Fallout 3: Обзор
Мы ждали ее слишком долго. Слишком. И даже был момент, когда всякая надежда испарилась. Проект
Van Buren, предполагаемый
Fallout 3, так и не увидел своего логического конца. И все-таки, спустя 10 лет, долгожданное продолжение одной из самых лучших ролевых игр в истории лежит на полках магазинов. Сразу же хочется расставить все точки над "I". Перед нами великолепная игра, лучшая CRPG за последнее время и, возможно, лучший PC-проект 2008-го года.
Но, опасения фанатов оригинальной дилогии подтвердились - это не тот
Fallout, который мы любили и знали. Да,
Bethesda сделала то, что умеет делать лучше всего - очередную вариацию на тему
The Elder Scrolls. Созданная на движке
Oblivion,
Fallout 3 в большей степени похожа на нее, нежели на своих предшественников. Этого следовало ожидать. Делать игры так, как
Black Isle Studios, умела только сама
Black Isle.
Ваш папа. И ваш первый юбилей - 10 лет.
Однако, то, что третья часть не является классическим
Fallout, вовсе не должно вас отпугивать. Ничего лучшего и более грандиозного в ближайшее время в жанре все равно не предвидится. Поэтому давайте все-таки попробуем оценить
Fallout нового поколения так, как она этого заслуживает. Ведь не нужно иметь натасканный глаз, чтобы увидеть, что создатели подошли к своему творению с любовью и старанием. Которые, к тому же, были дополнены мастерством и большими деньгами.
Гигантский бюджет
Fallout 3 ощущается с первых кадров. И дело не только в "звездном" озвучивающем составе. К слову, здесь засветились такие товарищи, как
Рон Перлман,
Лайам Ниссон и
Малькольм Макдауэл. Мир игры полон деталей. Внимание уделено всему, каждой черточке, каждому кирпичику, камню. Да, безусловно, мир
Fallout 3 - это не красочное, полное густой растительности королевство
Oblivion. Но и к вселенной, в которой конец света уже случился,
Bethesda смогла подойти творчески, создав цельный, правдоподобный, очень мрачный, но при этом далеко не однообразный и скучный сеттинг.
Ничего не напоминает? Правильно, мрачный Oblivion.
Пыль, пустыни, мертвые деревья, заброшенные города и деревни, населенные людьми в лохмотьях станут вам по-настоящему близки. Памятники человеческой цивилизации действительно могут вызвать приступ печали, а чудовищные мутанты напугать. Больше всего понравилось, что
Fallout 3 игра, в которой все "по-настоящему". Это имеет отношение и к системе моральных понятий. Зло - есть зло, добро - есть добро. И, несмотря на то, что границы между ними могут казаться размытыми, четкая определенность, что есть что, на самом деле, присутствует всегда.
Но вернемся к оформительским элементам. Поначалу
Fallout 3 впечатляет. Многие рецензенты уже говорили о том, что момент выхода из убежища сродни моменту выхода из канализации в
Oblivion. И мы с ними согласимся. Только добавим, что чувства испытываешь несколько иные. Если в Сиродиле вы испытали восторг с восхищением, то здесь скорее тот же восторг, но уже с некоторой внутренней тревогой. Скорее всего, вы сразу же обратите внимание, что визуально
Fallout 3 - облагороженный
Oblivion. Да, текстуры стали лучше, да добавилось детализации. Но, все же, это уровень 2006-го года! Симпатично, но уже далеко не сногсшибательно. А иногда, когда присмотришься, понимаешь, что даже откровенно плохо.
Так выглядят мутанты и система прицеливания V.A.T.S.
Возможно, это связано с тем, что игра нацелена в первую очередь на консоли (Xbox 360 и PS3), у которых ресурсы далеко не безграничны. Может быть. И все-таки хотелось бы, чтобы земля под ногами смотрелась не столь отвратительно, а NPC (разнообразием лиц, увы,
Fallout 3 не изобилует) двигались так, как и положено живым людям. К слову об анимации. Она, к сожалению, также ужасна, как и в
Oblivion. Кукольные движения, странные, ненужные пасы руками - еще не все. Лицевая анимация значительно хуже, чем в
Half-Life 2! Наконец, неестественны движения предсмертной агонии. Помните, как смешно выглядели трупы в
Oblivion? Здесь, примерно, то же самое. Спасибо, что хотя бы позволили сносить руки, ноги, головы неприятелям (приятелям, к слову, тоже можно), наблюдая за фонтанами крови. Это правильно.
Fallout обязана быть взрослой игрой.
Только не переключайтесь на вид от третьего лица. Движок просто не в состоянии нормально функционировать в нем. Да и зрелище жалкое. Новый
Fallout создан исключительно для игры с перспективой из глаз.
Но если к визуальной составляющей справедливо можно придираться, то к звуку - нет. Именно ради таких игр и покупаются мощные Hi-Fi акустические комплексы. Потрясающая оркестровая музыка, удачно подобранный актерский состав (не беда, что фраз у NPC немного), бесподобная реализация объемного звучания. И, конечно, полноценное радио с несколькими станциями, передающими музыку разных стилей. При наличии соответствующей техники, вы всегда можете ориентироваться в пространстве не только по картинке на мониторе, но и по шорохам, идущим с разных сторон. Ага, слева движется что-то не слишком большого размера. Справа слышна тяжелая поступь жирного мутанта.
Fallout 3 с хорошей аудиоаппаратурой и с обычными "пищалками" - все равно, что две разные игры.
Красивые закаты - особенность движка.
А, что же геймплей? Ну, то, что в редакторе у вас получится обязательно урод, сомнения не вызывает. Таковы уж особенности кривой
Oblivion-системы. Зато S.P.E.C.I.A.L. на своем положенном месте. Имеем три ключевых понятия, из которых складывается то, как герой ведет себя в разных ситуациях. Первое - характеристики, вроде силы, ловкости, интеллекта, удачи, телосложения. Второе - умения, всего в количестве 13 штук (вместо 18 ранее). От них зависит, кем будет персонаж. Могучим воином, стрелком или, например, подлым вором. И, наконец, третье. Самое интересное - легендарные перки, уникальные особенности героя, которые даются с ростом уровня или за особые заслуги. Например, вы можете получить перк компьютерного гения или перк, позволяющий лучше находить общий язык с детьми. Количество их велико. К слову, черты (traits) из прошлых
Fallout'ов в третьей части также превратились в перки.
Зрелищные схватки - конек Fallout 3.
В целом ролевая система Fallout 3 глубже и интереснее, нежели в
Oblivion. Но, по сравнению с
Fallout 2, она была упрощена. Видимо, для того, чтобы проект был понятен большему числу игроков. Однако боевую часть не стали сводить к простецкому клику. Система наведения на разные части тела врагов - V.A.T.S. - в строю. Останавливаем время, выбираем различные конечности (успех попадания, впрочем, не гарантирован), очередность атак - если AP хватает, то происходит бой. Враг все еще жив? Отбежали, подождали пока AP восстановились, повторили. Просто? К сожалению, да. Значительно проще, чем 10 лет назад. И ощущается совсем иначе. Зато многие враги выглядят действительно шикарно. За уродливые морды мутантов мы готовы простить дизайнерам даже пресных NPC. Беда только в том, что разнообразием врагов нас тоже не побаловали. Хотя AI приятно удивил. Впервые в RPG неприятели могут принимать логически обоснованные решения.
Со свободой перемещения все в полном порядке. Скажем больше - она безгранична. Хотите наплевать на главный квест и заняться своими делами? Пожалуйста. А ваши дела могут быть предельно разнообразны. Нравится убивать всех подряд? Вперед! Станьте главным маньяком этого мрачного мира. Любите воровать? А как же карма? Ничего. Чтобы получить от
Fallout 3 все - нужно побывать и плохим и хорошим. Многие задания недоступны персонажу с низкой кармой. Как и наоборот. Ах, да. Самое главное. Вам позволят взорвать атомную бомбу и снести целый город, наблюдая за красочным грибом издалека. Разве вы никогда не мечтали об этом?
Дополнительных заданий множество, побочных сюжетных линий интереснее основной - тоже. Если основной квест можно пройти за 20-25 часов, то на полное исследование мира уйдет никак не меньше 100. И то, что от всего этого вы получите огромное удовольствие, сомнений не вызывает. В лучших традициях
Fallout большинство историй в игре необычны и оригинальны.
***Fallout 3 - огромная игра. Мы рассказали вам лишь о малой доле того, что в ней можно найти, не затронув такие моменты, как собственноручное создание оружия, торговлю, грабеж караванов. И все-таки - это не продолжение
Fallout 2. Нет, это что-то другое. Со своей уникальной атмосферой и собственным миром. Отличная ролевая игра от
Bethesda. Must have, если хотите. Но не будущий культ. Нет.
Плюсы: Огромный, свободный мир. Впечатляющие квесты.
Минусы: Не Fallout. Нет. Что-то другое.