Sony продолжает переиздавать классические японские аркады на PlayStation 4 — вслед за PaRappa the Rapper и LocoRoco состоялся релиз «ремастера» Patapon. И среди всех этих трёх игр наиболее уместно сегодня выглядят именно приключения патапонов — хоть они и вышли около десяти лет назад, ничего похожего на рынке так и не появилось. Да и переиздание получилось отличным и очень качественным, так что на PS4 игра с PSP не кажется запылившимся антиквариатом.
Без постоянной охоты племени не выжить.
Пата-пата-пата-пон
В Patapon, как и в оригинале 2007-го года, игрок знакомится с племенем патапонов — забавных одноглазых существ, носящих с собой различные виды оружия и устраивающих всевозможные ритуалы. Когда-то они были процветающим народом, но растеряли своё влияние после нападения армии более сильного племени зигатонов. И теперь без опытного лидера они не могут практически ничего, хоть и остались отважными воинами, готовыми отправиться в бой в любую минуту. На помощь приходит игрок, которого все называют Владыкой, и только под его руководством патапонам удастся добраться до Конца Земли (Earthend) и вернуть контроль над всей близлежащей территорией.
Продюсер PataponХироюки Котани (Hiroyuki Kotani) рассказывал в одном из интервью о том, насколько сложно было придумать удобную и понятную систему управления отрядом. Если сделать её слишком простой, играть вскоре станет скучно. А постоянная демонстрация кнопок, которые нужно нажимать, шла вразрез с идеей о племени, не понимающем язык игрока. Поэтому существа реагируют исключительно на исполняемую пользователем музыку. Всего есть четыре основных звука, активируемых нажатием квадрата, круга, треугольника и крестика. Одна комбинация заставляет патапонов двигаться вперёд, другая вынуждает их атаковать противников, а впоследствии они учатся защищаться и отступать.
Поэтому, проходя миссии, нужно не просто бездумно нажимать одни и те же кнопки, но понимать, какое действие лучше всего выполнить в данный момент. Двигаться вперёд, попытаться разрушить препятствие, подойти ближе к толпе зигатонов или не нарываться и атаковать издалека. Во время боёв с «боссами» всё становится ещё сложнее, так как они способны наносить очень большой урон, и время от времени активировать защиту буквально необходимо. В большинстве случаев можно предугадать, когда примерно чудище нападёт, поэтому после одной комбинации набираешь другую, потом третью, затем опять вторую — и так до победного конца.
Нажатия засчитываются, только если они были сделаны вовремя, так что без хорошего чувства ритма играть в Patapon нежелательно. Стоит один раз сбиться, и солдаты запнутся, застынут на месте или даже повалятся на землю, а во время боя с крупным противником это ни к чему хорошему не приведёт. Зато если несколько раз подряд ввести правильные комбинации, патапоны войдут в режим Fever Mode — ими станет немного сложнее управлять (уследить за ритмом уже не так легко из-за большого количества звуков), но они окажутся более агрессивны и опасны для врагов. Вдобавок только в таком состоянии они могут призывать огонь и ветер — первое полезно в жару, а второе позволит дальше метать копья.
Укрепления и башни противника обычно быстро разваливаются.
Эти знания пригодятся в сюжетных заданиях, а вот в побочных мини-играх всё зависит только от скорости и внимательности. В одной из них игрок управляет поваром, стоящим на большом говорящем чане в окружении множества овощей. Задача — вовремя нажимать кружок, чтобы шеф махал ножом и разрубал летящую с разных сторон еду. В другой мини-игре управление идентично, но необходимо вовремя поливать огромный цветок или даже развлекать маленькую ожившую гору. Наградой станут полезные ресурсы. Ну а о том, как всё это разблокировать, можно подробно прочесть в Сети — руководств очень много, а в самой игре такие секреты не раскрываются.
Пон-пон-пата-пон
За пределами миссий и мини-игр тоже есть чем заняться. Полученные во время вылазок материалы и ресурсы, а также выпадающая время от времени валюта тратятся на создание с помощью древа жизни новых солдат. Их характеристики определяются качеством используемых для призыва предметов, и в какой-то момент без серьёзной армии завершать задания уже не получится. Особенно большие сложности могут возникнуть в битвах с «боссами» — те разносят патапонов довольно быстро, зато выпадающие из них останки удастся подобрать и с их помощью возродить павших воинов на базе. Отряд делится на три составляющие, и лишь игрок решает, взять ему лучников, парней с топорами, копейщиков или вовсе бардов. Вдобавок каждого из них можно экипировать более совершенными видами оружия или брони, если они есть в инвентаре.
Сложность возрастает уже в самом начале — буквально на третьей миссии игрока вынуждают сражаться с «боссом», хотя отряд патапонов состоит лишь из парочки слабеньких существ. Тут становится заметен один из недостатков Patapon, перекочевавший из оригинала, — необходимость перепроходить одни и те же задания ради сбора ресурсов и приобретения новых солдат. О случайной генерации уровней десять лет назад знали не все, а потому для доступа к следующим заданиям нужно тратить время на одинаковые вылазки, что немного портит темп повествования и выглядит не совсем уместно.
Динозавр скоро дохнёт пламенем — желательно занять оборонительную позицию.
Другая проблема — чёткие объяснения того, что нужно делать для получения новых возможностей и прогресса, порой отсутствуют. Кто-то наверняка с этим поспорит — дескать, догадываться до всего самому интереснее. Но это справедливо лишь в случаях, когда всё сделано более-менее логично. А если после первого «босса» открывается доступ к пустыне, которую невозможно пройти из-за неспособности призвать дождь, довольно трудно понять, что нужно найти какой-то предмет на одной из предыдущих локаций. В какой-то момент и вовсе придётся убить определённое животное, о чём никто нигде не говорит. Но всё это, в отличие от «фарма» миссий, впечатление портит незначительно — всё-таки в эпоху развитого Интернета найти нужную информацию очень легко.
Выглядит же переиздание по нынешним меркам очень здорово — персонажи, задники и элементы интерфейса были полностью перерисованы и смотрятся отлично. От низкого качества страдают лишь видеоролики, но здесь их очень мало, в отличие от той же PaRappa the Rapper Remastered, которая наполовину состояла из них. Patapon, наверное, останется стильной и не устареет внешне даже спустя ещё десяток лет — слишком уж необычные в ней герои и окружение. К музыкальному сопровождению и различным звукам тоже претензий нет — возраст на них никак не сказался.
В ритм-играх очень важно не допустить задержку ввода. Лично я никакого дискомфорта не испытал ни разу — входить в ритм удавалось безо всяких проблем, и, если что-то в какой-то момент шло не так, это была лишь моя вина и невнимательность. Возможно, задержка становится заметна при использовании каких-то особенных колонок, но в наушниках всё точно в порядке, да и при прослушивании через динамики обычного ЖК-телевизора эти недостатки замечены не были.
А так здесь призывают дождь.
Patapon Remastered можно советовать не только ностальгирующим фанатам, но и новой аудитории, незнакомой с серией по тем или иным причинам. Игра до сих пор остаётся необычным и оригинальным симбиозом ритм-аркады и стратегии, который работает практически идеально. В ней есть пара недостатков, связанных со сложностью и не совсем логичной структурой миссий, но всё это не делает её плохой. Судя по тому, что Sony уже запустила в производство «ремастер» LocoRoco 2, переиздания обоих сиквелов Patapon наверняка тоже потом увидят свет. А там, глядишь, и до новой части серии недалеко.
Плюсы: отлично обновлённое оформление; неустаревающий геймплей; отсутствие задержки при вводе команд; достаточное количество контента при скромной цене.
Минусы: чтобы в отряде были сильные патапоны, нужно перепроходить одни и те же миссии; отсутствие чётких объяснений может запутать игрока.