Новое исследование показало, что 72 % разработчиков считают Steam монополистом на рынке ПК-игр. Большинство опрошенных также отметили, что платформа приносит студиям около 75 % дохода.
Исследование компании Rokky под названием The State of PC Game Distribution основано на опросе 306 руководителей индустрии из Великобритании и США, проведённом Atomik Research с 18 по 22 мая 2025 года. Среди участников 75 % занимают позиции C-level, а 77 % работают в студиях с численностью сотрудников более 50 человек.
Исследование выявило, что большинство компаний сильно зависят от Steam при распространении своих игр. Вместе с тем разработчики начали использовать альтернативные платформы, включая Epic Games Store и Xbox PC Games Store. Почти половина опрошенных (48 %) выпускали игры сразу на двух этих площадках, 10 % использовали GOG, а 8 % — Itch.io.
Rokky отмечает, что крупные компании чаще выбирают Epic Games Store и Xbox Store, тогда как Itch.io ориентирован на независимых разработчиков. Кроме цифровой дистрибуции, 32 % участников выпускают часть игр на физических носителях — дисках, картриджах или в формате ключа в коробке.
Разработчики также используют маркетплейсы вроде G2A и Kinguin, а также сервисы типа Fanatical и Humble Bundle. Они ценят их за удобство, контроль над ценами, маркетинговую поддержку и доступ к международной аудитории.
По данным исследования, 80 % разработчиков планируют использовать альтернативные каналы вместе со Steam в течение пяти лет, а 75 % прогнозируют рост дохода минимум на 10 % благодаря маркетплейсам и магазинам с ключами. В то же время они выражают обеспокоенность серым рынком и возможной потерей контроля над продуктами.
Лучшие комментарии
Если отталкиваться от заголовка чисто, ощущение что рядом со входом в офис EGS или GOG стоит мордоворот из Valve и мол всех разворачивает с угрозой:
"Пойдешь туда, в Steam не попадёшь"
Странно вообще говорить об монополии, если Valve палки в колёса никому не ставит, кроме как чтобы ценники сходились в Steam и там куда хочет податься далее разработчик, если не ошибаюсь.
До тех пор, пока ты можешь купить цифровой носитель или ключ у издателя, называть стим монополией - глупо. Есть альтернативы, нет давления и поглощения, нет блокирования продаж. Это то же самое что говорить мол анальгин появился на 80 лет раньше ибупрофена и бедный ибупрофен давили потому что про анальгин знают все, а ибупрофен никто пить не хотел.
Стим начал развиваться раньше и никому не мешал. Хочешь продавайся, хочешь - не продавайся. Либо не выпендривайся и делай что-то для перетягивания аудитории. Так-то у майков тоже неплохой по размерам магазин дистрибуции. Да там нет чатов и сообществ, но они и нахер не нужны потому что основная аудитория раньше была на консолях вся, а там ни модов, ничего нет вообще. Да и с консоли читать это все неудобно.
Берите делайте сервис, в чем проблема, делов то вообще нехер делать. Эпики воняют еще с 20 года, но вроде чутка развиваются, хотя за это время можно было целиком скопировать функциональность стима. Короче хз, монополией это называют те, кто не хочет платить комиссию за аудиторию, которую вольво набирала десятилетиями. Ну а как иначе тогда?
Если ссылаться на Википедию (хотя бы для примера), то Valve можно отнести к категории "временных" монополий (далее цитата из Вики) - "временная ситуация, существующая в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта".
То, что Valve является "монополистом", т.е. не имеет реальных конкурентов, виноваты лишь конкуренты, которые сами поставили себя в невыгодной положение, делая вид, что Valve делает какую-то фигню, пока не стало слишком поздно. Фактически "конкуренты" профукали время вместо того, чтобы "осваивать технологию", никто в период становления Steam не сделал никакого реального аналога. Они сидели на попе ровно, а потом спохватились и решили, что можно будет тупо демпинговать процентами от проданных копий и больше ничего не придётся делать. Привет EGS, у которого такая базовая фича, как корзина, заняла несколько лет?
По факту же Valve просто воспользовалась чужой безалаберностью и забрала себе то, что ей оставили на блюдечке с каёмочкой. А то, что в современных реалиях не выпускать игру в Steam = угробить продажи на ПК - это лишь следствие вышеописанных причин.
Такой монополист, что покупая в нём игру от сильноохеревших издателей ты попутно ставишь Юплей, Рокстар лончер, ЕА апп и Баттл.Нэт. А некоторые игры ещё используют эпиковские онлайн сервисы. То, что он самый крупный игрок на ПК рынке, ну так Вольво годами всё выстраивало вот и результат этой работы.
В то же время стим клиенто ориентированный а всякие EGS, юплеи (или как оно сейчас называется), ориджины (или как оно сейчас называется) ориентируются на разработчиков и не предоставляют даже минимального уровня комфорта для игрока.
Могу купить игру в EGS но зачем если при запуске с рабочего стола мне вместо игры открывается лаунчер в котором мне нужно ещё раз запустить игру?
Так лучше сервиса пока нет
Егс че-то там пытается делать, но всё еще далеко до стима
Вспомнилась эта картинка. =)
А кто ему даст? Вальвы - частная компания, никаких серьезных проблем у них пока нет - Габен просто пошлет их и все. (Это если Филе вообще дадут денег на подобную покупку, при том что у них АктиБлизы до сих пор не отбились. И это не говоря об антимонопольщиках, которые и АктиБлизов пропустили со скрипом и кучей ограничений.) Учитывая текущую ситуацию Майков, с их непонятно куда развивающимися консолями - не удивлюсь если скорее Габен выкупит эти ваши ХБоксы с потрохами (ну или следующая СтимМашина или СтимДек тоже будет "its all Xbox").
Чел, "возьми и сделай" - это буквально просто возьми и сделай, но почему-то ни у кого этого нет. Скажи кучке студентов повторить в качестве магистерского диплома, вот буквально переверстать UI, разработать бэк с куратором в виде препода-программиста, и они сделают это за полтора года с нуля. Бери и копируй, дока на вокршоп есть, api на ачивки есть, всякие приколы типа аватарок итд итп донатных тоже не то чтобы сложно повторить. Да, разработка студентов, возможно, будет вертеться на чьем-то компьютере и не будет хорошо кластеризироваться, но все-таки, это можно сделать.
А теперь самое забавное - мы говорим о достаточно богатых компаниях которые могут себе позволить сделать подобное быстро и относительно качественно. Но есть один нюанс - репутация и риски. Никто не гарантирует, что кто-то после наворотов и улучшений полетит в новый эпик геймс или юбисофт стор, потому что как минимум репутация у вольво лучше. Нужно будет вкладывать денежку в привлечение аудитории, чем упорно занимаются эпики раздавая игры в своем магазине, а окупится ли денежка - вопрос ведущий в неизвестность, за который топ менеджмент не хочет ответственность нести. Поэтому все так долго и тянется, потому что нет ни у кого гарантий, что люди перейдут. Но это не монополия, не путайте экономические термины с тем что реально происходит. И все эти спекуляции на тему "вот стим монополист" или "ютуб монополист" или "движок хромиум для браузеров монополист" - это пердеж в лужу, сами корпы создали ситуацию, когда конкуренции нет, энтузиастов исправлять ситуацию кот наплакал, на создание аналогов нужно тратить огромные бабки и этого делать никто не хочет, а теперь остается только ныть, конечно. Например чуваки написали Vulkan спустя 20 лет после "дуополии" OpenGL/DirectX и ничего, классно живут. Причем самое забавное что все это происходит в медиа-потребительском секторе в основном, в других сферах бытия обычно реальные монополии.
Максимализм ребенка, ну-ну, а я скажу что это просто суровая правда нашей жизни. У Вольво практически безупречная репутация, в отличие от конкурентов, и самый старый и развитый сервис. Хотите конкурировать - вкладывайте деньги в сервис и репутацию, но что-то как-то компании не стремятся к этому, а сливки собирать хочется. Разрабы серьезно думают что в других сервисах комиссия по итогу будет меньше?))) Опыт гугла и эппла с их магазинами ничему не научил? Не нужно путать реальные монополии с осознанным отсутствием конкуренции и выдавать желаемое за действительное
Ну у меня неверное представление о монополии видать, по мне просто это уничтожение любого кто посягнёт на вашу территорию. Valve как то ниразу грязно не поступало, не покупала эксклюзивность там временную или там например на зло egs не удаляла их игры из библиотеки steam, да и ублюдство в лице сторонних лаучеров не душило (чему я не рад, особенно ubi play/connect/direct/govnet, или как там это дерьмо называется, которое никогда не работало нормально), а так всё исключительно для пользователя. У меня есть пару примеров когда заядлые пираты в лице моих друзей, теперь даже помыслить не могут о скачивании с торрент ибо стим нам предложил самую честную сделку, то бишь невероятный сервис. Я после первых знакомств с ea app, ubi govnet, думал махнуть рукой и скачать торрент, хоть и не делаю этого с 2007 года.
У меня с интернетом в доме ситуация писец, дом курировал ПИК и у них есть купленная кампания провайдер Lovit, и она никого не пускает более в свои дома. Вот это монополия, уже какойто год ведётся суд касаемо этого.
Из комментариев под этой новостью я понял, что многие не понимают значение слова "монополия", и путают его с недобросовестной конкуренцией.
Обожаю такие аналогии. Жаль, что всегда они за уши притянуты. ПК-рынок - открытая платформа, одобрения управляющей организации не нужно (главное - откровенный треш не гнать, запрещённый законом). Жильцов вообще никто не спрашивает - вот тебе Стим, а вот тебе standalone игра с сидюками, патчами вручную и никакой интеграции сообщества игроков. Хочешь свой egs, gog, eaplay запилить - да пожалуйста, короб открыт, ставь свои серваки, делай бизнес. Почему-то только ни у кого не получается. Наверное, потому что жадные все, один Габен тебе облачные технологии за бесплатно предлагает.
Это не монополия, а слабость конкурентов. Интел тоже раньше считался монополистом на рынке процессоров, но это не помешало АМД нагнуть их, выпустив отличный продукт, когда Интел наслаждался своей монополией и принимал отвратительные решения.
То говоришь правильно про 30% комиссии в Стиме, то про "больше четверти". Я тебя не понимаю. Стим это один из кучи магазинов. Да, он самый большой и популярный, но он не монополист, всегда есть альтернативы. Стим не скупает другие площадки, не становится огромной мегакорпорацией, не лезет в другие сферы.
Да-да и на этот самый уже давно освоенный Гейбом ПК-рынок в будущем планирует ворваться Microsoft со своим консоле-компьютерным xbox'ом.
Будет весьма любопытно посмотреть как Microsoft планирует зарабатывать деньги на своей будущей консоли (помимо продажи самого железа), если они реально позволят запускать лаунчеры конкурентов (особенно такого как Steam) на своей платформе.
А остальные 28% знают определение слова "монополист"
Опять не срастается. У Microsoft триллионы бабла, огромная облачная инфраструктура Azure, владение самими основами платформы - Windows, тьма программистов самых разных профилей и компетенций. И что на выходе? Games for Windows. Xbox Plus, который без игр никому не нужен. Скупка компаний без понимания того, как работает игровая индустрия.
Сомневаюсь, что Microsoft страдает от того, что ему "закрыт" доступ на собственную же платформу. Надо просто делать хорошо, а плохо делать не надо.
В том то и дело, что предлагает, а не навязывает. Сколько лет тот же Тарков просто продавался через их же сайт, что то я не слышал жалоб от Буянова, что ему Габен продавать игру мешает.
1. Вполне адекватна.
2. У Стима есть конкуренты.