Любой клон легендарной GTA мечтает о двух вещах: остаться похожим на своего идейного прародителя и выделиться какой-то особенной чертой среди себе подобных. Mafia, например, берет за душу реалистичной атмосферой, GUN — духом Дикого Запада. Рецепт успеха предельно прост: меняй роли да декорации — и куш в кармане. Серия Saints Row нашла свою нишу: гангстерский боевичок отличается зашкаливающим уровнем безумия, вседозволенностью и бодрым юмором. В новой части разработчики попытались довести градус абсурда до максимума. Удалось ли?
Обычный завтрак «святых».
День независимости
Saints Row никогда не стеснялась своего подражательного характера. Более того, пародия и копирование известных штампов произведений кино- и игроиндустрии стали чуть ли не визитной карточкой серии. Повсеместные отсылки к различным фильмам создавали непринужденную атмосферу, пропитанную тонкой иронией. Геймплей новой части соткан из самых различных элементов — идея GTA сплавлена с деструктивными Prototype, в игре нашлось место гонкам, пазлам и даже текстовым квестам. Все это подано под соусом атмосферы «Матрицы». Функция сюжета в таком случае может быть только одна — хоть как-то оправдать и обосновать возможность подобного синтеза.
«Святые» добрались до вершин властной иерархии США — главный герой занимает пост лидера страны, а его друзья греют стулья в администрации президента. Казалось бы, ребята остепенились и теперь решают судьбы мира исключительно из комнат Белого Дома. К несчастью, Землю сотрясает небольшое ЧП: на ее просторы вторгаются пришельцы и похищают большую часть обитателей.
Президент — не исключение. Инопланетные гости помещают героя в виртуальную модель города Стилпорта, внешне очень напоминающую оригинал, однако живущую по своим собственным законам. Зачем и почему это понадобилось космическим интервентам — вопрос непростой. Вообще, зачастую лучше не пытаться осмыслить логику поведения персонажей игры и принципы функционирования вымышленного мира. Проще поступать в соответствии с логикой, заявленной однажды самим главным героем: «Надо перестать разбираться и просто действовать».
Матрица следит за тобой
Перенесение места действия в виртуальное пространство дало авторам возможность расширить геймплейные элементы. Ложки гнутся силой мысли, люди прыгают чуть ли не до орбиты, а по улицам разгуливают терминаторы и унитазы с оружием в… В общем, вы поняли. Volition сделала финт от концепции GTA в сторону игр про буйства супергероев в открытом городе. Чтобы лучше всего понять сущность геймплея Saints Row 4, представьте себе третью часть, погрузите ее в вышеописанную атмосферу и добавьте возможности из Prototype.
Что может быть драматичнее убийства унитазов?..
Только Saints Row может позволить себе столь неприкрыто и откровенно копировать геймплей другого проекта. В списке умений персонажа появилась колонка суперспособностей, две из которых подчистую списаны с Prototype. Бегать быстрее машин, прыгать выше деревьев, скользить по стенам и медленно планировать в воздухе, созерцая городские ландшафты, — ничего не напоминает? Подобие обнаруживается не только в теории, но и на практике. Мы действительно способны за несколько секунд перескочить стометровый небоскреб и пересечь полгорода. Да, эффекты, связанные с использованием умений, здесь прорисованы менее детально, нежели в «Прототипе» (например, асфальт не трескается от падения героя с большой высоты), однако в целом узнаваемо повторяют их.
Боевые навыки героя также не отличаются оригинальностью. Заморозка противников, «фаерболлы», телекинез — все эти фишки мы уже видели в других играх, и не раз. Однако их комбинация вкупе с отличным стилем и динамичностью создают ощущение уникальности происходящего и по уровню увлекательности дают фору первоисточникам этих идей.
Несмотря на безграничную крутость президента, почувствовать себя богом удастся далеко не сразу. Во-первых, потому, что противники здесь тоже осведомлены о возможностях «матрицы». А во-вторых, использование умений требует затрат энергии, которая, конечно же, не бесконечна. Для увеличения ее уровня, а также для «апгрейда» способностей мы должны собирать голубые энергетические кластеры, в обилии разбросанные по городу.
Да что тут происходит?!
Вообще, система «прокачки» и «кастомизации» персонажа здесь выполнена на высоте. Как и в третьей части, модернизации подлежит все, от ботинок главного героя до цвета приклада плазменной пушки. Если оригинальный стиль персонажа, созданный вашим дизайнерским гением, нужен по большей части для ублажения собственных глаз, то улучшение «пушек» и умений дает ощутимый практический результат. В целом же система развития не изменилась: «прокачивать» можно здоровье, броню, урон и так далее. К каждому оружию можно прикрутить дополнительный магазин, можно усилить наемников из своей банды, раздав им гранатометы, затюнинговать «тачку», поставив новый двигатель и сменив фары. Единственное ограничение — деньги.
…Только убийство вопросительных знаков!
Однако необходимость зарабатывать на пропитание вовсе не отягощает. Помимо основной сюжетной линии для нас заготовлено немалое количество побочных квестов, рассредоточенных по всей карте города. Многие из них перекочевали из третьей части, но появились и новые, связанные с новыми геймплейными фишками. Например, нужно пробежать дистанцию за отведенное время; учитывая то, что скорость главного героя близка к таковой у реактивного самолета, гонка превращается в очень яркое развлечение. Присутствуют также и специальные задания для кооперативной игры. В общем, свободное перемещение по городу затягивает и полностью отвлекает от прохождения кампании. За выполненные миссии наши компаньоны, которых мы спасаем в течение основного сюжета, будут дарить полезные «плюшки».
Saints Row 4 ни на секунду не дает уверовать в то, что игрок разобрался во всех аспектах геймплея. Она постоянно подкидывает новых врагов, оружие, способности. Помимо основного процесса отстрела противников нам предложат множество мини-игр. Так, вскрытие магазинных замков оформлено как небольшой пазл, в котором мы должны при помощи имеющихся деталей проложить путь от одной точки до другой. На сюжетной тропинке также встретятся неожиданные решения: в одном квесте нам придется покататься на двухмерном танке и пройти текстовую адвенчуру; в следующем дадут поуправлять гигантским роботом; не обошлось и без своеобразной стелс-миссии, где нам придется отстреливать лампочки и прятаться в картонных коробках. И так — на протяжении всей игры.
Жизнь на Марсе
Люди в виртуальном Стилпорте благополучно уживаются с пришельцами, что значительно повлияло на дизайн и архитектуру города. Он тонет в неоновых лучах, над ним порхают инопланетные корабли, по улицам разъезжают как обычные автомобили, так и чудной транспорт «чужих». Всюду возвышаются башни непонятного назначения и энергетические базы, которые являются индикаторами принадлежности какого-либо района карты «святым» или пришельцам. Захватывая их, мы получаем контроль над участком города.
Уничтожение спиртных напитков после 22:00 строго запрещено.
Доступный нам арсенал также обогатился инопланетными технологиями. Генератор черных дыр, засасывающих в себя все сущее, анальные зонды, всевозможные лазеры и прочая экзотика — всего этого вполне достаточно, дабы устраивать на улицах настоящий апокалипсис.
Единственное, что может огорчить ортодоксальных поклонников GTA и подобных ей игр, — незначительная роль транспорта. Дело в том, что сверхчеловеческие умения главного героя обесценивают «гаражную» составляющую Saints Row. Кто будет красть «тачку» и ползти лабиринтами улиц к цели, если можно добраться до нее же двумя прыжками? Отсюда возникает и бессмысленность вложения денег в тюнинг машин. Зато теперь радиостанции можно слушать не только за рулем, но и в любое другое время.
Volition радикально поменяла концепцию проекта, приблизив ее к полюсу «супергероя» и отдалив от тематики автоугона. Но, несмотря на это, нам не раз позволят тряхнуть стариной и почувствовать себя в привычной роли человека без сверхспособностей. Хотя этот ход выглядит несколько искусственно, классические миссии также вносят разнообразие в геймплей.
Saints Row 4 меняет цвета, как хамелеон, превращаясь из супергеройской саги то в гангстерский боевик, то в зомби-стрелялку, то в шпионскую историю. Количество принимаемых игрой форм просто огромно, а несколько десятков часов подобного геймплея пролетают очень быстро. Некоторые претензии можно предъявить к искусственному интеллекту, к графике и физике, оставшимся на уровне прошлой части. Но поверьте, в театре абсурда, разворачивающемся на улицах Стилпорта, об этих вещах забываешь очень быстро.
Да, это все еще обзор Saints Row 4.
В новом творении Volition нет ничего оригинального, а все элементы геймплея скопированы из других игр. Однако именно в этой собственной «безликости» и обнаруживается уникальное своеобразие проекта. Гениальная комбинация чужих идей выдает поистине монолитный сплав, не имеющий ничего общего с плагиатом, но представляющий собой шедевральную пародию на игры, кино, культуру в целом и даже на саму себя.
Плюсы: многообразие геймплейных возможностей; динамичные сражения; увлекательная «прокачка» персонажа; повсеместный юмор; огромное количество оружия и транспортных средств. Минусы: постаревшая графика; «буксующие» AI и физика.