Когда Telltale выпускает очередной эпизод очередного интерактивного сериала, Telltale, конечно же, не думает о несчастных авторах рецензий, которым нужно о каждом новом куске разделенной на отрезки истории написать тоже что-нибудь относительно новое. Что нового можно увидеть в бесконечном повествовании, на всем протяжении которого люди убегают от зомби?
А теперь, когда пятиминутка нытья на нашем канале закончена, мы в действительности расскажем вам, что нового разработчикам удалось привнести и с чем нас познакомить в очередной, но совсем не проходной серии The Walking Dead.
Предупреждение! И текст ниже, и даже просто скриншоты к нему содержат зашкаливающее количество спойлеров, так что, если вы не хотите испортить себе удовольствие от самостоятельного осознания, что убийца — зомби-садовник, не читайте, не смотрите и вообще закройте глаза, чтобы на ощупь найти крестик в правом верхнем углу экрана. Иначе мы ни за что не отвечаем.
Клементина явно становится жестче и, кажется, уже почти морально готова пожирать печень убитого врага, судя по выражению лица.
Шаблон как двигатель сюжета
Чуть присмотревшись к драматургической канве нового эпизода, мы легко можем заметить, что в Telltale используют некую универсальную схему, определяющую основные повороты сюжета и ситуации Тяжелого Морального Выбора, в которые мы должны попадать. В начале первого эпизода маленькая девочка Клементина, которая оказалась в главной роли с первых же минут второго сезона, должна была решить, сбежать ей от бандитов сразу или попытаться сначала отвлечь внимание от попавшей в беду «напарницы» Кристы. Здесь она попадает в аналогичную ситуацию с одним из новых друзей, живущих посреди большого и удобного дома, в котором героине удалось обосноваться в конце серии под названием All That Remains.
Не обходится и без уже знакомых нам моральных задачек на тему горькой правды или лжи во спасение. Так, Клементина может рассказать добродушному бывшему учителю-гею, кто убил его приятеля, или дождаться, пока невольный преступник признается сам. Может защитить этого, в сущности, случайно попавшего в переплет парня, а может заявить, что убийца — такой же, как все. Но не будем забегать вперед, ведь мы еще не выдали читателям убойную дозу спойлеров, которую обещали изначально.
Незваный гость хуже ходячего
В последний раз мы бросили Клементину на распутье: во время атаки слишком бодрых мертвецов ей пришлось выбирать между добрым и мудрым, но укушенным Питом и слабым, инфантильным, но все еще здоровым Ником, которого этот самый Пит воспитал как своего сына.
Такая идиллическая картинка, верно? Две девочки мирно сидят на диване в гостиной уютного дома. Совершенно очевидно, что либо с девочками, либо с уютным домом в дальнейшем непременно должно что-то случиться.
Девочке и ее спутнику удается запереться в сарае и пересидеть там некоторое время. Обнаружив, что ряды зомби слегка поредели, они пытаются выбраться, подвергаются атаке, и Клементина в итоге возвращается в дом своих новых друзей одна. Обитатели этого дома разбредаются на поиски пропавших товарищей, так что малышка остается «на хозяйстве» наедине с дочерью врача Карлоса — Сарой, за которой Клем велели присматривать. Как раз в это время в гости к людям, приютившим нашу героиню, приходит довольно-таки неприятный тип. Он представляется Джорджем, рыскает по чужим комнатам без всякого стеснения, расспрашивает Клементину о хозяевах и вообще ведет себя не слишком вежливо.
Естественно, впоследствии выясняется, что странный гость — человек, которого все обитатели большого и уютного дома очень боятся. Так что стоит жильцам узнать о визите, как они немедленно пакуют вещи и выдвигаются в путь в поисках нового убежища, нового места, где можно будет осесть на какое-то время — пока еще какие-нибудь обстоятельства непреодолимой силы не погонят их в путь.
Разумеется, Telltale опять опробует на нас прием, зарекомендовавший себя еще в рассказах Конан Дойля и употреблявшийся впоследствии в разных фильмах-книжках-играх вдоль и поперек. Речь идет о внезапной встрече с кем-то, кого главная героиня считала погибшим — и мы вместе с ней. В The Wolf Among Us такое тоже было.
Семейные драмы и домашние дрязги
Во втором эпизоде не слишком много нападений зомби — всего дважды Клементине приходится спасаться от безумных мертвых охотников за живой и вкусной плотью. Зато здесь очень много эмоционального накала и личных драм. Сценаристы на сей раз сосредотачиваются на человеческих взаимоотношениях и на их преломлении в экстремальных ситуациях. То есть эта тема, безусловно, каждый раз в центре внимания, но сейчас — особенно.
Убить зомби — полдела. Главное — вытащить потом орудие… труда!
Во-первых, персонажей просто много. Если в первом эпизоде сезона Клементина преимущественно представала перед нами в одиночестве или в компании одного-двух знакомых, то теперь разработчики выстраивают настоящую многофигурную композицию, в которой ни одна «фигура» не является актером массовки. У каждой — свой характер, своя какая-то внутренняя боль, своя уникальная история. Каждому «аборигену» разработчики сумели посвятить хотя бы немного времени для того, чтобы мы могли познакомиться с этим человеком или припомнить, как знакомились раньше, проследив его историю немного дальше.
Вот Ребекка, которой вот-вот рожать. Однако ее беспокоит не только и не столько перспектива стать матерью посреди полного апокалипсиса, сколько происхождение ее малыша: не все здесь так просто и гладко, как кажется.
А это Уолтер, тот самый гей-учитель, о котором мы говорили чуть раньше. Он цитирует Стейнбека, варит обед из консервированных бобов и персиков, выглядит вполне счастливым, относится к Клементине ласково и душевно. Но все это — ровно до момента, когда Уолтер узнает, что его партнер погиб.
Или взять, например, Карлоса, ревностно оберегавшего свою пятнадцатилетнюю дочь Сару от любых потрясений. Нетрудно догадаться, что в конце эпизода Саре предстоит потрясение, по сравнению с которым многое другое покажется детским лепетом.
Проблемы выживания уступили в этой главе место проблемам правды и лжи, доверия и подозрительности, поддержки и жестокости и, конечно же, метаморфоз, происходящих с персонажами под влиянием обстоятельств.
Эти люди просто еще не знают, что с установки елки обычно начинаются самые большие проблемы. Революция, например. Или нашествие зомби. Или революция зомби.
Каравай, каравай, кого хочешь убивай
Выбор, который приходится делать Клементине в A House Divided, оказывается не столь драматичным, как в All That Remains. Действия девочки лишь косвенно влияют на развитие событий и часто становятся той самой овчинкой, которая не стоит выделки. Юная выживальщица практически в каждом диалоге может повести себя как нежный и добрый ребенок или как опытное и циничное существо, которое никому не верит и не гнушается ни резкого слова, ни откровенной подлости, если эта подлость ведет к спасению собственной шкуры.
Вот только на практике все эти варианты высказываний в ходе бесед ведут к одному и тому же итоговому результату. Даже реплики персонажей очень мало зависят от того, что и как говорит малышка Клем, — и поэтому часто напоминают разговор глухого с немым, когда в ответ на реплику ребенка взрослый говорит нечто почти не связанное с услышанным.
Впрочем, может быть, в этом есть определенная сюжетная идея? Взрослые вообще редко прислушиваются к девочке, не всегда берут ее слова в расчет, часто откровенно игнорируют — и, как правило, зря.
Кстати, снижение градуса жестокости пошло истории только на пользу: во втором эпизоде нет зашивания рук по живому или отпиленных ног, и динамика повествования от этого совершенно не страдает — наоборот.
Конец света концом света, а обед — по расписанию.
Пока что второй сезон The Walking Dead не сбавляет темпа. Это потом, после прохождения, мы начинаем анализировать: был ли выбор или не было его, достаточно ли вариативны сюжетные ветки, которые нам предлагают, что авторы хотели этим сказать и при чем тут синие занавески. Во время прохождения игра буквально приковывает к себе, удерживает в напряжении и кое-где даже способна выжать суровую мужскую или обильную женскую слезу из особенно чувствительных глаз. Вот только заканчивается быстро. И продолжения ждать долго. А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо.
больше всего бесит что взрослые люди перед тем как что то сделать, советуются и спрашивают это у ребёнка… не верю. они должны заботиться о ней и командовать ей, а не спрашивать разрешения…
Ну честно говоря согласен с оценкой, 2 сезон не шедевер, начало было стремительным и жестоким, но ко второму эпизоду эта стремительность спала на нет, единственный персонаж который цепляет это Клементина, остальной народ видимо для массовки. Очень жаль, ведь эпизоды первого сезона были хорошо сбалансированы с интересными персонажами и неожиданными поворотами, ну вот честно в каждом эпизоде можно было найти 1 или несколько моментов, которые «ну реальный нежданчик». Второй сезон этим уже не похвастается, повествование тут более логичное, размеренное, не говоря уже про кнопку паузы)))