Как известно, серия Portal открыла целое направление в игровой индустрии: после нее многие ринулись делать головоломки, где нас запирают в каком-нибудь странном комплексе и заставляют преодолевать многочисленные препятствия. Но шедевры от Valve брали не только пазлами: там еще были харизма, стиль, атмосфера и юмор. Вот и те, кто идет следом, тоже пытаются как-то выделиться. Инди-хит Antichamber обрамлял головоломки сюрреализмом и всякими умными мыслями про нашу жизнь. А Magrunner: Dark Pulse, новая игра франко-украинской студии Frogwares (авторов известных квестов про Шерлока Холмса и доктора Ватсона), лихо мешает киберпанк и миры… Говарда Лавкрафта со всеми этими культами Ктулху и прочими ужасами.
Впрочем, такой диковатый коктейль особого энтузиазма у потенциальной аудитории поначалу не вызвал — кампания по сбору средств для Magrunner: Dark Pulse, запущенная на европейском аналоге Kickstarter, сервисе Ulule, своих целей не достигла. И если бы не давние партнеры Frogwares из французского издательства Focus Home Interactive, то игру мы могли бы и не увидеть.
Положительными или отрицательными магнитными зарядами мы, словно из плазмагана, стреляем из перчатки.
Ктулху в онлайне
Действие Magrunner: Dark Pulse действительно разворачивается в типичном киберпанковском мире, где огромная мегакорпорация управляет всем населением через единую информационную сеть LifeNet. Глава синдиката вроде бы решил пойти дальше и покорить космос. Для этого он собрал ученых со всего мира и с их помощью изобрел технологию МагТек — используя свойства магнитных полей, та высвобождает энергию, необходимую для освоения космических просторов. Протестировать МагТек должны были семь тщательно отобранных специалистов — «маграннеры». Всех их, в том числе и нашего героя, сироту Дакса Варда, запустили в огромный комплекс, полный разных препятствий. Тот, кто лучше всех себя здесь зарекомендует, и полетит навстречу новым мирам.
Если остальные кандидаты получают поддержку различных инвесторов, то Дакс может положиться только на ученого-мутанта и по совместительству отличного хакера по имени Гамаджи — именно он воспитывал Варда, когда мальчик лишился родителей. Поначалу эта история развивается вполне предсказуемо: мы решаем не слишком сложные пазлы и выслушиваем предсказуемо скептические реплики других персонажей по поводу дальнейших перспектив Дакса в качестве маграннера.
Тот, естественно, не сдается и начинает удивлять всех своими успехами. Однако дальше удивляется уже он сам: вскоре комплекс оказывается отрезан от внешнего мира, в том числе от LifeNet, а в его стенах начинают твориться малоприятные вещи. На коллег Декса и на него самого нападают какие-то ужасные твари, а стерильные комнаты и лаборатории периодически сменяются мрачными катакомбами. Или же на стенах появляются следы разрушения, черепа и надписи в духе «здесь был Ктулху». Как вы уже поняли, все это «тестирование» преследовало на самом деле совсем другие цели, и тут не обошлось без Зверя миров и его приспешников…
На скриншотах картинка выглядит лучше, чем в динамике.
Все это, конечно, выглядит несколько надуманно и нелепо. При этом сценаристы слишком серьезно относятся к созданному ими сеттингу: в Magrunner явно не хватает «порталовского» юмора. С другой стороны, появляется определенная интрига, и нам становится интересно, чем же вся эта катавасия закончится. Тем более что поставлена история неплохо и не замыкается на одном только главном герое: Гамаджи периодически что-то нервно кричит, советует и спасает нам жизнь, а надменная журналистка LifeNet, иронизировавшая над успехами Варда, теперь умоляет того о помощи.
Повторение в кубе
А вот что касается непосредственно игровой механики, то она не всегда способна поддержать интерес к прохождению. Все построено на простом правиле, придуманном авторами: с помощью особой магнитной перчатки игрок может поляризовать окружающие объекты, наделяя их положительным или отрицательным полем. После чего предметы с одноименной полярностью будут притягиваться, а с разной — отталкиваться.
Используя эту особенность, мы на протяжении всей игры будем двигать платформы и искать специальные кубики, без которых тут — как без рук. Они могут включать новые магнитные поля, разбивать неприступные двери, придавать ускорение импровизированным лифтам. И даже забрасывать игрока в нужное место: достаточно поставить такой куб на намагниченную платформу, запрыгнуть на него, активировать противоположное поле — и вы полетите на кубе, как барон Мюнхгаузен на ядре.
Нажав на особую кнопку, можно увидеть магнитное поле поляризованных объектов.
Естественно, постепенно задачи усложняются и появляются дополнительные нюансы. Например, от нас периодически требуют выбраться из огромного куба, раздвинув его створки, найти маленькие кубики, чтобы в специальном агрегате создать из них большой, уничтожить какие-то турели или препятствия, запустив в них взрывающийся куб… В общем, сплошной кубизм!
Где-то в середине нас научат создавать магнитные поля в любом месте — там появляется голограмма Ньютона, но не того, что однажды получил яблоком по темечку, а любимого пса главного героя, получившего от Дакса такую кличку. Он, конечно, милый и забавный и вносит хоть какой-то юмор в эту чрезмерно серьезную историю. Но даже после этого ничего принципиально нового в Magrunner: Dark Pulse не появится: с помощью намагниченного Ньютона нужно будет доставать все те же кубы из труднодоступных мест и двигать платформы.
По-настоящему взбадривают лишь те ситуации, когда что-то неожиданное происходит по сюжету или резко меняется обстановка: однажды нас, например, заставляют кружить на платформах по жутковатому лабиринту, напичканному скульптурами каких-то чудищ.
Понятно, что все подобные игры закручены вокруг использования какой-то одной механики. Но ведь на нее можно нанизывать множество интересных и разнообразных ситуаций, как это было и в Portal, и в Antichamber. Авторы Magrunner: Dark Pulse тоже пытаются делать это, но получается у них все-таки хуже. К тому же тут практически нет творческой свободы: мы не экспериментируем с механикой в поисках каких-то оригинальных решений, а просто выполняем рутинную работу, пытаясь нащупать единственно верную логику геймдизайнеров. И это рано или поздно начинает утомлять.
Да уж, Гамаджи не нужно проходить курсы быстрой печати!
Это не значит, что игра плоха. Периодически здесь встречаются действительно интересные пазлы, да и сюжет сохраняет определенную интригу. Просто у Frogwares в очередной раз получилась игра, которой не хватает какой-то толики гениальности, изящества, юмора и цельности. Одним словом, того магнита, который притянул бы к Magrunner всеобщее и исключительно положительное внимание.
Плюсы: наличие Ктулху; неплохой в целом сюжет; оригинальная механика пазлов. Минусы: головоломки часто повторяются; несколько нелепый сеттинг.
незнаю незнаю. если вы мне приведёте хоть 3 представителей с гравитацие и порталами, то я перед вами шляпу снему)) люблю такие головолмки, сенк за обзорчик.