Делать ужастики по Говарду Филлипсу Лавкрафту (Howard Phillips Lovecraft) — это, как говорится, и дар, и проклятие. С одной стороны, всё вроде бы уже придумано за вас и до вас, есть сюжеты, персонажи, мотивы и армия поклонников его творчества. С другой — нужно удержаться от соблазна заполнить игру дешёвыми «скримерами» и, наоборот, сделать всё выдержанно, атмосферно, интеллигентно, по-лавкрафтовски — иначе эта же армия поклонников отправит вас на свидание с Ктулху. Студия Zoetrope Interactive справляется с этим экзаменом уже в третий раз — после дилогии Darkness Within она выпустила свой новый хоррор по Лавкрафту, Conarium.
В видениях всё порой куда страшнее, чем наяву.
Холодные эксперименты
Впрочем, строго говоря, Conarium — это игра не по Лавкрафту, а в духе его творчества, а именно книги «Хребты безумия». Пересечения с ней очевидны, но в целом авторы рассказывают оригинальную историю. Действие также разворачивается на исследовательской станции в Антарктике, что расположена почти у самого Южного полюса. Мы играем за одного из учёных, Фрэнка Гилмэна, который просыпается и обнаруживает себя в полном одиночестве — все коллеги куда-то исчезли, а сам он толком ничего не помнит.
Находя различные записи, мы постепенно понимаем, что на станции проводились какие-то эксперименты, в ходе которых учёные с помощью странных приборов и веществ погружались в гипнотический сон. Так они хотели приобщиться к тайнам и знаниям древней инопланетной расы Старцев, чьи пещеры как раз находятся под станцией. Там члены экспедиции обнаруживают странные устройства, настенные надписи, камни с рунами, неизвестные растения, блокирующие проход в некоторые области, а также саркофаги с мумиями рептилоидных существ, что пришли на смену Старцам.
А ещё Фрэнк, и мы вместе с ним, нутром чувствует, что здесь есть кто-то или что-то ещё — странное, опасное, непонятное и оттого ещё более страшное…
Хребты безумия
Это, однако, не значит, что нам придётся постоянно убегать и прятаться от каких-то монстров и шарахаться от «скримеров». Такие ситуации, конечно, возникают, но очень дозированно — авторы делают ставку на вдумчивое исследование локаций и постепенно нарастающее напряжение.
Мы находим и изучаем всевозможные документы, слушаем аудиозаписи, периодически пытаемся связаться с остальными, видим события прошлого и проваливаемся то ли в воспоминания, то ли в сон — постепенно грань между настоящим и прошлым стирается, и вот уже непонятно толком, где тут сон, галлюцинации, а где реальность.
У этой истории может быть две концовки — выбор в финале за вами.
Переход между разными состояниями сознания в Conarium сделан очень точно и тонко. Вот мы видим какой-то цветок и сидящего рядом кота, тень от которого падает на стену, а вот уже цветок вдруг начинает разрастаться на глазах, охватывая щупальцами-лепестками всю комнату, а голова кота приобретает странную форму, увеличивается, искажается, он поворачивается… Брр. В данной ситуации это пугает куда эффектнее, чем какое-нибудь очередное «бу», — выглядит по настоящему безумно, по-лавкрафтовски.
Страшнее всего даже не тогда, когда периодически перед взором мелькают странные тени или приходится убегать от чего-то жуткого, накатывающегося на вас первобытным ужасом, а когда в самом финале мы понимаем, к чему привели эксперименты учёных, какую цену они заплатили за попытку прикоснуться к тому, чего человек касаться не должен. Логика повествования подсказывала, что именно к этому всё и придёт, но всё равно, когда вы впервые видите последствия этих экспериментов и понимаете, что на самом деле случилось с Фрэнком и его коллегами, это производит очень сильное впечатление…
Загадки истории
По сравнению с дилогией Darkness Within в Conarium стало меньше сложных, отвлечённых головоломок. Поначалу всё вообще кажется примитивным — найти ключ, залить бензин в генератор и запустить его, выбить дверь после нескольких ударов, подобрать предмет и использовать в нужном месте.
Потом ещё придётся разрушать каменные перекрытия топором и заряжать специальные кристаллы энергией, чтобы они помогли убрать растения, перекрывающие путь. В какой-то момент даже надо сесть за штурвал подводного аппарата и в несколько аркадном стиле поплавать под водой, стараясь не врезаться ни во что — у аппарата всего три «жизни».
Конечно, периодически появляются более традиционные пазлы, когда нам нужно, например, правильно настроить радиоволны или в нужной последовательности разместить монеты с символами на каменном постаменте. Но и там ничего особенно сложного нет — подсказка всегда найдётся где-нибудь рядом или в дневнике Фрэнка, куда он аккуратно записывает и зарисовывает все найденные заметки и документы.
Это не значит, что игра превратилась в нечто лёгкое и местами даже аркадное. Просто авторы на этот раз решили сосредоточиться на последовательном, связном рассказе, отвлекать от которого какими-то заковыристыми головоломками было бы слишком опасно для тщательно выстраиваемой атмосферы.
Игра переведена на русский, но шрифт выбран не очень удачный.
Conarium — это, на самом деле, игра «для своих», для преданных поклонников творчества Лавкрафта, которые найдут тут массу отсылок к любимым произведениям. Авторы не пытаются произвести какую-то революцию в жанре и до смерти запугать игрока, а вместо этого рассказывают очень увлекательную, напряжённую и атмосферную историю. Жаль только, очень короткую.
Действительно хорошая игра, побольше бы таких! Жаль, что такая короткая… с учётом того, что я жутко тупил с головоломками (они действительно простые, и мне стыдно даже, lol), прошёл игру максимум часа за 3,5-4.