The Dark Eye: Chains of Satinav: Обзор

Мария Народицкая 2012-07-03 21:09:01 20
Как бы ни старался критик быть беспристрастным, все-таки часто субъективное и необъяснимое определяет, в какую сторону склонится чаша весов при написании рецензии.

Иногда бывает — вот он, проект, вылизанный со всех сторон. Разобрать его на элементы — все на месте. Однако не цепляет при этом, не увлекает, и вкус этого совершенного игрового действа подобен жвачке, пусть и с ароматом, допустим, манго.

А в другой раз достаточно посмотреть на игру, чтобы сразу бросились в глаза недоделки и недостатки. Тут кривовато, там не вполне продумано. Но есть какая-то искра, огонек, который держит и не отпускает, заставляет проводить в приключениях дни и ночи. Второй случай отличается от первого примерно так же, как спелое манго, пусть и с вмятинами, от жвачки с каким угодно вкусом.

The Dark Eye: Chains of Satinav определенно относится к одному из этих типов. К какому именно — сейчас узнаем.

Хорошо быть неудачником

Юноша по имени Герон — патологический неудачник. По крайней мере, так считают все обитатели королевства Андергаст, и потому Герона не слишком жалуют — мол, на нем лежит проклятие. По-доброму к мальчишке относится только пожилой птицелов. Он вырастил сироту как сына и обучил своему ремеслу. Остальные жители этого приветливого края парня в основном гоняют и издеваются над ним.
Королевство Андергаст вольготно расположилось на нескольких экранах. Храм, академия магов, королевский дворец и рынок ютятся здесь в тесноте, да не в обиде.

Тем удивительнее, что наш герой не унывает и все время пытается переломить свою судьбу вопреки «печати неудач», лежащей на его челе. Недостаток везения он компенсирует смекалкой — и часто побеждает.

Например, в конкурсе по сбору четырех дубовых листков. В награду лауреат получает аудиенцию у самого короля — и набор новых бед на свою голову. Король по случаю дает юнцу задание — разобраться с воронами, которых в последнее время тьма-тьмущая расплодилась в Андергасте вообще и в королевском дворце в частности. Эти птицы приносят плохие предзнаменования и нехилый материальный ущерб. Стоит только Герону взяться за работу, вдобавок еще и наставник посылает питомца на поиски феи. Начав с уничтожения ворон, юноша постепенно оказывается в эпицентре судьбоносных событий, совершает опасное путешествие, проходит сквозь лагерь свирепейшего орочьего племени — в общем, развлекается как может.
Игровой мир почтительно позаимствован у любимой многими немцами настольной игры The Dark Eye. Причем Daedalic Entertainment — не первая команда разработчиков, которую вдохновила «черноглазая» вселенная: также существует относительно свежая серия ролевок The Dark Eye: Drakensang, а в 90-е была выпущена трилогия под названием Realms of Arkania, где тоже в качестве места действия избрана Авентурия — континент из «настолки».

Daedalic Entertainment уж никак нельзя назвать студией неудачников. Это они выпустили в свет чудесные The Whispered World и Edna & Harvey. Правда, последний их блин — A New Beginning — получился комом, но такой результат вряд ли можно оправдать простым невезением.

Разработчики даже не скрывали, что на этот раз ядром адвенчуры будет сюжет. И действительно: несмотря на весьма «заслуженный» сеттинг, авторы умудрились преподнести нам довольно-таки свежий сценарий, насыщенный неожиданными поворотами и изящными решениями. Вот об изящных решениях мы и поговорим дальше.

Художественно воссозданная патина

Несмотря на классическую, вызывающе ретроградскую «point-n-click-овую» двухмерность, играть в The Dark Eye: Chains of Satinav несложно. Даже не слишком «хардкорному» квестолюбу не придется, скорее всего, судорожно перерывать Google в поисках прохождения. Большинство задач — типичные двухходовки в духе «нашел — применил — получил результат и порадовался».
Самый важный человек в королевстве — королевский уборщик. Попробуйте сократить ему зарплату — и вот что получится.

Например, починка колеса выглядит примерно так. Герон в рамках одного экрана находит все фрагменты этого развалившегося повозочного элемента и просит свою спутницу Нури починить найденное при помощи магии. Девушка-фея щелкает пальцами — вуаля, колесо готово к использованию. Если у нас изначально включена подсветка активных точек — делать здесь вообще нечего. Если выключена — что ж, придется заняться «пиксель-хантингом».

Хоть немного напрягающие мозг загадки начинаются примерно с середины третьей главы. К разряду милых изюминок можно отнести человечка из орехов, которого следует представить фее как своего лесного друга, чтобы бывшая обитательница волшебной страны согласилась показаться герою на глаза. Элегантная сделка с жадным дварфом — продажа специального эликсира для бороды с предварительным разбиванием чужой собственности — уже ближе к многоходовой комбинации, но все равно пока еще относится к разряду детских шалостей. Над поиском пути сквозь орочий лагерь с попутной организацией божьего знамения придется уже слегка подумать.

Тем не менее заметно, что сюжетная динамика у разработчиков на первом месте. Главное — чтобы игрок поскорее добрался до следующей поворотной точки, чтобы не успел заскучать и бросить все на полпути. The Dark Eye: Chains of Satinav только маскируется под адвенчуру эпохи девяностых. На самом деле к проекту вполне применимы все современные принципы квестостроения: сценарий — прежде всего, задания — просто одна из форм интерактивного погружения в игровой мир. Двухмерная рисованная графика, демонстративно устаревшая анимация и архаичный курсор в духе традиционных адвенчур периода «золотого века» — все это — просто атмосферные элементы. Чтобы мы ощутили привкус ностальгически любимой старины. Покраска «под патину», не больше.

Профессиональный разбиватель банок

Еще одна подкупающая особенность TDE: CoS — проработанные характеры и диалоги, в которых вроде бы нет ничего примечательного, за исключением естественности. Как часто нам приходится сталкиваться в адвенчурах с натужными текстами, кое-как подогнанными под столь же натужные задачи. Здесь же все наоборот: часто нужное решение вытекает из особенностей характера и мировоззрения NPC. Так, описанный выше пример с человечком из орехов идеально иллюстрирует наивную прелесть феи, способной давать имена плодам мандрагоры и разговаривать с ними. Конечно же, на самом деле она поступает так от одиночества, а не от глупости. Со временем мы начинаем это понимать.
Там фея живет. А вы что подумали?

Главный герой владеет кусочком магии. Очень небольшим кусочком. В свое время Герон пытался проникнуть в академию магии. Оттуда его с треском выгнали. Единственный трюк, которому парень обучился — разбивание хрупких предметов на расстоянии. Силой мысли, конечно, хотя наш подопечный готов и молотком поработать, если надо. Это мелкое, осколочное волшебство в сочетании с необычной профессией и дурной славой рисуют довольно-таки нетривиальный портрет основного персонажа. Он — живой, совершенно не пафосный и в то же время не выглядит нарочито несчастным и одиноким, хотя по факту понятно, что жизнь у Герона не сахар. Ему как-то сразу хочется верить и сочувствовать.

Вот так здесь все время: двухмерные, на первый взгляд, персонажи вдруг оживают, сходят с экранов и буквально за руки затягивают нас в свою сказочную реальность, где все вроде бы понарошку, в стиле классического фэнтези — да не совсем. Потому, что невзначай авторы затрагивают тему ксенофобии, суеверий, фатализма, одиночества. Наверное, за это им хочется многое простить.

«Любовь измеряется мерой прощения»

А прощать есть что. Если отсутствующую мимику у человеческих персонажей можно еще списать на идейную ностальгию, то многократно повторяющиеся ответы вроде «это не поможет» и «зачем бы я стал это делать?» в ответ на попытку неверно применить предмет — слегка моветон. В приличных домах так адвенчуры уже давно не делают. Абсолютная линейность прохождения должна отчасти компенсироваться вариативностью выполнения заданий, но вариативность эта — больше формальная, на уровне «разбить сосуд молотком, чтобы набрать воды из образовавшегося водопада» или «опустить в воду емкость на веревке, выловив некоторое количество жидкости».

Часто доходит до смешного: нас буквально-таки запирают в рамках одной локации «мастерским произволом». Например, когда феечка просит Герона не уходить по своим делам потому, что ей без него будет скучно, — и тем самым перекрывает нам путь куда-либо за пределы одного-единственного экрана. Наверное, это неплохо для прохождения — сразу понятно, где нужно искать решение. Но не слишком удачно с точки зрения атмосферы. Нехорошо, когда невидимые границы просвечивают.
Орки — свирепые, кровожадные воины, но кто сказал, что они способны видеть и слышать, как прямо под их лагерем ползают шумные «гости»?

Впрочем, мы отдаем себе отчет в том, что многие игроки все равно сочтут основным минусом ретрографику и архиретроанимацию. Более того, где-то в глубине души невозможно не задаться вопросом: а точно ли стоит искать идею в столь скромной визуальной реализации или будет точнее и честнее предположить, что причина — в крайне низком бюджете?

Тем не менее The Dark Eye: Chains of Satinav удается чем-то подкупить игрока и критика. Вероятно, в первую очередь — естественностью и, пожалуй, искренней любовью к избранному сеттингу. То, что разработчики любят вселенную The Dark Eye, трудно не почувствовать. Возможно, именно это ощущение авторской влюбленности в унаследованный мир, запрятанное между строк, и есть то неуловимое нечто, благодаря которому чаша весов склоняется в сторону положительного вердикта.

Плюсы: интересный сюжет; красивый игровой мир; живые персонажи; естественные беседы; ностальгический привкус «старинной» адвенчуры.
Минусы: скромная графика; никакая мимика; повторы отрицательных предложений; линейность.

Другие новости

Комментарии

А смысл? Разве тут есть кооператив и мультиплеер?
Надо бы скачать, для меня в последнее время главной ценностью игры, почему-то стал сюжет.
А разве я не уважаю? Ведь количество скачиваний это тоже реклама.
Вот Lilium13 только-что написал, что он лучше купит игру, а качать не будет.
В одной недавней новости был спор о том, использовать ли онлайн скачивание, пусть и платное, или все же коробочки с дисками лучше. И было сказано, что новые игры можно покупать, можно качать. Но старые игры, СТАРЫЕ ИГРЫ, которые мало где уже продаются, могут быть доступны лишь через торрент. Или на крайняк, если все таки есть олдскул, то в Стиме купить можно.
Все комментарии