Словосочетание «симулятор управления общественным транспортом» звучит так же ужасающе для простого любителя компьютерных игр, как «симулятор фермерского хозяйства и сельскохозяйственной техники». Новый жанр, созданный энтузиастами специально для ценителей перевозок грузов и пассажиров, благодаря древней и очень качественной стратегии Transport TycoonКриса Сойера (Chris Sawyer) увлек даже тех, кто никогда не интересовался экономическими стратегиями. Большое количество последователей в лице Locomotion, Traffic Giant, Transport Giant и нескольких других проектов создали благодатную почву для транспортных тайкунов нового поколения. Одним из них стала Cities in Motion. Проект финской студии Colossal Order под крылом шведов из Paradox Interactive получил неожиданно теплый прием и попросту был обречен на продолжение. В Cities in Motion 2 разработчики преподнесли нам еще один сюрприз.
Графически CiM2 порой отторгает, но иногда симпатична. Colossal Order явно не хватает хорошего арт-директора.
Транспортное совершенство
Transport Tycoon — единственный прародитель жанра с эталонным исполнением. Старенькая игра 1994-го года выпуска до сих пор остается популярной в узких кругах тайкунщиков благодаря проекту энтузиастов OpenTTD. Эту интересную историю мы в деталях уже рассказывали в нашем материале. В прошлом году знаменитый краудфандинговый сервис Kickstarter помог студии Urban Games запустить процесс разработки еще одной многообещающей стратегии Train Fever, которая намеревается отнять лавры лучшего представителя жанра у Transport Tycoon. А пока этого не произошло, Cities in Motion приобретает все больше амбиций, реализуя очень интересные идеи и совершенствуя традиционные элементы тайкунов.
Когда студия Colossal Order анонсировала вторую часть симулятора, возникли подозрения, что это будет простой заработок на имени первенца. Даже несмотря на появление очень подробных дневников разработчиков, скептицизм только усиливался на фоне неудачного старта широко разрекламированного градостроительного симулятора SimCity (2013) от знаменитых деятелей из Maxis при поддержке очень богатого издателя Electronic Arts. Хоть и нельзя ставить на один уровень данные проекты, они все-таки имеют некоторые концептуальные сходства. Таким образом, Cities in Motion 2 от студии почти из 10 человек при сравнительно мизерном бюджете имела еще больше шансов на провал.
Трагедии не произошло. Более того, вторая часть тепло встреченного сочувствующими симулятора управления транспортом оказалась на удивление новаторской благодаря переходу на универсальный движок Unity с богатыми возможностями строительства, микроменеджмента и дальнейшего усовершенствования проекта. Например, в релиз уже был внедрен мультиплеер с кооперативным и конкурирующим режимами.
Если тщательно приглядеться к концептуальным переменам игры, то сразу станет понятно — Colossal Order смотрит далеко вперед и не собирается останавливаться в рамках узкого жанра. Проекту светит стать полноценным градостроительным симулятором, ведь в него уже внедрены процессы динамического развития города. Добавить только зонирование — и получится достойный конкурент SimCity! Но пока все это мечты, мы предлагаем вам узнать о достоинствах и недостатках CiM2.
Города в движении
Наверняка многие слышали, как в знаменитые 90-е пустели улицы, люди все чаще оставались без работы, сидели по домам и тихонечко гробили свое здоровье за бутылкой сорокаградусной. Примерно такое же общество мы видим и здесь, когда загружается карта города, — брошенные проспекты, высокий уровень безработицы, отрицательное сальдо роста населения и так далее. Лишь богатые горожане рассекают на дорогих авто, тогда как остальные вынуждены устраиваться на работу поближе к своим жилищам.
Разработчики выполнили свое обещание отвязать строительство дорог от прямоугольной сетки.
Возводя остановки и депо общественного транспорта, продумывая тарифы и маршруты, мы создаем городское движение. Люди готовы уже перемещаться намного дальше и искать ту работу, которая им по душе. В конечном счете, если нам удастся построить хорошую транспортную инфраструктуру и обеспечить всех жителей комфортной маршрутной системой с доступными билетами и привлекательными средствами передвижения, толпы людей хлынут нескончаемым потоком, а население и богатство города будут стремительно расти.
В Cities in Motion 2 представлен воистину грандиозный инструментарий. Например, уникальная система строительства выигрывает у богатого градостроительного симулятора SimCity (2013) в плане индивидуальности городов. В отличие от Maxis, мастера из Colossal Order нас не ограничивают ни в размерах карты, ни в возможностях прокладки дорог, ни даже в отслеживании жизни конкретного жителя. А ведь последнее считается главной изюминкой движка GlassBox! В Cities in Motion 2 у каждого жителя есть свой постоянный дом, работа и место развлечения. Он не возвращается вечером в ближайший пустующий домик, как это происходит в SimCity.
Безграничные возможности
Разработчики из Colossal Order не зря перевели игру на рельсы движка Unity. В очередной раз он доказывает свою универсальность. Нам впервые в жанре предложили столь богатый набор дорог — от двух до шести полос скоростного шоссе и городских улиц. При этом их можно снабдить парковочными местами или автобусными выделенками. Имеются и авеню с разделением встречных потоков. Даже пешеходные дорожки есть с обочиной и без. И все это можно построить не только на земле. Эстакады и тоннели в любой точке карты? Cities in Motion 2 не ограничена ни в чем — дороги строятся где угодно и как угодно.
Вдоль улиц автоматически возводятся городские строения, как это было в Transport Tycoon. Если в округе появился завод, то мэр наверняка пожелает развивать промышленную зону. Нужно побеспокоиться заранее о маршруте, который свяжет будущий рабочий квартал с жилым районом. То же самое касается и других типов строений, будь то офисы или заводы. В Cities in Motion 2 впервые за всю историю градостроительных симуляторов используется уникальная зона, совмещающая сразу два типа других. Например, в одном доме могут располагаться не только квартиры, но и магазины. В офисном коммерческом небоскребе также находятся пентхаусы для богачей. Жители делятся на категории — рабочие, элита, студенты, пенсионеры, туристы и так далее. Причем туристами могут стать любые горожане, когда они на пути домой или в выходные заходят в магазины или парки.
В Cities in Motion 2 существует рабочая неделя со сменой времени суток. Города в пятницу, понедельник и субботу отличаются так же сильно, как и в реальности. Здесь можно даже наблюдать пятничные вечерние выезды за город с сопутствующими пробками на периферийных дорогах мегаполиса. Для разрешения ситуации с заторами можно соединить соседние поселения скоростными электричками, что сильно облегчит жизнь местным «дачникам».
Система динамического развития города тщательно отделяет пригороды от центра, а заводы — от жилых зон.
Интерфейс пока изобилует неудобствами и при первом знакомстве вводит в ступор, но система обучения помогает разобраться в многочисленных окнах и учит принимать быстрые решения. Например, тонко настроить выпуск на линию общественного транспорта в утренние и вечерние часы и урезать число машин на линии в выходные дни и по ночам. Можно разделить города на тарифные зоны, при пересечении границ которых пассажир должен заплатить определенную нами сумму.
Пожалуй, самым интересным нововведением для поклонников коллективного прохождения станет мультиплеерный режим на четырех игроков. Нам подвластны все возможности «сингла», но уже в совершенно иных условиях. Кстати, Cities in Motion 2 не требует внешних серверов для мультиплеера — достаточно ввести данные друга и подключиться к его игре.
Все самое необходимое
По сравнению с первой частью Cities in Motion 2 выросла не только в масштабах, но и в деталях. Так, здесь заработали светофоры, появились знаки дорожного движения (они автоматически расставляются местным управлением ГИБДД), была внедрена физическая модель для транспорта (теперь машины красиво покачиваются во время езды), и многое другое. В дополнение к концептуальным переменам такое внимание к деталям заслуживает особого уважения к разработчикам.
Вот только скромный штат студии не самым приятным образом повлиял на конечный результат. Поскольку Colossal Order была сосредоточена в основном на функциональных особенностях проекта и внедрении главных видов общественного транспорта, CiM2 лишилась разнообразия транспортных средств, изысканного лоска графики и широкого ассортимента зданий. Впрочем, DLC должны исправить ситуацию к лучшему. Плюс ко всему разработчики обещают полноценно поддерживать сообщество модмейкеров.
Пока нам доступно лишь все самое необходимое — эдакий минимальный стартовый набор. Из общественного транспорта в игре представлены автобусы, троллейбусы, трамваи, электропоезда и водные катера — всего по три. Те, кто оформил предварительный заказ, получили по четвертой дополнительной единице. Остальным предлагается потратить 39 рублей во внутриигровом магазине на каждое дополнение — в общей сложности комплект обойдется в 200 с лишним рублей. Судя по сообщениям на официальном форуме, цены будут снижены в обозримом будущем, так как сейчас продажа DLC — инициатива издательства, а не разработчиков.
Большие города изматывают транспортников своими проблемами, зато в мультиплеере их можно решать вчетвером.
Жестокая реальность
Можно долго воспевать и SimCity, и Cities in Motion 2, но обе игры обладают богатым перечнем недостатков. Как известно, Maxis уже второй месяц пытается доделать мифический патч 2.0, который «все исправит». Конечно, сложный проект требует массы усилий, но с внушительными трудовыми ресурсами студии при условии топовых продаж исправление недочетов слишком затянулось. Как многие из вас могут помнить, первая Cities in Motion тоже изобиловала массой недоработок. Значительную их часть авторы исправили почти сразу после релиза, поэтому нет сомнений, что у сиквела, особенно с учетом переезда на более гибкий графический движок Unity, есть все шансы на достижение идеального состояния.
Пожалуй, главный недостаток проекта — отторгающая мрачноватая графика. Отчасти это исправляется внешними фильтрами SweetFX, созданными в сообществе модмейкеров. Но что мешало Colossal Order заняться этим на уровне движка? Отсутствие хорошего арт-директора сказалось не только на графике, но и на игровых особенностях. Например, подземный режим не выдерживает никакой критики: строить метро под толщей из сетки дорог — то еще удовольствие. Визуально игра просто страдает.
Неудобным оказался и новый интерфейс. Нам отдали всю игровую статистику на десятках хаотичных окон. Именно по этой причине мы не можем рекомендовать Cities in Motion 2 всем — крайне нелегко ее освоить человеку, незнакомому с жанром. Встроенный редактор карт, по сути, представляет собой отдельную игру, в которой мы строим собственный город. Но и тут не все идеально — отсутствует импорт карт высот, не хватает описаний для триггеров и логических переключателей, набор зданий и текстур явно неполный.
Из первой Cities in Motion так и не перекочевали наземные станции метро; отсутствуют и оборотные тупики — нужно делать полное кольцо или даже строить наземное депо. Ввиду концептуальных изменений разработчики также отказались от исторического транспорта, оставив только современный. Исчезли аэропорты и железнодорожные вокзалы, парки развлечений и красивые мосты. Все это теоретически можно добавить в будущем средствами платных DLC, что настораживает — не превратится ли это в типичный конвейер?
Вы можете строить большие мегаполисы и маленькие сельские городишки — все на одной карте!
Мы вновь вынуждены надеяться на благосклонность разработчиков, которые, если сложатся карты, внедрят то, что просят игроки. Но если в случае с SimCity деятели из Maxis подвели своих клиентов, то Colossal Order в прошлый раз показала свое стремление идти навстречу поклонникам. Студия выпустила не только гору замечательных патчей, но и даже вторую часть игры с учетом всех наших просьб и «хотелок» без исключений. И за это мы спешим благодарить их в обмен на обещания довести проект до идеала.
Плюсы: недостатки первой части были исправлены; гигантские карты (8x8 км); динамичное развитие городов; подробная статистика; до мелочей проработанный микроменеджмент; невысокая стоимость игры; большой потенциал для дальнейшего развития и совершенствования. Минусы: ужасная графика; визуальные ошибки при строительстве; скудный набор транспортных средств и зданий; недоработанные подземный режим и редактор карт; перегруженный интерфейс.
Вот именно много минусов для «изумительно»!«Алексей Перевертень» впервые вижу! Похоже что он в первый раз делает обзор на игру.И видимо он ещё не знает традиций StopGame'ма.