Ролевые игры про выживание и поиск ресурсов посреди окружающего апокалипсиса атакуют нас, как зомби. Но на самом деле мало кому до сих пор удавалось совместить всю эту продвинутую survival-механику с интересным сюжетом, харизматичными персонажами, качественными диалогами, многочисленными квестами, моральным выбором — словом, со всем тем, что мы так любим в полноценных компьютерных RPG. Недавно это попытались сделать авторы Dead State, но не слишком удачно. В Survivalist тоже не все идеально, но играется она куда бодрее.
Вы можете приказать другому персонажу в группе следовать за вами, ждать или обменяться предметами.
Стратегия выживания
Игра рассказывает историю финансового менеджера Джо Уиллера, который через год после зомби-апокалипсиса продолжает жить в собственном бункере. Запасы еды подходят к концу, и он просто вынужден выбраться наружу и отправиться на поиски пищи. Вместе с ним мы должны пройти путь от эгоиста в деловом костюме, думающего только о себе, до основателя и лидера целой общины выживших, который много и часто помогает окружающим.
Конечно, тут нужно делать все то, что мы привыкли делать в подобных играх: собирать ресурсы, строить и укреплять свой бункер, изготавливать предметы (например, коктейли Молотова или перевязочные материалы), вести приусадебное хозяйство (в данном случае выращивать кукурузу). И следить за тем, чтобы герои не голодали и не испытывали жажды, не валились с ног от усталости и недосыпа. Мы обчищаем каждый заброшенный дом, магазин или аптеку, тащим в карман бутылки с водой, алкоголь (необходим для тех же коктейлей Молотова), чипсы, бинты, какие-то доски, патроны и бог знает что еще. Все, конечно, не влезет, здесь есть ограничения по весу, поэтому особая радость — это найти рюкзак, который позволит переносить больше предметов.
При этом в Survivalist есть стратегические элементы. В любой момент можно перейти в так называемый командный режим: камера улетает под облака, а вы теряете прямой контроль над персонажем, но получаете право отдавать ему приказы. Так, можно одного отправить заниматься поиском досок и строительством забора вокруг вашего бункера, пока вы будете управлять главным героем и бегать по окрестностям. При этом «строитель» будет сам отстреливаться в случае опасности и искать еду, если проголодается. И сам же пойдет спать, если устанет. То же самое произойдет и в том случае, если вы оставите без прямого управления протагониста, — ИИ в Survivalist проработан отлично и вполне самостоятелен.
К слову, «прокачиваются» персонажи тоже сами. Здесь нет уровней, «экспы» и очков умений. Есть несколько основных характеристик — «стрельба», «фитнес» (он же «сила» и «выносливость»), «медицина», «строительство», «сельское хозяйство». И чем чаще персонаж использует огнестрельное оружие, тем опытнее он становится именно как стрелок, чем чаще латает раны других, тем выше его медицинский навык, и так далее. Кроме того, уровень повышают некоторые книги и журналы — при наличии их в инвентаре.
В игре используется собственная система диалогов, но она не слишком удобная.
Parole, parole
Однако помимо поиска ресурсов, строительства и «прокачки» в Survivalist огромное значение имеют именно общение и квесты. Как оказалось, в этом мире достаточно много выживших: они рассредоточились по общинам и группам и обитают в разных, более или менее укрепленных лагерях. В то же время поначалу у нашего героя и двух его напарников, примкнувших к Джо по сюжету в первые полчаса игры, нет лекарств. Если кого-то из них укусят и заразят, начнется отсчет времени — постепенно уровень заражения повышается, и если не принять вакцину, то все, понятно, закончится очень печально. Но подойдет не любой антидот — вирус имеет свои разновидности. Кроме того, девушка, которая присоединяется к Джо первой, страдает диабетом, поэтому ей постоянно нужен инсулин.
В заброшенных аптеках таких лекарств практически не найти, а вот у других выживших — вполне. Поэтому мы бегаем по карте, ищем лагеря и общины, просим, торгуем и соглашаемся на любую работу, чтобы получить вожделенные медикаменты. Впрочем, можно и не соглашаться. Помимо каких-то традиционных квестов в стиле «убей зомби там-то, разблокируй дорогу тут-то, избавь нас от мародеров» встречаются более специфические поручения, требующие от вас определенного морального выбора. Например, некоторые общины тут враждуют между собой. Лидер одной из них попросит сначала выкрасть у оппонентов несколько початков кукурузы, а потом и вовсе сжечь весь их огород. Тут уж вы сами решаете, стоит так поступать или нет.
В принципе, вы и сами вольны напасть на любого персонажа и объявить войну любой общине, попытавшись разграбить ее. Но поначалу, когда соратников у Джо мало, лучше помогать и постепенно повышать свою репутацию в глазах той или иной группы или конкретного персонажа. Это позволит торговать, получать золото и лекарства и успешно выполнять некоторые квесты: те же лидеры враждующих общин согласятся пойти на мирные переговоры, только если у вас будет достаточно авторитета убедить их в этом.
Почти у каждого встречного есть свое имя, своя история и свое отношение к вам. А улучшит его в том числе и правильный подарок — бутылка хорошего вина или, например, интересная книга (разные люди, естественно, предпочитают разные жанры!). Впоследствии, когда слава о вас пройдет по окрестностям, можно будет угрожать и даже переманивать людей в свою группу.
Для «крафтинга» не нужны чертежи: предполагается, что вы заранее знаете, что, как и зачем комбинировать.
Зомби, тир и любовь
Несмотря на все свои плюсы, хорошие диалоги и множество разных персонажей со своей историей, Survivalist могла бы, как и Dead State, постепенно погрузиться в болото однообразия и скуки. Но тут разработчики, слава богу, не стали заставлять нас раз за разом медленно и печально избивать одних и тех же зомбаков в пошаговом режиме. Зараженные здесь быстрые и агрессивные, а сражаться с ними нужно в реальном времени — постоянно перемещаясь, перезаряжаясь, отбиваясь ногами или руками и сбрасывая с себя тварей, которые так и норовят повалить вас на землю и укусить.
Холодного оружия нет в принципе. Это, конечно, не совсем логично, зато весело, динамично и постоянно держит в тонусе, заставляя все время следить за расходом боеприпасов. По мере роста навыка стрельбы появится даже возможность прицельно палить в разные части тела. Зомби в Survivalist не сбегаются толпами на шум стрельбы, как в той же Dead State или Dying Light, зато у них отличный нюх. Твари вполне могут учуять следы вашего присутствия в том или ином месте и пойти по следу, чтобы в итоге напасть на ваш бункер. Именно поэтому его нужно укреплять.
Конечная цель игры — не просто выжить. В самом начале девушка, страдающая диабетом, спросит Уиллера, чего он хочет от жизни — власти, денег или любви. В зависимости от ответа у вас появится еще одна задача: подчинить себе всех вокруг, разбогатеть или найти любимую.
В игре реализована смена дня и ночи.
В итоге Survivalist можно назвать еще одним маленьким инди-шедевром: несмотря на простенький внешний вид, несколько забавную анимацию и не во всем удобное управление, эта изометрическая survival RPG предлагает глубокий и разнообразный игровой процесс, где традиционные для жанра вещи удачно сочетаются с оригинальными идеями.
Плюсы: увлекательный геймплей, где survival-механика сочетается с «прокачкой», диалогами, многочисленными квестами, динамичными сражениями и стратегическими элементами. Минусы: простенькая графика; невнятная анимация; не самое удобное управление; неудачно подобранная музыка, которую хочется сразу отключить.
Купил игру несколько лет назад, запустил и как-то не зашла сразу. Пару дней назад захотелось сыграть во что-то подобное, вспомнил игру, установил и залип на 11 часов. Весело, интересно, но я понял что дальше уже ничего нового не будет. Может еще часа 2-3 потом наиграю, но пожалуй все.
Я всегда предпочитал геймплей и сюжет графике, к неудобному управлению можно привыкнуть, а отсутствие русского лечится народными русификаторами, так что для меня игра просто отличная.
При первом взгляде игра отталкивает почти всем: от обложки в Steam'е, до корявого интерфейса (ну не нарисовали разработчики нормальных лиц, но зачем же их всё время на пол-экрана демонстрировать), но геймплей… Тут всё круто. Всем поклонникам жанра советую. Да и цена даже по меркам инди-проектов просто копеечная. Разве, что отсутствие русского проблемой может быть.
Я когда её в первый раз увидел, и мягко сказать она мне не понравилась(в частности не очень хорошим интерфейсом и графикой), но потом увидел как играет друг и… Короче наиграл около 12 часов и всем доволен