RAD: Обзор

Кирилл Волошин 2019-08-25 19:35:38 5
RAD была бы достаточно обычным «рогаликом» про суровые будни в условиях постапокалипсиса, если бы игру делала не студия Double Fine Productions. Поэтому апокалипсисов тут сразу два, переживший всё это мир выполнен в стиле 80-х, а герои, похожие на типичных тинейджеров, брейкдансеров и панков тех лет, могут убивать врагов собственной мутировавшей башкой, бросая её, как бомбу. Но хватило ли фирменного юмора для по-настоящему интересного «рогалика»?

https://www.youtube.com/watch?v=41fQ1dE4jg8

Дискеты снова полезны!

От любой игры Double Fine всегда ждёшь интересной истории, но в RAD она в основном упрятана в заметки и дневники (так называемую Книгу Древних), которые по мере прохождения постепенно пополняются новыми текстами о персонажах и истории мира.

Фабула предельно проста и традиционна для «рогаликов» — и чем-то схожа с тем, что мы видели в Mutant Year Zero: Road to Eden. Есть поселение выживших, которому нужны ресурсы из диких Пустошей, куда и отправляется, правда, не отряд сталкеров, а лишь один доброволец из числа поселенцев. Сохраняться разрешают только в городе — там есть Старейшина, персонажи, способные выдать какой-нибудь побочный квест, торговка и местный банкомат, где можно сдавать на хранение заработанные во время вылазок в Пустоши деньги.

Точнее, зарабатываем мы не деньги, а старенькие VHS-кассеты, выпадающие из монстров. Именно кассеты тут считаются основной валютой, за которую у торговцев (а они встречаются не только в городе, но и в Пустоши) нужно покупать полезные предметы — от зелий, временно увеличивающих шанс критического удара, до артефактов и снаряжения.

Также мы находим или покупаем дискеты — те самые, времён первых «пентиумов». За них можно открывать сундуки с теми же расходниками, кассетами, артефактами и предметами снаряжения, которые дают постоянные пассивные эффекты — например, удваивают приток капитала, позволяют совершать двойные прыжки, безболезненно ходить по огненным или заражённым радиацией поверхностям, дают шанс сохранить часть кассет даже после гибели героя и так далее.
Помимо основной кампании есть ещё ежедневные испытания с рейтингами и особыми правилами игры — например, может выпасть уменьшенное здоровье, но увеличенный урон.

Банкоматы эпохи постапокалипсиса

Таких забавных отсылок к 80-м и 90-м в RAD много, но сами по себе местные радиоактивные пустоши ничем особым не выделяются. И то, что в этом мире произошло сразу две катастрофы, никак ни на чём не отражается (ну, кроме описанной в заметках истории сеттинга). Много всяких мутировавших тварей, скорпионов-переростков, плюющихся ядом или огнём, зелёных луж и горящих поверхностей, в которые лучше не ступать ногой. И ржавые остовы машин, шины, какая-то мебель, выброшенные телевизоры…

При этом мир в RAD не открытый. Все локации — это отдельные карты, на каждой из которых мы выполняем одну и ту же последовательность действий. Сначала нужно пробиться через толпы монстров и активировать несколько постаментов, после чего откроется проход к боссу уровня. Победив его, мы можем вернуться в поселение или сразу перейти на следующую карту.

Лучше, конечно, сначала забежать в родные края — там можно сохраниться, купить зелье и сдать все собранные кассеты в местный банкомат. А это важно, ведь после гибели героя безвозвратно теряются все его достижения, включая уровни, артефакты, мутации и деньги. А если успеть сдать кассеты в банкомат, то при следующем прохождении новый герой сможет снять эту сумму и сразу получить определённое преимущество, купив что-нибудь полезное. Кроме того, прогресс выражается в том, что некоторые найденные в одном походе предметы во время новой вылазки сразу станут доступны в магазинах или в списке выпадающих из монстров трофеев.

Бей врагов их же оружием. И хвостом

Впрочем, самое полезное для выживания в RAD — это, как вы уже поняли, мутации, которые и внешне меняют героя до неузнаваемости, и дают ему самые разные способности. Юноша с ирокезом и в джинсовке или девушка в шлеме (герои различаются только скинами) постепенно отращивают хвосты, щипы, змеиные головы, крылья, ядовитые ноги и чёрт знает что ещё.
Одновременно можно нести только один расходный предмет.

Хвостом можно бить, а можно выплёвывать из него мелких каракатиц, которые будут сражаться вместе с вами. Змеиной головой нужно пугать и кусать на расстоянии, а ядовитые конечности оставляют после себя зелёную кислоту, которая ранит ступивших в неё противников. Ещё есть отрывающиеся руки-бумеранги, телепатические мозги, которые надо бросить во врагов, чтобы временно переманить их на свою сторону, и много ещё чего.

Активные мутации мы зарабатываем при получении новых уровней, а при активации специальных статуй открываются пассивные, увеличивающие запасы жизней или дающие дополнительные эффекты к уже имеющимся способностям. «Пассивки» также выпадают из поверженных боссов. Но какую именно мутацию вы получите, предугадать нельзя.

Дело случая

В RAD, как и принято в «рогаликах», многое зависит от удачи. Локации, враги, сундуки, набор артефактов и мутаций — всё меняется при каждой новой вылазке. Умирать, как водится, придётся часто. А если вам не фартит, то ещё чаще.

Во время одного забега вы будете постоянно натыкаться на торговцев, сундуки, кассеты и выпадающие из монстров куски целебного мяса (оно, понятно, восстанавливает здоровье), а также получите очень полезные мутации вроде головы-бомбы. А в следующий раз будет всё ровно наоборот, да ещё и босс попадётся именно такой, с которым лучше не сближаться, — а у вас мутации как раз ориентированы на ближний бой. Да-да, мне показалось, что некоторые способности в RAD откровенно полезнее и эффективнее, чем другие, — например, в моих случаях круче были дальнобойные мутации.
Вот уж точно — «токсичный игрок»!

Местная боевая система не настолько гибкая и разнообразная, чтобы можно было только на ловкости рук, рефлексах и комбоударах вытаскивать тяжёлые драки. Я прежде всего про сражения с боссами, которые в силу вышеназванных причин в одной вылазке могут быть очень сложными, а в другой — куда более лёгкими. Есть обычный и усиленный удар битой (не помешало бы, кстати, больше разнообразия в арсенале!), удар в прыжке с разбега и возможность подпрыгнуть, а потом обрушиться на землю, снося всех вокруг. При этом почти все локации — висящие где-то в пространстве острова, поэтому прыгать надо аккуратно, иначе запросто упадёте в пропасть и потеряете много нервов и здоровья.

Шутки юмора

Зато на все мутации, полезные они или не очень, забавно реагируют жители поселения выживших. Если у вас ядовитые ноги, то вам скажут что-нибудь в духе «Извините, с вас что-то капает!». Если вместо головы — череп-бомба, то поинтересуются, всё ли у вас в порядке с головой. А однажды Старейшина попросил моего персонажа, обросшего шипами, не поколоть и не порезать случайно кого-нибудь из местных. Такие детали, меняющиеся в зависимости от вида персонажа, смотрятся очень здорово.

И вообще в RAD достаточно много забавного. Например, есть представители религиозной секты Последователей Катода, которые поклоняются древним ламповым телевизорам и верят, что когда Бог 2.0 начнёт вещать, то они примут его сигнал. Или мутант с козлиными рожками и копытцами, который обустроил в поселении экспериментальную ферму и теперь просит раздобыть кое-что для него. А Старейшина управляет всеми сложными сооружениями Древних с помощью типичного синтезатора, фигурировавшего в клипах многих музыкальных групп 80-х.
Головой в таких драках мы явно не думаем!

RAD — далеко не первая игра, где главный герой постепенно мутирует у нас на глазах: такое было в «Магии крови», Darkspore или в уже упомянутой Mutant Year Zero: Road to Eden. Но в тех играх, как правило, мы можем сами контролировать эти мутации и развивать/поддерживать их в выбранном направлении. А здесь доля случайности велика даже по меркам «рогаликов» — практически весь прогресс сбрасывается в каждой новой вылазке, а что мы получим взамен, неизвестно. Это и дар, и проклятие игры: с одной стороны, никогда не знаешь, что тебя ждёт, а с другой — такой подход явно не понравится ценителям более вдумчивого контроля над персонажем.

Плюсы: юмор, стиль, интересный сеттинг и забавные персонажи; в целом увлекательный геймплей, основанный на драках, исследовании, прокачке и собирательстве; очень разные и порой неожиданные мутации; симпатичная картинка; ностальгическая музыка в стиле 80-х.

Минусы: от «рандома» слишком уж многое зависит; фактически нет контроля над тем, в каком направлении развивается персонаж; небольшой арсенал оружия; слабая анимация.

Другие новости

Комментарии

После Чернобыля в украине запрещенна любая RADиция кроме собственно своей.
По поводу контроля над мутациями… от части соглашусь. Но если наловчиться выживать, то многое можно исправить купив у торговца мутаген, либо на финальной локации обрести «никчёмные мутации» которые на самом деле далеко не такие никчёмные. Зачастую неудачные забеги у меня были не из-за мутации, а из-за криворукости. Боссы суровые, но только при первой встречи. Повторные встречи с этими товарищами заканчивались плачевно для них, ибо наработав тактику, обломать им рога становится куда проще.
+ к контролю ещё дают возможно заменить конкретную мутацию на некоторых станках древних, которые попадаются не то чтобы очень редко.
ну отчасти кривой рандом активных мутаций можно исправить особыми шрайнами, которые надо побить битой и тогда одна твоя случайная активная мутация заменится на другую. Но так согласен с автором статьи, действительно чувствуется нехватка контроля над возможностями персонажа, хотя бы еще в том, что кнопки активных мутаций нельзя менять по своему усмотрению.
Переназначить кнопки можно, если об этом речь. На пс4 зажать влево на крестовине, если не ошибаюсь.
не могу купить RAD в Украине почему то…
Все комментарии