Новые данные о рынке ПК-дистрибуции игр вызвали бурные обсуждения в сообществе. Исследование показало: 72 % разработчиков считают Steam монополией.
Однако аналитик Мэт Пискателла (Mat Piscatella) из Circana считает, что выводы разработчиков некорректны. По его словам, высокая доля рынка не делает платформу монополией. Настоящая монополия предполагает единственного продавца услуги или товара без альтернатив и способность устанавливать чрезмерные цены. Появление множества платформ, таких как GOG, Epic Games Store, Itch.io и сотни региональных магазинов, доказывает, что конкуренция существует.
Доля рынка — это не то, что определяет монополию, ребята. Монополия — это когда существует единственный продавец конкретного товара или услуги без альтернатив и с возможностью устанавливать чрезмерно высокие цены из-за этого. Любой может запустить сервис дистрибуции игр на ПК, и таких уже было очень много.— Мэт Пискателла
Пискателла также отмечает, что многие опасения в отношении Steam не новы. С 2010 года критики утверждали, что платформа разрушит рынок ПК-игр, но индустрия продолжает развиваться, а новые магазины появляются регулярно. Проблема, скорее, в другом: геймерам трудно найти нужные проекты среди огромного числа релизов, и только немногие тайтлы замечают.
Аналитик думает, что более интересной темой для обсуждения будет не монополия, а «олигополистическая власть» Valve — влияние платформы на рынок при высоких барьерах входа. Хотя Steam не устанавливает цены на игры напрямую, его популярность и инфраструктура делают его ключевым игроком.
Интересно, что в исследовании 80 % разработчиков ожидают, что альтернативные каналы станут обычной частью дистрибуции в течение пяти лет. Это подтверждает, что рынок не статичен, а конкуренция постепенно расширяется. Несмотря на доминирование Steam, у разработчиков остаются реальные возможности для выхода на другие площадки и диверсификации доходов.