JRPG на RPG Maker – нет, это не скороговорка от вашего логопеда, а очень популярный и очень нишевый жанр, который охватывает процентов 70 всех ролевых игр в магазине Steam. Поэтому выделиться в нём достаточно сложно. Нашему соотечественнику Кириллу Пестрякову со своей дебютной Heroines of Swords & Spells это в какой-то мере удалось. Ну, прежде всего потому, что это очень русская JRPG на RPG Maker.
https://www.youtube.com/watch?v=YB9Np5Mju64
Чисто русская история
Нет, нельзя сказать, что Heroines of Swords & Spells продолжает традиции олдскульных русских квестов, бессмысленных и беспощадных, но некоторые позывы к тому здесь действительно есть. Это юмористическая RPG, в которой одна из главных героинь, самая сильная и уважаемая воительница по имени Анастасия, становится такой смелой, только когда бухает и пристаёт к мужикам в таверне с криками в духе «Ну что, вы тут все потискать девок собрались?!».
Пьют тут даже дети – и один из квестов как раз связан с тем, чтобы найти того, кто им продаёт алкоголь. Детишки же подглядывают за нашими голыми героинями, моющимися в бане. А потом девушки встречают белобрысого охотника на чудовищ, который мечтает перетрахать всех чародеек (он, надо отдать должное, употребляет глагол «перелюбить») – ну, естественно, от русской игры иной пародии на ведьмака Геральта мы и не ждали. Другая героиня, благочестивая (вроде бы) монахиня на службе Света, постоянно матерится, как грузчик. А торговцы тут продают «сапоги-говнодавы». Ну и частенько попадаются словечки и обороты, уместные как раз в русских квестах, а не в японских RPG.
Банда аутсайдеров
Но автор, слава богу, не перешёл тонкую грань, и Heroines of Swords & Spells не сваливается в откровенный треш, туалетный юмор и содомию. Наоборот, в целом это достаточно лёгкое и забавное приключение с проработанными и смешными персонажами. Помимо бухающей воительницы (в трезвом состоянии они как раз самая трусливая из всей компании) и матерящейся монахини есть ещё честная воровка, которую выгнали из гильдии, потому что ей стыдно воровать, и волшебница, у которой в магической книге нет ни одного заклинания.
Волею судеб эти неудачницы встретились и решили перебить угрожающих родным землям гоблинов, чтобы самоутвердиться и доказать что-то и себе, и всем вокруг. Но сначала им придётся решить свои проблемы: волшебнице – обучиться заклинаниям, воровке – вернуть свой гильдейский амулет, чтобы снова вскрывать замки и находить ловушки, монахине – помолиться святым мощам, чтобы её целительная молитва восстанавливала не одно очко здоровья, а хотя бы чуть больше. Ну а трусливая воительница должна перестать бояться и пройти курс обучения в гильдии воинов.
Автор ещё планирует улучшать графику и анимацию.
Много буков
В процессе с ними постоянно происходит что-то забавное. То вот вышеупомянутого озабоченного «Геральта» встретят, то придётся убеждать членов гильдии воинов поскорее выбрать, на ком новичкам лучше тренироваться – на больших крысах или на лягушках-переростках. То придётся перекапывать картошку и чистить рыбу, чтобы нам помогли с магическими камнями, то матерящаяся монахиня в порыве гнева так разбушуется в церкви, что случайно вызовет мощного призрака, и откроется целый квест на прохождение очередного большого «данжа».
Проблема тут, на самом деле, в том, что всё это банально не смешно. Да, мечтающий перелюбить всех чародеек «ведьмак», волшебница, не умеющая колдовать, или перекапывающие картошку героини, которые собрались на бой с гоблинами, – это забавно, но едва ли смешно.
К тому же в игре явный перебор с графоманскими текстами. Диалогов в пару реплик нет в принципе – и если для Planescape: Torment это не проблема, то для Heroines of Swords & Spells, наоборот, приговор. Потому что всё подробно описывается простынями хорошего, но малоинформативного и зачастую откровенно лишнего текста. Вот, например, монахиня Светлана и воровка Диана постоянно ссорятся из-за того, что первая хочет что-то украсть у хороших, а вторая запрещает это делать (именно так, а не наоборот) – и каждая из 20 таких ситуаций подаётся десятком длинных реплик, суть которых сводится к тому, что одна ненавидит другую. В итоге у меня рука устала «скипать» такие диалоги.
Один из редких смешных моментов.
Как-то не по-японски
Тем не менее играть в Heroines of Swords & Spells действительно интересно. Даже несмотря на то, что по механике она очень простая: персонажи автоматом получают уровни и прокачивают характеристики; в результате разных сюжетных событий разучивают новые умения и заклинания. А сражения идут по настолько классическому для JRPG сценарию, что и описывать не стоит.
Однако, во-первых, герои тут, как вы заметили, необычные, со своими тараканами, и они (девушки, не тараканы) постоянно попадают в нетривиальные ситуации. Квестов много, в том числе и побочных, и далеко не все из них связаны с тем, что нужно что-то найти и принести или кого-то убрать.
Некоторые задания при этом можно выполнять разными способами. Например, когда нужно пробраться через туннели в старую церковь, где лежат нужные нам книги, есть такие варианты: прокачать навык взлома и пройти через дом старосты, которого сначала придётся отвлечь; нырнуть в один из колодцев, раздобыв зелье дыхания под водой (в другом колодце тупик, но при развитом навыке восприятия можно найти очень ценную вещь); залезть в туннель через дом безумной старухи, прокравшись туда через сад.
Такая нелинейность редко свойственна JRPG, но автор игры является фанатом Baldur’s Gate и Pillars of Eternity. Есть и загадки, и даже целый «данж», полный ловушек, не угодить в которые получится, только если решить головоломку на внимательность.
Достаточно типичный текст для этой игры.
Драться надо, так дерись! Или не дерись…
Во-вторых, уже в самом начале хватает сильных врагов, а денег, наоборот, не хватает – экипировка стоит дорого, отдых в гостиницах стоит дорого, лечебные зелья тоже не из дешёвых, не говоря уже про другие расходники. И за каждый вход в главный город или выход из него стража берёт по 100 монет. Приходится крутиться, избегать встреч со многими врагами (в том числе на глобальной карте, где есть система случайных встреч), а также исследовать каждый угол каждой локации в поисках монеток, «лечилок» и прочих полезных предметов. А это всегда интересно.
Да, игра позволяет пропускать многие сражения, пробегая мимо монстров. Поэтому в Heroines of Swords & Spells в принципе нет утомительного для многих JRPG гринда – враги даже не возрождаются при новом заходе на локацию. Тут другая ситуация: игра даёт выбор – потеть, стараться, побеждать, а потом приходить прокачанным в локацию, где вчерашние обидчики уже не смогут дать отпор; или бегать трусливо, пропускать; или же вовсе включить сюжетный режим, где противники изначально становятся хилыми.
Как говорит разработчик, тут нет универсального совета, каждый должен найти свою тактику и порядок прохождения. И этот принцип работает. Столкнувшись с первым же реально сильным боссом, я не решил снизить сложность или вовсе забыть про него – злодей был не обязательным, сюжетным, а опциональным. Я просто решил вернуться позже, когда стану злее и сильнее.
Здесь много коварных боссов и врагов со своими тактиками.
В итоге получается неплохая и порой даже затягивающая игра, скорее забавная, чем смешная. И к тому же её автору просто не хватило чувства меры при написании текстов. Через графоманский период проходили все, кто пробовал писать что-то своё, – это и простительно, и в какой-то степени неизбежно. А осознание, что главное не количество, а качество, приходит с опытом. У Кирилла Пестрякова есть время до следующего года, чтобы полученный опыт аккумулировать и воплотить в сиквеле Heroines of Swords & Spells. Всего же запланировано три части. Остаётся надеяться, что каждая новая будет лучше предыдущей.
Плюсы: в целом интересный и нетривиальный сюжет; забавные героини; простой, но затягивающий геймплей; всё хорошо с музыкой.
Минусы: игра вроде бы юмористическая, но на самом деле тут редко действительно смешно; много откровенно лишних текстов; картинка даже для игры на RPG Maker не слишком удачная.
Кирилл, во всех вышеописанных случаях эти эпизоды длятся по полчаса (особенно с пьяными разборками в таверне), Анастасия потом в каждом сражении требует «Рябинушки», чтобы не бояться, а снова драться. И там не только мать ругается у таверны, там еще потом и самих детишек можно встретить, которые, будучи пьяными, ругаются и хотят порно-картинки смотреть. А сам этот квест весьма протяженный. А Светлана ругается как грузчик в каждом втором диалоге. Окей, не матерится, это была образная характеристика ее лексики. Я вообще не ханжа. И сам факт того, что тут такие темы есть, меня нисколько не смущает. Я писал о том, что все это, зачастую, выдержано в духе старых русских квестов. Многим такие нравятся. А мне нравится, как ругаются, бухают и говорят об этом в Disco Elysium. Там всё куда жестче — и круче. Уж простите
Кстати, я же и не пишу, что все это продолжается на протяжении всей игры. Почему фанбои не могут заметить вот эту фразу: «Но автор, слава богу, не перешёл тонкую грань, и Heroines of Swords & Spells не сваливается в откровенный треш, туалетный юмор и содомию. Наоборот, в целом это достаточно лёгкое и забавное приключение с проработанными и смешными персонажами». Так что тут, как говорится, читайте и не придумывайте того, чего нет
Просто игра вполне себе тянет на похвально и заслуживает достаточно внимания чтобы написать на неё обзор, но в последний момент редколлегия решила, что игра, как им кажется, всё таки не на столько хороша и занизила оценку.
Если вам не нравится местная приземлённая проблематика и пространные бабские перепалки (а женщины в среднем в несколько раз больше мужчин произносят слов)
Слушайте, ну если бы вы читали обзор правильным местом, то увидели бы, что и текст там упоминается как «хороший», и персонажи «проработанные» и «забавные». Да, их тараканы и фишки –это прикольно, и на этом строятся все JRPG. У меня претензии к чувству меры – ну поняли мы да, что Светлана ненавидит церковь, Федору и капусту, а еще ненавидит Диану за то, что та не дает ей тырить бабки у всех, окей. Ну не надо нам по 20 раз простынями текстам перемусоливать одни и те же мысли и разжевывать все это. Краткость- сестра таланта, сделайте тоже самое, но в 2 раза короче, емче и смешнее, и впечатления были бы совершенно другие. Если нет уверенности в том, что ты как минимум Крис Авеллон, Роберт Курвиц или Терри Пратчетт, и ты первый раз пишешь что-то своё, то и не надо так самоуверенно выливать на читателей тонны текста. С другой стороны, это неизбежно, наверное, о чем я и написал. Искренне надеюсь, что у Кирилла следующие тексты будут ёмче и насыщеннее, избавившись от литров воды — потенциал действительно хороший. Если же вам нравится все на 100 процентов в нынешнем формате, и вы готовы оправдывать это тем, что «ну бабы, они такие, они всегда много трещат», то окей. Действительно же шикарная отмазка. Бабы они действительно любят мужикам выносить мозг, что со мной Света и Диана (да и остальные тоже) действительно и делали частенько в этой игре. А вообще лучше почитать того же Пратчетта или «Понедельник начинается в субботу», чтобы понять, что такое действительно хорошее юмористическое фэнтези. А Heroines of Swords & Spells пока напоминает хорошее старательное, но что-то любительское – из того, что в свое время читатели присылали в редакцию ЛКИ и что там же и публиковалось – ну или в «Мире фантастики», я уж не помню. В Игромании тоже. Это неплохо, и Кириллу искреннее уважение за то, что он 3.5 года сам в свободное время делал игру. И надеюсь, еще будет делать. Но что важнее – врать или критиковать, чтобы человек двигался дальше?