегка надуманными, интерес ни к геймплею, ни к сюжету не теряется – очень хочется увидеть финал. А он получился красивым и очень романтичным – идеальная концовка для такой истории.
Персонажи постоянно пытаются найти ответы на свои вопросы.
Жаль, завершается всё максимум за три часа. Между главами иногда будто бы не хватает дополнительных диалогов, лучше раскрывающих внутренний мир героев. Если с загадками проблемы будут возникать редко, это время сократится ещё больше, плюс в меню всегда доступны подсказки. Хотя называть их подсказками не совсем верно – игра буквально проходит уровни за вас, пошагово демонстрируя, как решается та или иная головоломка. Но пазлы здесь не такие зубодробительные, чтобы приходилось постоянно обращаться к этой опции.
В остальном A Fold Apart производит очень приятное впечатление. Герои похожи на сильно упрощённые модели из мультфильмов Pixar, окружение схематичное, но очень очаровательное. Музыка тоже чудесная – красиво сыгранные на пианино композиции хочется слушать и слушать.
Небольшая придирка есть по поводу локализации. Фразы на английском языке появляются на уровнях постепенно, иногда вторую часть предложения не видишь, пока не пройдёшь половину какого-то этапа. А русский перевод сразу же показывают в верхней части экрана, что делает такие моменты чуть менее эффектными.
Если враги и встречаются, то причинить вред они не могут.
A Fold Apart может вызвать разные эмоции – кто-то будет просто сопереживать героям, кто-то узнает в этой истории себя и предастся воспоминаниям. Не сказал бы, что сюжет здесь такой же пронзительный, как в прошлогодней Arise: A Simple Story, – и продолжительность не та, и струны души тут задевают совсем другие. Но головоломка, безусловно, хорошая, с отличной (и актуальной в наши времена) темой и оригинальными загадками. Платить 1 349 рублей на Switch я бы не рекомендовал, учитывая продолжительность, но пользователям Steam пропускать игру на распродаже не стоит, если хочется чего-то доброго и душевного.
Плюсы: симпатичный стиль; прекрасная музыка; простая, но понятная история, отлично сочетающаяся с геймплеем; оригинальные головоломки; каждая глава предлагает загадки с новыми условиями.