Подписка или не подписка
Каждый кулик хвалит свое болото, а каждая игровая компания — свою игровую компанейскую практику. Популярный ММО-разработчик
Turbine известен тем, что придумал систему фримиум — гибрид F2P и подписки. И не удивительно, что очень этим гордится. Потому что система оказалась на редкость жизнеспособной и уже нашла уйму последователей.
Отвечающий в
Warner Bros. (собственник
Turbine) за онлайн-коммуникацию
Адам Мерски (Adam Mersky) полагает, что подписка в ММО ничуть себя не изжила. А изжил себя подход, когда людям навязывают ее (подписку) безо всякой альтернативы. Нынешний пипл научился ценить и уважать собственные права и терпеть ненавидит отсутствие выбора. Именно это в
Turbine и осознали раньше всех.
После перевода на фриминиум ее MMORPG
Dungeons & Dragons Online превратилась из прозябающего в нищете виртуального мира в процветающий проект, приносящий солидную прибыль.
The Lord of the Rings Online в нищете не прозябала, но все равно пошла по пути, проторенному коллегой. И не пожалела. Нынче ее игровые сервера населены как никогда ранее, а финансовые показатели значительно улучшились.
Впрочем, на наш скромный ММО-взгляд, есть компании, которые с
Turbine вряд ли согласятся. Например,
Blizzard. Или
CCP. Их игры пользуются стандартной подписной системой и приносят деньги как минимум не худшие (
World of Warcraft вообще абсолютная чемпионка). А возможно это потому, что существует значительное количество пользователей, для которых подписная обязаловка — гарантия высокого качества не только игрового контента, но и игровой публики. И вряд ли их (таких пользователей) в будущем станет меньше.