Искусственный интеллект постепенно становится частью игровой индустрии — хотим мы этого или нет. Кто-то это горячо поддерживает, кто-то осуждает — но равнодушным не остаётся почти никто. Вот и Брюс Стрейли (Bruce Straley), соавтор The Last of Us и бывший креативный директор Naughty Dog, резко высказался о генеративном ИИ в играх.
В интервью Polygon он заявил, что не считает такие технологии искусством и не верит в их ценность для творчества. Сейчас Стрейли руководит независимой студией Wildflower Interactive, которая готовит дебютную игру Coven of the Chicken Foot.
По словам девелопера, генеративный ИИ напоминает «змею, поедающую собственный хвост»: нейросети не способны думать или развиваться, а лишь перерабатывают уже существующий материал и имитируют его. Стрейли подчеркнул, что подобный подход не создаёт ничего по-настоящему нового и не может заменить человеческое воображение.
В разговоре он привёл пример Coven of the Chicken Foot. В приключении появится необычный напарник — существо, которое наблюдает за действиями игрока, перенимает привычки и учится, как ребёнок.
Вся прелесть в том, что этому существу позволено быть шутом. Если накормить его слишком большим количеством гнилых яблок, у него случится расстройство желудка, и оно наделает дел в лесу. Такие вещи можно обнаружить в процессе игры, потому что мы создаём мир и вручную придумываем эти моменты. Мы не пытаемся сделать человека. Если стремиться воспроизвести человеческий интеллект…
Слушайте, нам понадобились сотни миллионов лет эволюции, чтобы получить этот маленький восьмифунтовый суперкомпьютер в наших черепах. То, на что мы способны, — настоящее чудо. Машины могут выполнить лишь малую долю того, что умеет человеческий мозг, даже имея вычислительные мощности размером с футбольное поле, и всё равно у них это не получается. Я не знаю, кому это нужно, кто об этом просит и кто это продвигает, но я не думаю, что именно в эту сторону человеческому виду стоит развиваться.
Разработчик также отметил, что нынешний ажиотаж вокруг нейросетей усложняет общение с аудиторией. Термин «ИИ» десятилетиями означал в играх поведение NPC, прописанное программистами. Теперь же любое упоминание искусственного интеллекта многие автоматически связывают с нейросетями и языковыми моделями, хотя Wildflower их не использует. Стрейли считает, что в этом случае страдает само понимание творческого процесса.
Всё это — тяжёлая работа, решение множества задач и творческий подход. И именно это, на мой взгляд, делает персонажа более очаровательным. Мне нравится искусство с изъянами. Оно как керамика: есть несовершенства, потому что изделие не вышло из печи идеальным. В этом и есть прелесть творчества.
При этом Стрейли не отрицает, что генеративный ИИ может быть полезен в определённых ситуациях, и что технология со временем улучшится. Его критика носит скорее философский характер: он не видит ценности в искусстве, созданном не людьми.
Он пояснил, что ИИ может работать в ограниченных рамках, например, если команда сценаристов напишет лор мира, а нейросеть будет генерировать на его основе диалоги. Но лично Брюсу это неинтересно. Без участия человека произведение теряет для Стрейли смысл: он не хочет смотреть шоу, сделанное роботом, и не интересуется искусством, созданным компьютером. По мнению девелопера, писать промпты — не искусство.
Напомним, взглянуть на вручную сделанное существо в Coven of the Chicken Foot позволят на ПК в Steam. Дата релиза пока не объявлена, список локализаций — тоже.