Star Trek для «чайников»

Дмитрий Кунгуров 2013-04-29 09:36:16 0
Особенности менталитета — непредсказуемая штука. Одна космоопера, например, берет и взрывает весь земной шар: от Токио до Москвы люди начинают махать разноцветными палками, в едином порыве выясняя, у кого больше Силы. А другая фантастическая сага собирает примерно столько же фанатов, но уже в масштабах одной-единственной страны. И даже не спрашивайте, почему так. Все равно никто не знает.

Проходит время, и начинают ползти слухи. Кто-то где-то слышал, что у американцев есть свой культовый фантастический сериал. Кто-то даже видел пару серий. И даже играл в несколько игр, сделанных вроде бы по мотивам этого сериала. Появляются отважные смельчаки, которые бросаются в пучины Интернета и разбираются что к чему — но таких слишком мало; слухи остаются слухами. Ровно до тех пор, пока Голливуд не выпускает новый стомиллионный блокбастер на тему. И тут уж выбора не остается — придется разбираться, что такое этот загадочный Star Trek.
Star Trek: The Original Series. Взгляд членов экипажа намекает — в руках у всех отнюдь не фонарики.

«Поехали!»

История берет начало в 60-х годах прошлого века, когда некто Джин Родденберри (Gene Roddenberry) инициировал запуск на телеэкраны космического корабля «Энтерпрайз». Ничего, на первый взгляд, особенного в этом не было — пришельцев и астронавтов в те годы снимать любили едва ли не больше, чем сейчас. Но движущийся по «Звездному пути» космолет решительно отличался от себе подобных: это оказалась действительно самая настоящая научная фантастика. Джин одним из первых догадался, что звездные крейсеры не могут летать просто так, — неплохо бы придумать этому научное обоснование. А потому он специально нашел сценаристов с высшим техническим и потратил массу времени на то, чтобы создать действительно правдоподобный псевдонаучный мир.

Итак, на дворе XXIII век, в котором люди благополучно встретили пришельцев и даже получили вселенское признание, попав в Объединенную Федерацию Планет. Родденберри поразил зрителя тем, что показал откровенно оптимистичную картину будущего: на всей планете царит форменный коммунизм (и это на ТВ в годы Холодной войны), энергетический кризис не наступил, а люди невероятно продвинулись в техническом развитии. Жить стало настолько хорошо, что даже скучно, а потому главным вселенским развлечением стали путешествия.

Упомянутая Федерация организовала пятилетнюю миссию и собрала тот самый корабль «Энтерпрайз» с научно обоснованной возможностью разгоняться до скорости света. Экипаж нарядили в цветные водолазки и ознакомили с Первой директивой: не насаждать демократию в чужих мирах. Затем корабль снарядили «репликаторами», чтобы создавать материю из энергии (см. печеньки из батареек), прикрепили локальный телепорт вместо спускового трапа, подобрали команду повыразительней и отправили в космос — туда, где не ступала нога человека.

Очевидно, что обычные люди вряд ли согласились бы на самоубийственное путешествие, а потому герои сериала подобрались один харизматичнее другого. Во главе всего стояли капитан Кирк и его первый помощник Спок (полные противоположности друг друга), русский навигатор Чеков, типичный японец Сулу и темнокожая связистка Ухура. Команда произвела революцию на телеэкранах: политкорректность в 60-е еще не завезли, так что интернациональный экипаж казался зрителю чем-то из ряда вон выходящим. Кстати, именно этот состав выбрал Дж. Дж. Абрамс (J.J. Abrams) для своего перезапуска серии, о котором весь мир узнает ближе к 2009-му году.

Стоит понимать рамки телевидения 60-х: действие напоминало типичный ситком, каждая серия которого развивалась по схожей схеме. «Энтерпрайз» направлялся к очередному неизведанному участку карты, находил новую расу, заходил в «транспортатор» и попадал на свидание с пришельцами. Уже через несколько минут экипаж обязательно во что-то ввязывался, вынужден был решать какие-то локальные проблемы при помощи дипломатии и стрелять в агрессоров из «фазеров» различной степени мощности. Никакой общей сюжетной линии, развития характеров и эффектных поворотов, разумеется, не было.
Star Trek: The Next Generation. С непривычки можно подумать, что это ранняя экранизация X-Men.

Их заменяли десятки рас пришельцев и новые миры, появляющиеся каждую серию. Старпом Спок, например, был из отказавшихся от эмоций эльфов — вулканцев (за 40 лет до «Эквилибриума»!). А главным злом в большинстве конфликтов выступали клингоны, стремившиеся покорить всех, кого встречали. Необъятное количество «национальностей» в местной Галактике родилось, просто чтобы сделать сериал интереснее, но в будущем оказалось визитной карточкой серии.

О компьютерных играх пока и говорить нечего — 70-й год на дворе. Забавлялись люди в основном настольными ролевками, варгеймами и карточным коллекционированием; фанаты в темных подвалах на коленках создавали текстовые квесты, а спустя некоторое время и полноценные рисованные приключения. Наиболее известным из них станет выпущенная к годовщине франшизы адвенчура Star Trek: 25th Anniversary.

Аккурат к окончанию оригинального сериала в кинотеатры попал первый эпизод Star Wars, а потому авторы перебрались на большие экраны: было выпущено 6 полнометражных фильмов разной степени качества. Главная проблема оказалась в том, что кино было строго прикреплено к сериалу, снято в дешевых декорациях и потому напоминало скорее длинный эпизод, вырванный из контекста.

На пыльных тропинках далеких планет

Следующий сериал назвали The Next Generation и сместили на 100 лет вперед, полностью заменив экипаж и сделав происходящее «взрослее». Появилось развитие характеров и общая сюжетная линия на сезон, а капитаном на этот раз был назначен Пикард — тот самый обладатель выразительно прижатой к лицу ладони. Сериал шел 7 лет и многими считается лучшим из когда-либо созданных (хотя по сути не слишком отличается от The Original Series). Команде не помешало даже прекращение показа: они, как и свои предшественники, несколько раз появились на киноэкранах, заработав немаленькие прибавки к пенсии.

На дворе уже 90-е, поэтому начинают появляться крупные игропроекты. Успеха добились стратегии, например Birth of Federation 1999-го года — клон «Цивилизации», созданный Microprose. Игра предлагала без особых сюжетных ухищрений выбрать одну из рас «Звездного пути» и привести ее к галактическому господству. Если же игрокам не нравилась пошаговость, то можно было переключиться на вышедшую годом позже Armada от Activision. Типичная RTS с выбором расы, постройкой базы и сбором ресурсов не была выдающейся, но разнообразная кампания и тесно переплетенный с сериалом сюжет завоевали проекту титул одной из лучших игр по мотивам.
Star Trek Online. Голубой пришелец, чернокожий пришелец… Политкорректность в абсолюте.

Вышли и первые шутеры — так, достаточно громким оказался релиз Klingon Honor Guard, где игрокам позволяли побывать в теле агрессивных пришельцев и побегать по отдаленной планете. Исчерпывающе проект характеризует то, что он был создан на Unreal Engine: отличная графика, динамичные перестрелки и Star Trek. О большем фанаты и не мечтали.

Кроме того, TNG досталась пара интересных космических симуляторов. Типичным примером является Starfleet Command, которую проще всего описать как «„Корсары“ в космосе»: корабли кружат друг около друга и ждут, пока перезарядится оружие, чтобы меткой очередью уничтожить щиты противника и разбить его самолюбие в щепки. Иногда появлялись игры более глубокие, вроде Klingon Academy. Здесь к обычному управлению кораблем добавили новаторские миссии с элементами стелса, выживания и преследования, что здорово разнообразило геймплей. Хотя и не позволило проекту выбиться в «высшую лигу» — слишком уж все оказалось похоже на X-Wing.

Иногда на вопрос управления кораблем разработчики смотрели нестандартно. Например, Bridge Commander оказалась честным симулятором капитана. Рулить собственноручно здесь не позволялось: игрок лишь мог отдавать приказы. Приходилось беспокоиться о том, чтобы на все действия хватило энергии, а подчиненный офицер успевал вовремя выполнить команды.

Но главной игрой, связанной с этим сериалом, является неоднозначная Star Trek Online 2010-го года. Она выжидает 30 лет с той точки, на которой закончился последний эпизод TNG, и предлагает игрокам вступить в ряды одной из двух противоборствующих сторон. Играть при этом можно практически за любую расу, посетить можно практически любую известную планету, а летать — почти на всех созданных кораблях. И все же заняться в игре особенно нечем: разве что набором опыта и однообразными квестами. После двух лет «нормального» существования в 2012-м Star Trek Online перешла на free-to-play, окончательно отказавшись от серьезных амбиций.

Star Trek умер, да здравствует Star Trek!

Увы, дальнейшие сериалы статус культовых получить не смогли и настоящими фанатами, как правило, вообще не признаются. Параллельно с TNG показывали спин-офф Deep Space 9, повествующий о станции, ведущей торговлю через пространственную дыру к другому краю галактики. Спустя год после окончания сериала о капитане Пикарде судьба случайно (на несколько сезонов) забрасывает корабль Voyager за несколько десятков тысяч световых лет от дома. А затем сценаристов и вовсе внезапно швыряет назад, в XXII век. Заключительный (и, по мнению многих, худший) Star Trek называет себя Enterprise и начинает рассказывать о становлении землян на мировой арене. Ни один из этих сериалов собственного художественного фильма не удостаивался.
Deep Space 9: Dominion Wars. Можно еще поспорить, где больше кнопок — на интерфейсе или в кабине пилота.

Упало, увы, не только качество сериалов, но и игр. Последней яркой точкой на «Звездном пути» считается дилогия Elite Force. Первая часть, прикрепленная к сериалу Voyager, сама по себе оказалась отличным шутером, играть в который было приятно даже без знания сеттинга. Рейтинг и продажи оказались настолько высоки, что вскоре появился сиквел, всего лишь чуть-чуть снизивший планку качества. В активах продолжения все еще остались разнообразный геймплей и приятная модель стрельбы, а потому Elite Force регулярно возглавляет тематические топы лучших игр.

Остальные проекты хотя и были нестандартными, все время получали позорное клеймо «игра по фильму». Например, Deep Space 9: Dominion Wars пыталась объединить в себе сразу несколько жанров — игрок мог подбирать команду корабля, заниматься торговлей, а при стычке с противником и вовсе взять его корабль на абордаж. Увы, задумка была реализована сомнительно, и игра получила весьма средние оценки. Немного исправил положение приключенческий экшен The Fallen, предложивший на выбор трех персонажей с уникальным стилем игры. Средний балл в этот раз колебался около 80 процентов, но продажи все еще оставляли желать лучшего.

Все кончилось в 2005-м году, когда подошел к финалу Enterprise. Можно было подвести черту: Star Trek оказался одной из самых проработанных фантастических вселенных на планете. Изначально взяв курс на создание реалистичного мира, авторы на протяжении более чем 700 эпизодов и 10 художественных фильмов дополняли сеттинг новыми деталями и фактами. Каждая раса получила собственные традиции, язык, манеру общения и историю развития с древнейших времен. Благодаря приквелам и постоянным путешествиям во времени мир был показан в различные периоды своего существования, причем был прописан каждый раз детально настолько, что заслуживал целых томов «Галактической истории». Единственная проблема — серии стало некуда развиваться. Как ни пытались выкрутиться сценаристы, они неизбежно впадали в самокопирование и отпугивали новых зрителей чрезмерным количеством «бэкграунда», который нужно знать.

Ситуацию спас Дж. Дж. Абрамс, выпустив в 2009-м году собственную версию «Звездного пути» — первый самостоятельный блокбастер, не привязанный к сериалам и снятый с приличным бюджетом. Автор сделал ход конем: объявил события своего фильма альтернативной вселенной (что характерно, придумав этому сценарное оправдание) и начал рассказ с самого начала, для неподготовленных зрителей.

Разумеется, громкий фильм не обошелся без собственной игры. Это должен был оказаться динамичный мультиплеерный космический симулятор, но средняя оценка пользователей Metacritic для Star Trek D-A-C опустилась примерно до четырех баллов из десяти, а к недостаткам игры приписывалось буквально все. Очевидно, что большим успехом это не назвать.
Star Trek: Elite Force 2. Выражение лица настолько сурово, что и без подписи понятно — босс.

Вот-вот на большие экраны выйдет вольный ремейк классического «Гнева Хана», на экраны мониторов заберется кооперативный шутер по мотивам — а масса людей до сих пор смущенно поглядывает на загадочное словосочетание Star Trek, о котором где-то что-то слышали. Но не стоит давать себя обмануть: несмотря на безумное количество эпизодов, невероятную проработку мира и колоссальное число тщательно продуманных инопланетян, перед вами, на самом деле, очень простая вселенная. Ведь если вернуться к корням и посмотреть, с чего все начиналось, то станет ясно: сериал рассказывает вовсе не о галактике и не о физических законах — он посвящен тяге к приключениям.

А потому познакомиться с серией все-таки стоит. Как минимум попробовав посмотреть максимально дружелюбную адаптацию Абрамса. Ведь если вы, будучи любителем фантастики, не прикоснетесь к, безусловно, великой серии, то никогда в полной мере не сможете понять, что заставляет людей бросать привычную жизнь и отправляться на поиски нового для себя опыта.

Другие новости

Комментарии

Оставь комментарий