Hamlet: Обзор
Большинство игроделов знает: литература — это такой бесплатный банк недооформленных идей и сюжетов, из которого можно безнаказанно брать и плагиатить-извращать в свое удовольствие. Главное — выбрать правильную книгу, лучше всего — бестселлер.
Жаль, что этих бестселлеров не так много, как хотелось бы. На всех не хватает. Вон,
Толкиена уже со всех сторон исходили, до
Перумова тоже дотянулись, а на бессмертные творения
Роулинг вообще так просто не покусишься после
Electronic Arts. Волшебные сказки со вкусом испохабил старина
МакГи. По Красной Шапочке с особым цинизмом не топтался только ленивый. Теперь, похоже, дошла очередь до классики. Да-да, до тех самых старых книг, которые сиротливо и бессмысленно пылятся на полках школьных библиотек. Вон,
Пушкин уже получил с ноги по мотивам, когда
Dreamlore Games превратила «Евгения Онегина» в
аниме-игру. Чем
Шекспир лучше?
Через секунду Офелия улетит в пропасть. Причем герой отправит девушку туда сам — чтобы не мешала.
За Вильяма нашего Шекспира«А ну-ка, дядя Вилли, показывай, что ты там в своем «Гамлете» накалякал. Быть или не быть? Черепа всякие, могильщики. Ну и чернуха. Нет, придется тут кой-чего переделать, но ты не боись, доведем до ума твою пьеску, конфетку сделаем!» — примерно такой… монолог мог бы состояться между одиноким автором инди-адвенчуры
Hamlet и создателем одноименной трагедии, если бы им довелось встретиться. Сам великий драматург из-за шока вряд ли был бы в состоянии что-нибудь сказать, даже если бы ему и не мешала собственная смерть.
Гамлет — светловолосый громила с улыбкой идиота — в сюжете почти не фигурирует. Так, в самом начале и чуть-чуть в конце. Зам. главного героя — маленький безымянный человечек с лампочкой на голове, случайно упавший в прошлое. Именно ему предстоит разобраться с Клавдием, спасти Офелию и сдать Гамлету с рук на руки королевство. По дороге придется разобраться еще с Полонием, Лаэртом, Розенкранцем, Гильденстерном, гигантским осьминогом, пингвинами и травой, очевидно, воскуренной автором, поскольку наваять такое можно только в особом, измененном состоянии.
Знакомьтесь, Клавдий. Король, мерзавец, меломан.
В самом начале игры нам сообщают, что злой и вредный Клавдий убил короля с королевой, а сам хочет жениться на Офелии. Непонятно, зачем автору понадобилась такая перестановка — видимо, чтобы не перегружать сюжет лишними персонажами вроде гамлетовой мамы Гертруды. Нет, определенное рациональное зерно здесь есть: узурпатор Клавдий действительно в конце концов прикончил Гертруду, но, во-первых — почти случайно, а во-вторых — далеко не сразу. На Офелию же оригинальный шекспировский негодяй совершенно не претендовал, тем более что у него и своя жена имелась — та самая королева, которую автор адвенчуры столь грубо порешил на старте.
Говорить о сюжете в свете всего вышепрочувствованного смешно. Происходящее вокруг состоит из абсурда и стеба примерно в равных пропорциях. Полоний — инопланетного вида монстр в скафандре с характерной нагрудной надписью «Pо» — явно родом из таблицы
Менделеева. У него даже код на двери набирается из названий химических элементов. Бедняжку Офелию, хрестоматийную блондинку, он держит в железной клетке. Лаэрт — жуткое чудовище, помесь великана с Соловьем-разбойником, а Клавдий в свободное от убийств время бренчит на электрогитаре. В общем, неладно что-то в датском королевстве. Зато весело. Ах да, еще без шейдеров, MMORPG-элементов и рекламы. Создатель игры обещает, мы подтверждаем — никаких этих новомодных штучек тут нет.
Играть в карты с обезьяной — все равно что отобрать конфетку у новорожденного спящего ребенка.
Попасть в нотыИ все бы хорошо, забавно, непредсказуемо, безумно, если бы не максимализм автора. Почему-то творец адвенчуры решил, что его аудитория может похвастать повышенной скоростью реакции и неимоверным терпением. Иначе зачем было включать в преимущественно казуальное прохождение явно хардкорные элементы?
Состав головоломок необычайно пестр. На протяжении доброй половины
«Гамлета» мы занимаемся делами весьма детскими. Играем в «камень-ножницы-бумагу» с обезьяной, например. Причем ход противника в противостоянии нам известен заранее. Решаем буквально двухходовые задачки по передвижению платформ — чтобы дать герою возможность пройти. Пазлы собираем тоже элементарные. Уровень всей этой мишуры — второй класс общеобразовательной школы. Максимум.
Но есть ведь и вторая половина адвенчуры, которая состоит из аркадных элементов. Чемпионат по быстрокликанью с препятствиями можно считать открытым. Когда речь идет просто о сложновыполнимых заданиях — жизнь еще прекрасна. Попасть курсором по крохотной мишени за десятую долю секунды — реально. Именно такая задача стоит перед нами в последней главе. А вот быстро и точно кликать по очень маленьким фигуркам-ноткам, когда их больше одной и они довольно сильно разбросаны в пространстве, — почти невозможно без многочасовых тренировок. Дано: мизерный допуск меткости (нужно попасть точно в ноту, ни на йоту не сдвинувшись) и минимальный срок. Требуется: огромный запас терпения, адское желание доковылять до финала. Пропустить или обойти такую мини-игру нельзя. На кого же рассчитывал автор — на детей и казуальщиков или на хардкорных геймеров, готовых идти к развязке несмотря ни на что? Есть подозрение, что обе категории людей забросят
Hamlet примерно на половине.
Постойте, Гильденстерн — синий? У Розенкранца на штурвале кегля? А, какая разница, все равно всех съест гигантский осьминог.
В глаза смотри!Обидно. Ведь есть и вполне остроумные находки. Когда гигантский осьминог утаскивает жутковатых Розенкранца и Гильденстерна, наш лампочный герой вдруг пафосно возглашает: «Розенкранц и Гильденстерн мертвы!» — что не может не вызвать улыбки у понимающего игрока. Забавно видеть секретное убежище Клавдия с большой вывеской «Секретное убежище» над дверью. Еще веселее — обнаружить там штук пятьдесят дверей различной конфигурации. Но совсем неинтересно два десятка раз кликать по одной из семи разноцветных кнопок — так, чтобы цвет кнопки совпадал с оттенком глаз Смерти. А потом примерно столько же раз отыскивать героя в толпе по торчащей из-за чужого плеча лампочке. Слишком долго, нудно, однотипно.
Не спасает даже стильный арт. Картинка действительно оригинально смотрится, хотя и здесь не обошлось без влияния того же
МакГи и, может быть, отчасти
«Машинариума». Но это как раз простительно. Тем более что колоритность персонажей в
Hamlet уж точно своя, авторская.
Лаэрт. Неудивительно на самом деле, учитывая, какой у него папа.
***Ну что, игра, конечно, на «крепкий середнячок» не потянет. Максимум — на хлипкий. Очень уж разбалансированным получился
«Гамлет». Хотя герои ничего так. Кстати, говорят, какой-то
Шекспир с теми же персонажами неплохой проект замутил. Может, почитать?
Плюсы: остроумные сюжетные мелочи; стильный арт; атмосфера веселого абсурда.
Минусы: дисбаланс простого и сложного в игровом процессе; однотипные действия; сложновыполнимые задания на скорость реакции.