Concrete Genie: Обзор

Американская студия Pixelopus создала всего две игры. Первая из них, Entwined, в формате небольшого ритм-приключения рассказывала о влюблённых друг в друга птице и рыбе. Entwined показалась игрокам и прессе не очень увлекательной и получила смешанные отзывы. Вторая работа команды, эксклюзивная для PlayStation 4 Concrete Genie, добилась куда более тёплого приёма у публики, однако, на мой взгляд, проблем в ней тоже хватает.

https://www.youtube.com/watch?v=RN_IL4yXFDQ

Зов улиц

Concrete Genie начинается с того, что её главный герой, мальчик по имени Эш, вопреки просьбе родителей возвращается в городок, где жил раньше, чтобы порисовать на пирсе в своё удовольствие. Во вступительном ролике нам показывают, что Денска из некогда вполне себе уютного портового поселения превратилась в заброшенное место, куда помимо Эша наведываются исключительно проблемные подростки. Разумеется, эти ребята агрессивно настроены к нашему протагонисту, отбирают и раскидывают по ветру его рисунки, а в довесок к этому вталкивают Эша в кабину фуникулёра и отправляют на маяк.

На вышке случается чудо: один из набросков, монстрик по имени Луна, оживает и наделяет Эша способностью рисовать волшебные картины с помощью кисти, которая по размеру больше похожа на какой-нибудь «Нимбус-2000». Вооружившись этакой метлой, герой возвращается в город с целью вернуть в него краски. Буквально.

Мальчик решает, что Денску нужно возродить, а помогут ему в этом рисунки на стенах и фантастические твари, которых он создаёт одну за другой. Монстрики стали для него друзьями, а вот подростки по-прежнему продолжали задирать. Они то в мусорный бак героя засунут, то кисточку отнимут, то отпинают от нечего делать. Эш же, как истинный приверженец принципа непротивления злу насилием, в драку не лезет и смиренно получает по щеке, если не успевает убежать от хулиганов.
В кат-сценах игра выглядит словно мультфильм с кукольными персонажами.

Во время сюжетных стычек героя стали посещать коротенькие бессловесные видения, демонстрирующие нам, что подростки-то, оказывается, так агрессивно себя ведут, потому что выросли в неблагополучных семьях: у кого-то родители развелись, у кого-то отец в тюрьме сидел и никакого участия в воспитании не принимал. Глубина психологизма в искусстве ещё никогда не была так сильна! Шарма ей прибавляют некоторые фразочки Эша во время исследования локаций. Он вроде и видит, что ребята те ещё страдальцы, но всё равно не может не воскликнуть при встрече: «Опять эти уроды!»

Concrete Genie всеми силами пытается быть остросоциальной. Ключевое слово — «пытается». Она самым примитивным образом говорит о том, что загрязнение окружающей среды — это плохо, а подростковую травлю вмиг можно победить силой дружбы. Спойлер: нет, нельзя. Игра действительно затрагивает непростые темы, но говорит о них так, будто рассчитана исключительно на дошкольников (и это при рейтинге 12+). О проблемных подростках можно и нужно говорить в играх, но не сводить всё к примитивным десятисекундным сценкам, объясняющим их озлобленность. Это не добавляет игре глубины, а, напротив, делает её донельзя ограниченной в плане взаимоотношений персонажей.
Все воспоминания в Concrete Genie подаются в виде симпатичных нарисованных роликов.

Художник от слова «худо»

На протяжении всей игры Эш должен разрисовывать стены и тем самым убирать из города охватившую его тьму. У художника есть альбом с набросками, которые мы поштучно можем переносить на все подходящие для этого поверхности. Выбор рисунков довольно приличный: тут вам и растительные мотивы, и небесные объекты, и снежные пейзажи, даже бабочки анимированные есть. Страницы с набросками раскиданы по всей Денске и имеют свойство улетать, когда к ним подходишь, так что за ними ещё придётся побегать.

В отличие от остального граффити, духи могут быть нарисованы только в специально отведённых для этого местах, но тоже создаются с помощью заранее собранных набросков. Мы можем добавить им кучу ушей, рогов, хвостов, ещё каких-то непонятных отростков и на выходе получить чудовищ, словно сошедших со страниц лавкрафтовских рассказов. В их взгляде будет читаться только одно: «Пожалуйста, убей меня».

После того как духи оживут, их можно привлечь к простеньким головоломкам, решение которых необходимо для дальнейшего прохождения. Огненные создания могут поджигать красные тряпки, если стоят с ними рядом, электрические дают ток и запускают механизмы, а ветряные сдувают предметы. Для того чтобы чудище выполнило действие, его нужно подозвать к себе, а затем задобрить и развеселить — проще говоря, нарисовать рядом с ним то, что оно хочет.
Понять желания духа несложно: над ним висит облачко мысли, в котором уже изображён заветный рисунок.

Возвращаясь к разукрашиванию стен, отмечу, что вовсе не обязательно проходиться по всем домам в городе — достаточно покрасить только стены, на которых висят гирлянды. От этого они волшебным образом зажигаются. Когда в одном районе загорятся все лампочки, из него исчезает тьма и открывается путь в следующую локацию. И неважно, что именно мы рисуем на стенах — цельные картины или просто клепаем один и тот же штамп. Игра никак не оценивает наши старания, и у пользователя нет причин тратить время на кропотливую проработку дизайна каждой поверхности. Кроме внутреннего чувства прекрасного разве что.

Было бы здорово, если бы волшебные рисунки на стенах были не простым украшением и средством задабривания духов, а могли как-то влиять на внутриигровой мир. Я пробовала провести между двух разорванных проводов нарисованную гирлянду в надежде, что ток пойдёт через неё, но Concrete Genie не хочет играть по таким правилам. А представьте, если бы рисунком костра можно было бы поджечь что-нибудь, а водой, наоборот, затушить! Причём игра ведь сама по себе про чудеса и ожившие рисунки, и в ней поначалу творятся по-настоящему удивительные вещи. Но потом, когда начинаешь осознавать заложенные разработчиками ограничения, вся магия испаряется.
Для тех, кому было мало стен в сюжетной кампании, в игре предусмотрен ещё и свободный режим, в котором можно рисовать сколько душе угодно.

Девиантное поведение

Не одним рисованием наполнен игровой процесс Concrete Genie. Так, у нас есть противники — хулиганы, которых стоит избегать. Элементы стелса смотрятся в игре максимально нелепо, потому что всё, что вам нужно сделать, чтобы не попасться врагам в лапы, — это забраться на ближайший объект, находящийся не на уровне земли. Подростки сначала постоят рядом, но быстро потеряют интерес к жертве, развернутся и уйдут.

Даже если хулиганы схватят Эша, ничего ужасного не произойдёт — максимум нужно будет вернуть свою кисточку. Падения с большой высоты или в воду тоже не страшны — нас просто возвращает нас к месту, с которого Эш неудачно прыгнул. У героя чуть ли не до финала нет шкалы жизни. А когда она появляется, то, конечно же, начинаются сражения. Драки с тёмными духами тоже максимально упрощены — у нас есть три стихийные атаки и уклонение. Боевой сегмент выглядит чужеродно и бестолково, кажется, что его ввели только для того, чтобы хоть как-то разбавить уже утомивший к концу игры процесс рисования.
Возможность погладить кошку в игре не может не радовать. В отличие от анимации, которая в этот момент воспроизводится.

Вы можете парировать все мои замечания — мол, Concrete Genie рассчитана на детей, что я к ней придираюсь. Но разве юная аудитория игры — это оправдание? Разве игры для подростков должны быть максимально упрощёнными в геймплейном и сюжетном плане? Мне кажется, что детей не стоит считать дураками. Во всяком случае, они заслуживают куда более проработанных игр, чтобы затем с теплотой вспоминать о них в будущем.

Ещё пара причин почему

Самые неприятные эмоции в Concrete Genie у меня вызвал баг, заставивший плюнуть на несколько часов прохождения и начать игру заново. Иду я по Денске, хочу проведать духа на маяке, как вдруг начинается кат-сцена, и на место, где стоит Эш, внезапно падает машина. Её отшвыривают туда по сюжету, но я об этом никак не могла знать заранее. Кат-сцена кончается, я оказываюсь внутри автомобиля, из которого не могу выбраться. Занавес.
Поначалу я даже не напряглась. Забавная ситуация же, подумала я, сейчас покувыркаюсь немного, а потом выйду в меню и загружусь.

Однако игра не разделила моих планов и сохранила меня прямо в машине. Других, более ранних сохранений она не делала, ведь, даже если сохраняешься вручную, запись всё равно делается в один слот. Всего таких ячеек три, под три прохождения, и один забег нельзя на всякий случай записать в несколько разных файлов. И я не знаю, как можно было на месте разработчиков не предусмотреть вариант, что игра может «забаговать» и человеку придётся начинать всё с начала без возможности откатиться назад. Если бы не обзор, я бы бросила прохождение из-за такого максимально наплевательского отношения к игрокам.

Начав Concrete Genie заново, я отметила, что в ней ещё и кат-сцены не пропускаются и не ставятся на паузу. Почему так было сделано, опять же непонятно. Но не поворчать об этом решении я не могу.

Из хорошего отмечу, что игра переведена на русский и даже дублирована. Единственное, чего не коснулась локализация, — это газетные тексты, которые время от времени находит главный герой. Жаль, что эти вырезки не стали переводить, ведь в них рассказывается история города и объясняется, почему он опустел. Об этом кратко можно прочитать и в дневнике Эша, но от полных статей я бы тоже не отказалась.

Кроме того, в отечественной локализации Concrete Genie сменила название на «Городские духи», что, на самом деле, даже больше подходит игре, ведь «бетонный» (а именно так переводится слово concrete) меньше всего соотносится с городком, где все дома деревянные и кирпичные. Конечно, у них может быть фундамент из этого материала, но обычно так описываются всё-таки здания, полностью построенные из бетонных конструкций, — от этого, собственно, и пошло выражение «бетонные джунгли». Возможно, создатели игры попытались обыграть именно его, но получилось в итоге довольно нелепо. Что до «джинна», то таковым в игре можно назвать только Эша, который то и дело выполняет желания своих нарисованных друзей.
Творческий процесс в Concrete Genie происходит довольно интуитивно. По умолчанию рисовать нужно двигая в воздухе, как кистью, самим «дуалшоком», но никто не мешает вам переключиться на стики.

Идея Concrete Genie поначалу вызывает по меньшей мере интерес: нам ведь придётся «креативить», создавать волшебные рисунки и привносить в заброшенный городок жизнь. Но на деле всё творчество оказывается лишённым смысла и превращается в рутину даже за то небольшое время, что длится игра. Всё, что создаёт Эш, выглядит красиво, но этим рисункам не хватает какой-то интерактивности. Рано или поздно начинаешь понимать, что гораздо удобнее просто штамповать на стенах один и тот же узор, ведь лампочки зажгутся независимо от того, что ты там изобразил.

Плюсы: несмотря ни на что, игра очень красива, особенно благодаря живым рисункам.

Минусы: простенький сюжет, сводящийся к фразе «Ребята, давайте жить дружно»; скучный геймплей, который разработчики пытались разбавить стелсом и боями; баги, ломающие всё прохождение.

Другие новости

Комментарии

Когда любишь котиков но у тебя гаптофобия >_<
Не согласен. Concrete genie ИЗУМИТЕЛЬНА. Одна из лучших игр 2019. Лично для меня Death Stranding— МУСОР И ПОЛНОЕ ????, очень жаль что игра не получила никаких наград, хотя могла бы.
прошел игру, на одном дыхание, не словив при это ни одного бага, так что даже стало интерсно, что там за ломающие все прохождение баги
но на самом деле спсибо что хоть мусор не влипили игре
Конкретный джинн
так что даже стало интерсно, что там за ломающие все прохождение баги
Специально для интересующихся в обзоре несколько абзацев посвящено описанию бага, который поломал моё прохождение. Даже с видосом :)
Все комментарии