Сотрудники студии Daedalic Entertainment, похоже, твердо намерены монополизировать адвенчурную нишу игрового рынка. Мы только-только успели восхититься оригинальной «олдскульной» Deponia, а за углом нас уже поджидает сиквел безумной Edna and Harvey.
Напомним, Edna and Harvey: The Breakout вышла в конце 2008-го года и сразу же привлекла к себе внимание квестоманов благодаря своеобразию сюжета и умело реализованной атмосфере вселенского веселого абсурда.
Продолжая создавать все новые и новые адвенчуры, разработчики тем не менее не то чтобы совсем уж позабыли свое старое детище. В прошлом году сумасшедшая девочка Эдна и ее воображаемый синий кроликодруг Харви почтили своим присутствием iPad. Теперь же вышло продолжение, которое естественным образом заставило нас насторожиться: не потеряется ли специфический шарм проектов Daedalic при таком «конвейерном» производстве?
Покрытый волдырями мокрый мальчик, колодец, в котором плавает улей с пчелами, и Лили. Она, как всегда, ни в чем не виновата.
Нет ничего страшнее маленькой девочки
Опасения отчасти развеиваются, когда в первое же игровое мгновение мы узнаем, что компьютерный вирус, подселенный разработчиками на компьютеры пользователей, обнаружил перед мониторами детей. Поэтому наполненная ненормативной лексикой и насилием история о гигантском роботе-опоссуме в этот раз рассказана не будет. Речь пойдет о маленькой девочке по имени Лили — послушной и милой ученице монастырской школы.
На самом деле, неизвестно, кто страшнее — девочка Лили или гигантский робот-опоссум. Хотя нет. Известно. Опоссум точно проиграл.
При чем же тут Эдна и Харви вообще? Дело в том, что Эдна теперь учится в школе при монастыре. Харви временно не с ней, зато у нее есть Лили — соседка, всей душой привязанная к бывшей пациентке психбольницы.
Причина такой бескорыстной любви очень проста. Только Эдна обращается с Лили по-человечески. Все остальные, от преисполненной ненависти к детям настоятельницы до хулиганов-одноклассников, считают своим долгом унижать и высмеивать маленькую девочку с большим розовым бантом на голове. Потому что Лили — очень послушный ребенок. Она всегда старается сделать то, что ей говорят, и не может не то что постоять за себя, но даже договорить до конца свои реплики. Окружающие перебивают ее буквально на полуслове, поэтому малышка уже привыкла изъясняться в основном вздохами.
К моменту, когда мы знакомимся с этой крошкой, она уже успевает создать для себя вымышленный мир, в котором у нее со всеми прекрасные взаимоотношения. В конце концов, ее любят растения и животные, она «отлично ладит» с кухаркой Дорис — неуравновешенной рецидивисткой, для которой работа в монастырской столовой стала лучшим способом сбежать от заслуженного тюремного срока. Вот только с поручениями настоятельницы у ребенка не слишком хорошо складывается — не умеет матушка адекватно ставить задачи. Сказано: избавиться от термитов на дереве. Лили избавилась. А то, что термиты по дороге съели одноклассника и обосновались непосредственно во дворе школы — так по этому поводу никаких указаний от начальства не поступало.
Мы ни разу не видели, чтобы настоятельница кормила свое плотоядное растение детьми. С другой стороны, кем-то же оно должно питаться…
Осторожно: гипноз
Дела в монастырской школе начинают идти совсем печально, когда мать-настоятельница вызывает к детям нашего старого знакомого — доктора Марселя, чтобы эскулап наставил юные умы на путь истинный своим, особенным методом. Перепуганная Эдна тут же планирует побег — ведь именно этот злобный психиатр мучил ее в первой части серии. Лили должна помочь подруге замести следы, попутно выполнив поручения настоятельницы. В процессе маленькая блондинка успевает ненароком убить всех своих одноклассников и одного клоуна. Но самое интересное начинается потом.
Оказавшись в руках злого доктора, Лили попадает под власть гипнотических запретов. Она не может играть с огнем, лгать, ходить в опасные места, перечить старшим, пить алкоголь — словом, все те действия, из которых обычно состоит геймплей большинства адвенчур, для девочки оказываются недоступными. Конечно, есть способ обойти все эти многочисленные табу, но даже при помощи хитростей нарушать их можно только по одному.
Фишка с запретами добавляет в игровой процесс особую изюминку и открывает простор для путешествий по параллельным пространствам, как водится, упрятанным в середине головы главной героини. Так, Лили регулярно по тем или иным причинам впадает в гипнотический транс и попадает то в Лимб — то есть на первую ступень загробного мира, — то в сюрреалистические пещеры, где живут демоны страхов, внушенных ребенку взрослыми.
Сила любви против бомбы
В Daedalic Entertainment, похоже, не собираются изменять традициям великой и ужасной механики point-and-click. Пусть себе другие компании клепают модные 3D-адвенчуры, а Daedalic тем временем будет делать квесты в духе ретро, но с душой. Так что мы вместе с Лили, как обычно, собираем предметы, комбинируем их в инвентаре и применяем где-нибудь, чтобы получить порой совершенно неожиданный результат.
Большая часть игры проходится практически интуитивно благодаря ограниченному количеству вариантов действий. Но время от времени мы нет-нет да и застрянем где-нибудь, потому что поступок, которого ожидают от нас разработчики, оказывается чересчур шизоидным. Понятно, что если клоун готов скрутить из шарика наряду с разными животными и моделью ДНК также гаечный ключ, то это неспроста. Мы не станем возражать против возможности отвинтить этим ключом из воздушного шарика вполне металлическую деталь — по крайней мере, сразу понятно, что делать. Но как можно предположить, что повернутые на аниме девочки захотят обезвредить бомбу силой любви, заключенной в заколке для волос с цветочком?
Вас удивляет, что парень в наушниках использует отбойный молоток прямо в церкви? Вот и всех остальных это не удивляет. Ничуть.
В большинстве случаев на ту или иную сумасшедшую идею нас могут навести только хорошенько упрятанные внутри диалогов подсказки. Если мы слышим, как повариха в который раз сетует на то, что у нее под рукой нет банки с маринадом, чтобы успокоить пальцы, и поэтому она вот-вот начнет отвинчивать детям конечности — нам стоит насторожиться и запомнить эту деталь. Значит, мания кухонной работницы нам где-то впоследствии пригодится. NPC в Harvey’s New Eyes вообще очень редко дают задания напрямую. Чаще нам приходится вычислять возможные ответы на вопрос «кому бы показать эту штуковину», исходя из невзначай оброненных реплик. Шикарных реплик, нужно отметить.
Буквально каждую вторую фразу, произнесенную кем-нибудь из персонажей или закадровым голосом, хочется записать и повесить в рамочку. «Маленькая девочка играет с ножом — какая безответственность! Вот, возьми лучше бензопилу», — говорит кухарка. «Лили знала, что ей нельзя играть с едой. Еда часто проигрывала. А когда еда начинала возмущаться, Лили пугалась», — доверительно сообщает нам некто за кадром, когда мы пытаемся сделать что-то неправильное со съестным.
База словесных ответов на неверные действия у Daedalic Entertainment, как всегда, на высоте. Никаких «нет» и «не могу» мы не услышим. Когда Лили попытается сотворить что-нибудь не то с плотоядным цветком в кабинете у настоятельницы, нам сообщат, что дружба с этим цветком очень важна для девочки, ведь только растения ее и слушают. Попытка взять без разрешения консервы из подвала приведет к проникновенному рассказу о привычках работницы Дорис убивать всех, кто лезет на ее территорию. Каждая секунда, проведенная в Edna and Harvey, будет заново удивлять и смешить нас.
Немертвая, но опасная девочка
Вполне возможно, что к удивлению будет примешиваться еще специфическое щемящее ощущение, какое обычно вызывают трагикомедии. В Harvey’s New Eyes скрыта настоящая бездна черного юмора.
Лили никому не хочет зла. Людей она убивает случайно и, как правило, даже не понимает, что кому-то навредила — ведь ее маленькие друзья-гномы, похожие на бобы, тут же замазывают трупы яркой розовой краской.
Судоку на самом деле изобрели тамплиеры. Обычные самураи-тамплиеры.
Более того, окружающие тоже не замечают смертей вокруг себя. Настоятельница благополучно хвалит и награждает за усердие ребенка, чей труп висит тут же, прямо у нее перед носом. Пропавших детей никто не ищет, на бренные останки взрослые не натыкаются. Все ведут себя так, как будто смерти не существует или, уж во всяком случае, ничего особенного в ней нет. Этим Edna and Harvey немного напоминает мультсериал Lenore, the Cute Little Dead Girl. Да и сама Лили во многом похожа на Ленор. Она так же обезоруживающе наивна и несет такой же мощный заряд разрушения для окружающих. А ее способность в состоянии гипнотического транса запросто путешествовать по Лимбу говорит о том, что Лили тоже принадлежит нескольким мирам сразу.
Мультсериал о маленькой мертвой девочке Ленор увидел свет в 2002-м году. Он состоит из небольших эпизодов, в каждом или почти каждом из которых героиня кого-нибудь убивает или просто делает что-то ужасное. При этом Ленор, которая застряла между мирами после того, как умерла от пневмонии в возрасте десяти лет, вовсе не желает зла окружающим. В большинстве случаев она не ведает, что творит. К тому же сама смерть для нее — нечто абстрактное, так что малышка не всегда может отличить мертвого котенка от живого, например. Мы не знаем, вдохновляло ли разработчиков творчество Романа Дерджа (Roman Dirge), подарившего не-жизнь «маленькой мертвой девочке», но параллели между Ленор и Лили кажутся слишком заметными, чтобы быть просто случайностью.
В свете духовного родства серии Edna and Harvey и современных абсурдно-циничных мультсериалов здешняя картинка в стиле той же Lenore или South Park выглядит более чем органично. Впрочем, мы-то знаем, что настоящей «бабушкой» Лили, как и Эдны, была кэролловская Алиса.
Так что даже неудивительно, что рисовка очень точно отображает характерные черты каждого персонажа в символической форме. У самой Лили, например, есть бантик и две косички, но нет рта — неслучайно она не может произнести ни одной фразы до конца. А мать-настоятельница — озлобленный синий чулок — радует глаз синюшным цветом кожи. Немного странно только то, что при столь неприхотливом графическом воплощении игра так долго подгружает локации. Бегать туда-сюда приходится очень часто, так что неторопливая загрузка, бывает, раздражает. С другой стороны, на фоне общих несомненных достоинств адвенчуры это такая мелочь…
Фемида синяя потому, что у нее нарушено кровообращение. В конце концов, она веками стоит, держа в высоко поднятой руке тяжелые весы. А длинные уши как раз сейчас на Олимпе последний писк моды. Вы просто не в курсе.
Конвейер там или не конвейер — разработчики из Daedalic не теряют своей хватки вне зависимости от того, как часто им приходится выпускать игры. Edna and Harvey: Harvey’s New Eyes — «must have» для всех, кому нравятся необычные адвенчурные истории, смешные и грустные одновременно.
Персонажи потрясающие + проработаны и имеют свой характер, а ее немногословность на «угуканьях» главной героини только придает колорит игре, рисовка доставляет эстетическое удовольствие, звуки потрясные. В общем отличная игруля.