Zero Escape: Virtue's Last Reward: Обзор

Иван Лоев 2012-12-15 16:29:13 31
Отношение к играм с японским колоритом у отечественных игроков очень полярное. Кто-то, увидев первый же скриншот, кричит что-то о «куроподобных роботах» и «розовых волосах», а кто-то относится к ним спокойно и играет в свое удовольствие. Причем если вспомнить об упертости японцев в отношении качества продукта, то зачастую те, кто говорят свое «фи», теряют очень многое. Да, эту небольшую ремарку можно относить к своего рода предупреждению, потому что в игре, о которой сегодня пойдет речь, есть и девочка с розовыми волосами, и няшный заяц-злодей, и даже жанр у игры исключительно японский.

Истоки

Вот с небольшого рассуждения об истоках мы и начнем, пожалуй, потому что визуальные новеллы — крайне редкий гость в наших краях. Корнями они уходят в такую исконно-древнюю забаву, как текстовые квесты. И в те времена, когда все нормальные люди начали исследовать новые жанры, спрайтовую графику, а впоследствии уходить и в третье измерение, японцы решили потихоньку развивать эти самые текстовые квесты в полноценную интерактивную литературу. Ну, или преуспели в этом больше других. Сейчас жанр визуальных новелл насчитывает уже целый ряд поджанров, имеет своих классических представителей (Saya no Uta, Chaos;Head, Fate/Stay Night) и разработчиков, а также едва ли не самый широкий спектр затрагиваемых тем.
У вас этот зверек вызывает умиление? Посмотрим, что вы скажете, когда он нацепит на вас браслет и прикажет бороться за свою жизнь!

Отличительной чертой «визуалок» является запредельная проработка местного сюжета. Из-за того, что авторам не надо заморачиваться ни с геймплеем, ни с левелдизайном, а достаточно просто нарисовать пачку задников и спрайтов для героев да подложить под это атмосферной музыки, у них остается куча сил на то, чтобы выписать каждому персонажу внятный характер, проработать до мельчайших деталей игровой мир и наделить историю глубиной и многослойностью. Например, если вам кажется, что в серии Deus Ex глубоко копают тему киберпанка, то это ни в какое сравнение не идет с тем, как эта тема обыгрывается в Kikokugai (переводится как «Киберубийца»).

Но есть и обратная сторона медали — большая часть подобных серьезных произведений имеет самый высокий из всех возможных возрастных рейтингов из-за присутствия там и обнаженки, и жестокости, и крайне шокирующих моментов. Это настоящая взрослая литература, которая не признает поблажек и упрощений.

Другая проблема — это практически полное отсутствие игрового процесса. Надо просто читать. Много-много читать и пропитываться происходящим на экране. В среднем где-то на час-полтора непрерывного созерцания букв дается только один выбор дальнейшего пути. Но за счет такого нечастого вовлечения игрока порой достигается просто феноменальная сила психологического воздействия.

Я хочу поиграть с тобой в игру…

Если бы Zero Escape: Virtue's Last Reward была клинической «визуалкой», то существование этого обзора было бы под большим вопросом. Однако она выделяется на фоне своих сородичей рядом интересных нововведений, так что давайте уже приступим к изучению нашей сегодняшней подопечной.
В Zero Escape много мини-игр. Очень много неповторяющихся мини-игр.

Итак, Zero Escape является сиквелом игры 999: Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors, которая вышла на консоли Nintendo 3DS около двух лет назад и произвела там локальный фурор. И, как это часто бывает, тут же обзавелась планами на сиквел. В итоге через 2 года спокойной разработки продолжение вышло-таки. Сначала на портативной консоли от Nintendo, а теперь и на PlayStation Vita.

Сразу обреку на смерть все надежды на то, что эти игры как-то тесно взаимосвязаны. Для того чтобы играть в Zero Escape, знание приквела не требуется совершенно. Кое-какая связь, конечно, есть, однако она присутствует на правах легких «пасхалок» или рассказов самих персонажей. Сюжет вполне себе цельный и не зависит от того, что было раньше.

На первый взгляд, завязка у истории достаточно банальна. Девять совершенно разных и незнакомых друг с другом человек приходят в сознание в каком-то огромном комплексе с непонятными браслетами на руках. Это Сигма, молодой студент и наш протагонист, Фи, загадочная девушка и главный оплот логики среди всех девяти, Дио — напыщенный молодой человек, тоже не лишенный ума, Луна — застенчивая и скромная, Кварк — странноватый мальчуган, Тенмоюджи — немногословный старик, Алиса и Клевер — две девушки в довольно откровенных нарядах и К — загадочный гражданин, закованный в броню с головы до пят. И стоило всем нашим героям мало-мальски познакомиться друг с другом, как вдруг появляется некто устроитель этого мероприятия в образе нарядного кролика, называющий себя Zero III, и делает ряд интересных заявлений.

Во-первых, оказывается, что он — всего лишь искусственный интеллект, созданный для того, чтобы следить за чистотой проводимого эксперимента. Во-вторых, цифры, которые отображаются на браслетах у участников — это очки. Если набрать 9 очков — ты свободен. Если счет опустился до 0 — ты, как нетрудно догадаться, труп.
Фи. Собранная, холодная, рассудительная. А еще обратите внимание на правильное написание слова «борщ».

Изначально у каждого из девятерых испытуемых есть 3 очка. Меняется этот баланс во время простенькой мини-игры, в ходе которой игроки по определенным правилам делятся на пары и должны проголосовать, доверяют ли они своему партнеру. Если оба голосуют «да», то оба получают по 2 очка. Если оба выбирают «нет», то никто ничего не получает. Но если один голосует «да», а другой — «нет», то доверчивый получает 2 очка штрафа, а недоверчивый — 3 очка бонуса.

И вот тут начинается нехилый такой психологический триллер, потому что присутствие среди испытуемых убийцы однозначно и бескомпромиссно подрывает взаимное доверие всех ко всем. Для того чтобы дополнительно подлить масла в огонь между раундами своеобразного «верю не верю», нам в сопровождении постоянно меняющегося круга персонажей приходится носиться по всему комплексу и искать разные ключ-карты.

В результате Zero Escape: Virtue’s Last Reward в глобальном отношении делится на две игры, которые постоянно чередуются. Сначала идет этап-новелла, где происходит куча всего интересного, после чего герой попадает в закрытое помещение, из которого надо выбраться, а затем — снова новелла.

Этапы спасения представляют собой очень локальную вариацию квеста, описывать которую дополнительно нет особого смысла. Стоит разве что упомянуть, что преодоление одной такой комнаты занимает минимум двадцать—тридцать минут, но запросто может отнять и целый час.
Благодаря сенсорному экрану Vita в игре можно делать записи или зарисовки. Только это неудобно.

Two milkmen go comedy

Вообще, стоит предупредить, что игра получилась сложная. И не только из-за того, что авторы понапридумывали сложных загадок, но еще и потому, что сценарий на редкость крепко сбит. Тут решительно невозможно играть «на расслабоне». Даже если учесть, что большую часть времени приходится просто читать, действо захватывает и заставляет предельно внимательно следить за каждой репликой персонажей, отслеживать логику их поступков, пути передвижения, возможные мотивы… Плюс к этому вокруг витает еще миллион и один вопрос. Что это за комплекс? Что это за игра? Почему именно эти девять человек? И что с ними со всеми не так? Потому что очень скоро становится понятно, что у каждого из героев в шкафу далеко не по одному скелету.

В конечном итоге история, несмотря на всю свою нелинейность (подразумевается порядка десяти концовок, обладающих смыслом, и еще столько же — бездарных смертей), сводится к одной и глобальной сюжетной линии, которая в лучших традициях психологических триллеров будет менять ваше отношение к героям тем чаще, чем ближе финал. И когда вы доберетесь до него, то там начнется настоящая мясорубка.

Однако, несмотря на всю запутанность и многослойность, уследить за происходящим — вполне реально, хоть порой и очень сложно. Изрядно спасает и тот факт, что большинство мыслей, которые приходят в голову играющему, зачастую тут же возникают из чьих-то уст внутри игры, за счет чего одинаково внятно проговариваются как очевидные моменты, так и далеко не самые очевидные цепочки мыслей определенных персонажей.

Жаль только, игра вышла исключительно на портативных консолях и вряд ли получит в ближайшее время хоть какую-то локализацию. А без знания английского сюда и соваться нет никакого смысла.
В игре встречается и такое.

Zero Escape: Virtue’s Last Reward являет собой не совсем типичную представительницу игр для портативных консолей. Это крайне вдумчивое, запутанное и сложное произведение, осиливать которое в вагоне метро — достаточно спорное удовольствие. Но вот если изолироваться от всего мира, сидя в кресле, например, и планомерно, без мельтешения и лишней спешки, погрузиться в предлагаемую атмосферу, то игра щедро отплатит ворохом эмоций и потрясений, которые будут забыты очень нескоро.

Плюсы: восхитительный сюжет; высокая сложность, бросающая вызов не скорости реакции или умению метко стрелять, а уму.
Минусы: ну разве только пресловутая «японщина».

Другие новости

Комментарии

Ну, если это подводить под Flow, то да, соглашусь с вами
Там ветвлений очень много даже для интерактивной игры, а текста не хватит на полноценную книгу. Да и головоломки вы как будете в книге решать?
Как ни странно, в данном моменте названия этих блюд были не очень важны. Вообще подсказок на харде не дают, да и на изи за игрока никто задачки не решает. Зато по мере прохождения ощущаешь себя гением, ибо все очень логично и не берется из ниоткуда.
А в формате ТХТ нету? Я б скачал, на мобилку скинул, почитал бы. Эту… кхм… игру.
У zero escape и infinity series, к которой относится Ever 17, один и тот же главный сценарист — Учикоши Котаро. 
Все комментарии