Если жителя современного мегаполиса случайно забросить на необитаемый остров, то он вряд ли чем-то будет отличаться от неандертальца: только и сможет что пробовать корешки да собирать бананы. Ведь отнюдь не каждый знает, какие камни могут создать искру и где, кроме розетки, есть электричество для зарядки любимого iPhone.
Удачнее всех реализовать эту мысль в видеоигре удалось Маркусу Перссону (Markus Persson), создателю Minecraft. Все оказалось проще некуда — предоставить игроку случайно сгенерированный мир, добавить какие-нибудь ресурсы и составить список предметов, которые можно «скрафтить». Механика вышла настолько затягивающей и интуитивно понятной, что тут же породила целую серию инди-«выживалок» разной степени оригинальности. Вот и Klei Entertainment решила не отставать от моды и попробовать себя в свежеизобретенном жанре, выпустив Don’t Starve.
Градусник слева тонко намекает: «зима близко».
Голодные игры
Единожды игравшим в проекты подобного рода все станет понятно с первых секунд. Есть окружающий мир, состоящий из камней, веточек, трав, ягод и кроликов. Все, что плохо лежит, можно собирать и комбинировать друг с другом; все, что убегает, — ловить. Таким нехитрым методом главный герой уже через несколько минут обзаведется первым топориком, а к вечеру вообще почувствует себя заправским скаутом, насвистывая песенки и подбрасывая поленья в костер.
Планомерно вокруг спасительного огня начинают вырастать грядки с овощами, простые деревянные заборы и пересаженные отовсюду кустарники с ягодами. Персонаж будет становиться солиднее, мастеря себе громоотводы, стильные шляпы и смертоносные волшебные палочки. А для полного счастья он и друзей себе заведет, начав налаживать контакт с представителями местной фауны. Процесс развития при этом гораздо более «казуален», чем в той же Minecraft, — постройте аналог верстака, соберите нужные ресурсы, кликните по иконке предмета, распишитесь.
Ограничивать удовольствие будут две вещи. Во-первых, потребности персонажа. Помимо заявленного в названии голода предстоит беспокоиться еще о здоровье и нервах. Друг от друга они никак не зависят, а потому и до нуля скатываться начинают в разное время — приготовьтесь судорожно есть зерна и собирать цветочки. Второй проблемой окажется то, что далеко не все внутриигровые вещи достаются очевидными методами. У игрока перед глазами всегда есть рецепт, но никогда нет подсказок, где взять ингредиенты, — догадайтесь сами. Включается самый настоящий квестовый элемент: придется комбинировать предметы, решать головоломки и тщательнее исследовать локации. К чести разработчиков, задачки нетривиальны, а решения до обидного просты. Удовольствие первооткрывателя гарантировано.
Вот так и играем. Сначала вы пытаетесь выжить, в панике соображая, как разжечь костер до прихода темноты. А после, сидя на собственной вилле под присмотром дрессированных пчел-убийц, размышляете, чем бы тыкнуть странного свинобога, который зачем-то лежит на соседней полянке. Если вдруг размышления затянутся, мир охотно включит генератор развлечений и начнет натравливать на вас одну неожиданность за другой: энтов, голодных собак, приход зимы или вообще огромного «босса»-лося. В этот момент игру хочется сравнить даже не с Minecraft, а с какой-нибудь The Sims — в хорошем смысле.
Элементы славянского фэнтези. Правда, без курьих ножек.
Радует то, что свалившиеся проблемы решить можно весьма разнообразными методами. Увы, никак нельзя отвертеться от необходимости каждый раз тратить уйму времени на очевидные и скучные вещи: пополнение запасов, поиск благоприятного места для лагеря, создание базовых предметов. Но после стартового обустройства игра начнет вести себя непредсказуемо. Повезло с ягодами? Пересадите все в одно место и называйте это огородом. Не повезло с ягодами? «Скрафтите» из камней настоящие грядки и выращивайте собственные овощи. Беспокоят незваные гости по ночам? Можете спать в броне и отбиваться. Или, как вариант, установите забор и обложите проход минами. Главное, чтобы хватило материалов.
Голод не тетка
Очевидно, что чем более чудесные предметы игрок захочет получить, тем большую часть предлагаемого мира ему предстоит исследовать. И если поначалу может показаться, что персонаж очутился в самом обычном лесу, то уже спустя несколько километров пешей прогулки придется столкнуться с глазоптицами, зомби-рыбами и собакосундуками.
Разработчики даже потрудились найти этому объяснение: главного героя в странный мир перенес Максвелл, непонятно откуда взявшийся демон. Причем есть целых два способа пройти игру. Первый, наиболее простой — собрать по кусочкам разбросанный на уровне портал. Радостно возникшее меню объявит о завершении, выдаст вам некоторое количество опыта, откроет новых персонажей и предложит начать заново.
«Люк, я твой отец» в вариации местного C-3PO.
Но ясно, что это отнюдь не истинная концовка. Если приложить немного больше усилий и тщательнее исследовать локацию, можно найти особый агрегат — вход в Adventure Mode. В нем-то и развернется основная «сюжетная линия»: игроку будут предложены несколько уровней-испытаний, проходя сквозь которые он получит шанс встретиться лицом к лицу с самим Максвеллом.
Нельзя сказать, что «Приключение» предложит нечто новое. Игровая механика останется той же самой (собирай-выживай), но локации станут компактнее и будут отличаться какой-нибудь уникальной особенностью — непрекращающейся зимой, отсутствием важного ресурса или разделением на несколько островов. Не то чтобы намного интереснее «песочницы», но в действиях хотя бы появляется смысл. А без него в Don’t Starve быстро становится тоскливо.
По понятным причинам описанный выше квестовый элемент изживает себя уже после первой обстоятельной игровой сессии. У вас уйдет 8—10 часов на то, чтобы развиться до максимального уровня и больше никогда не задаваться вопросом «как получить тот предмет?». Или наоборот — из-за неудач придется раз за разом умирать и начинать заново, до смерти «закликивая» кусты и в тысячный раз собирая одно и то же. Через некоторое время игровой процесс жутко надоедает, и лучшее, что могли сделать разработчики, — добавить Don’t Starve конкретный финал. Чтобы можно было с чистой совестью бросить, а затем вернуться через несколько месяцев: ведь, как и Minecraft, игра постоянно обновляется и дополняется новыми вкусностями.
Главное, не давайте золоту понять, что вы заинтересованы в его добыче.
Don’t Starve — практически идеальное развлечение для любителей жанра. В отличие от детища Нотча, она не пытается заигрывать с креативными режимами и внедрять элементы программирования. Вместо этого проект возводит в абсолют механику выживания, постоянно генерируя неожиданные проблемы и подсовывая нестандартные задачки.
Но как только все сюрпризы исчерпаются, «песочнице» наступит конец. Удивить она больше не сможет, а перепроходить одно и то же захотят только большие фанаты «выживалок». Всем остальным игра послужит развлечением максимум на несколько вечеров — а большего, наверное, и не нужно.
Плюсы: отличный визуальный стиль; интересный в освоении мир; постоянные сюрпризы. Минусы: с каждым запуском игра становится все однообразнее и все меньше удивляет; нет ничего, что могло бы растянуть удовольствие от процесса.