Broken Arrow: Обзор главного варгейма года

Кирилл Волошин 2025-07-12 21:31:34 18

Стратегия Broken Arrow от российской студии с поэтическим названием Steel Balalaika добралась до раннего доступа в июне и изрядно пошумела — по разным оценкам, в первые недели она разошлась тиражом 250–300 тысяч экземпляров и заработала $11,5–12,2 млн выручки. Но почему в новостях про игру всё чаще звучат фразы «Разработчики извинились», «Китайские читеры» и что-то про баланс? Как можно оценить её сейчас, уже после того, как первая эйфория прошла?

И вновь продолжается бой

Broken Arrow предлагает сценарий о том, как между США и Россией вспыхивает военный конфликт, в начале которого американцы атакуют Калининград, а Россия — Литву и Эстонию. Причём кампания построена таким образом, что мы поочерёдно можем играть то за одну, то за другую сторону. И в каждом случае это не просто набор миссий, а связанные истории, в которых есть довольно харизматичные персонажи и неплохо написанные диалоги.

В американской кампании в кат-сценах мы видим противостояние между генералом старой закалки, предпочитающим все проблемы решать силой, и дипломатом-советником. В российском сценарии солирует агент Службы внешней разведки Елена Морозова, которая уже в первой сцене не очень лестно отзывается о своём начальстве и в целом, как потом выясняется, не совсем в курсе происходящего.

Сами миссии (а их почти два десятка) интересные и многоступенчатые: перехватываем конвой, а потом удерживаем перекрёстки, вызываем истребители, которые на малой высоте перегружают и подавляют ПВО, потом с помощью десанта быстро захватываем аэродром, затем пытаемся штурмовать прилегающие казармы, и всё это — под аккомпанемент постоянных вражеских контратак. Некоторые миссии построены так, что даже наш провал на определённом этапе не заканчивает задание, а усложняет ситуацию и влияет на последующие действия: например, потеря форта (который, понятно, сначала нужно захватить) вызовет гнев у генерала, но делать нечего — придётся продолжать высадку, которая при таких раскладах, по его словам, превратится в «новую Омаха-Бич».

В общем, сюжетная кампания вполне занятная, но главные события разворачиваются не тут. Здесь сюжет — это расширенный туториал. Помимо него ещё есть сценарии. И если официальные, от разработчиков, сводятся к захвату и защите контрольных точек, то пользовательские, которых уже полно в мастерской Steam, ожидаемо более креативные — есть уже и про зомби, и сценарий, в котором СССР не распался, а очередной всплеск холодной войны пришёлся на 2019 год.

В наличии также скирмиш на 19 картах, в котором можно играть против ботов как одному, так и в кооперативе — изначальные ограничения на одиночные баталии с ИИ, вызвавшие критику, вскоре были сняты. И наконец, есть мультиплеер, поддерживающий сетевые матчи пять на пять, в которых для многих и заключается главная ценность Broken Arrow.

Не для казуалов

В каждом режиме геймплей работает по формуле, заложенной в World in Conflict и нашедшей потом воплощение в играх вроде WARNO. У нас есть командные очки (они постепенно восполняются в зависимости от разных факторов), за которые мы призываем различные подразделения. Их в игре более трёх сотен, и детальная, реалистичная проработка юнитов — едва ли не главное достоинство Broken Arrow.

В кампании нам выдают стандартную колоду войск (деку), а в остальных режимах мы вольны сами составлять её. Нужно выбирать две из пяти специализаций. У российских войск это ВДВ, гвардейская танковая бригада, моторизованные и механизированные бригады и береговые войска, а у Штатов — корпус морской пехоты, кавалерийский полк «Страйкер», бронетанковая бригада, аэромобильная пехота и спецназ. А потом мы выбираем юнитов — каждый стоит определённое количество баллов, и нам нужно уложиться в общий лимит 10 тысяч очков.

Понятно, что грамотно составленные колоды (а их может быть сколько угодно) и правильный выбор деки на конкретное сражение — ключ к успеху. Но и в самой битве важно быстро оценивать ситуацию и вовремя вводить необходимые войска. Помимо очевидных вещей, когда, например, нужно сначала подавить ПВО или обработать артой вражеские укрепления, есть и более сложные ситуации, тем более в мультиплеере. К тому же в кооперативных схватках и сетевых матчах по понятным причинам нельзя ставить игру на паузу — принимать решения нужно максимально оперативно.

И тут есть не проблема даже, а сложность — непосредственно в битве у нас мало внятной и доступной (именно для рядовых игроков) информации о юнитах. Да, о них можно почитать во время брифинга перед миссией (только в кампании), но запомнить всё это, чтобы потом в пылу схватки понимать, чем отличаются BMP-3M от BMP-1AM, артиллерийские комплексы «Град» — от Тornado-S, а штурмовики — от мотострелков, для казуала совсем не просто — описание состоит из цифр и различных иконок.

Так игра приучает нас к терпению. Да, читайте информацию во время брифингов, пропишитесь в меню «Арсенал», где в ангаре есть информация по каждому юниту: там тоже много иконок с цифрами, но данных всё же больше, особенно по типам оружия и модификациям. Играйте сначала на низком уровне сложности, изучайте и осваивайтесь, чтобы потом уже самому легко ориентироваться в этих иконках и больше не позориться…

Важно ещё грамотно управлять юнитами. Речь не только про то, чтобы выделить рамочкой и отправить кого-то что-то атаковать, поставить танк за дом, спрятать ЗРК в лесу, высадить пехоту в таком-то строении и так далее, но и про знание нюансов, которых тут масса. Войска в основном атакуют сами (а вот артиллерии нужно указывать цели), но мы можем ставить запрет на стрельбу без приказа, отключать/включать радары и ловушки на самолётах или дымовые завесы на наземной технике, лично использовать лазерное наведение и так далее. На высших уровнях сложности и уж тем более в мультиплеере эти знания, а также умение быстро принимать решения и управлять своими войсками не только кликами, но и горячими клавишами превращаются в настоящее искусство войны, которое в основном и обеспечивает победу.

Догонит ли Россия Америку?

Добавьте сюда отличную работу со звуком и великолепную графику, позволяющую спуститься с небес на самую землю, чтобы рассмотреть каждую единицу техники и каждого бойца, а также увидеть салют выстрелов и взрывов, прочувствовать, как дрожит земля и как посреди этого огненного ада «мы помирали в небе голубом, как мы дожидались, как не дождались, как мы не сдавались, как мы не сдались»…

Однакоуже понятно, что у Broken Arrow есть проблемы. Дело, конечно, не в том, что российские разработчики извиняются за некорректное описание обновления, потому что криво перевели его с английского. Первое — заметно, что баланс в игре во многом сломан и американская армия в основном сильнее российской. Отмечают также чрезмерную силу некоторых беспилотников и тяжёлых танков с очень сильной динамической защитой.


Второе — тут беда с читерами, преимущественно китайскими, и это неудивительно, учитывая, что на Китай приходится почти 30 % всех покупателей игры. Кроме того, многие жалуются на избирательный реализм, когда, например, «прямое попадание баллистической ракеты может не уничтожить танк, но при этом жидкая лесополоса почему-то становится непреодолимой преградой для радара ПВО». Список претензий с детальными разборами от опытных игроков весьма внушителен.

Другое дело, что новички могут этого и не заметить. Но все замечают проблемы с техническим состоянием проекта — речь не только о вылетах, но и о других багах. У меня, например, несколько раз подряд в одной и той же миссии игра просто отказывалась сниматься с паузы, хотя сама она не вылетала, и вся анимация работала.

Впрочем, игра вышла совсем недавно, и понятно, что её ещё будут править. Главное, что в Broken Arrow есть крепкая геймплейная основа, которая позволяет ей претендовать на звание главной RTS года. А остальное, будем надеяться, приложится. Лишь бы авторы не сдавались — как мы не сдаёмся, продолжая играть в Broken Arrow, несмотря ни на что.

Плюсы: интересная сюжетная кампания; большое разнообразие юнитов армий России и США; множество тактических возможностей и деталей; приятная графика и мощная музыка.

Минусы: есть проблемы с балансом; огромное количество читеров, с которыми авторы пытаются справиться с переменными успехом; частые технические проблемы.

Другие новости

Комментарии

Лол, как горит у криворуких Дзонов.При том, что у них почему-то лучшее ПВО, лучший SEAD да и воздух в целом, им доступно в 2 раза больше тяжелых рсзо, у них огромное количество дешевых птрк отрядов. Б — Рашн Биас🤣
С такой логикой можно сделать США против Бангладеш, только Бангладеш забалансить чтобы были с США на равных, игра же. Стоило хотя бы Китай взять, там хотя мяса достаточно безо всяких игровых условностей
Не совсем согласен. ПВО РФ, которое должно быть сильнее, по факту слабее. Подавить Пэтриоты даже без Шорадов сложно, с ними еще сложнее. С-300 без вариантов надо прикрывать Панцирями — 300 и сами по себе хуже, и ракет ПРР амеры имеют больше. Да еще и авиация дешевле — можно спокойно взять три Ф-16 с нармами за сущие копейки, с кучей ракет. MLRS можно преспокойно взять 4 штуки, и долбить арту и пво противника с комфортом и не теряя ничего взамен, РФ тяжелых РСЗО может взять 2 штуки. Хотя вообще-то арта у РФ должна быть явно более дешевой и многочисленной.Вертолеты ±равны, ладно. По танкам — США в явном плюсе. В итоге баланс смещен в сторону США. Да, нивелировать все еще можно, но эт надо попотеть.
да, не заметил, спасибо. исправил
почему Россия вообще должна хоть примерно выступать на равных с амерами.потому что это игра а не реальная жизнь. и в играх между сторонами должен быть хоть какой-то баланс, не?Если бы это ещё был совок, то может за счёт мяса...ряяяя., мясом завалили!!!
Все комментарии