Empire Earth II: Обзор
Empire Earth 2 (далее
ЕЕ2) - одна из самых громоздких и богатых внтуриигровым контентом RTS на моей памяти. Того изобилия всевозможных стратегических элементов с головой хватило бы на два, а то и три проекта приличного (да-да, именно приличного) уровня. Во всем этом, естественно, присутствует огромная заслуга девелоперов, сумевших состряпать из несчетного количества RTS-приправ удивительной вкусноты соус, кулинарные изыски которого не оценят, пожалуй, лишь самые законченные геймэстеты. Однако, человеку, прохлопавшему первую часть нашей сегодняшней подсудимой, будет довольно-таки сложно разобраться во всех хитросплетениях местной игровой механики.
ЕЕ2 - это самая что ни на есть реальновременная стратегия со всеми вытекающими. А чистокровные RTS никогда не были легки в освоении. Посему, потратить пару часиков на изучение прилагающегося мануала - архиважное и архинужное дело. Так и запишите. Если же ваш уровень общения с подобными продуктами всегда ограничивался применением вездесущей тактики "резиновой рамки" - не спешите выбрасывать установочный диск под колеса проезжающего "КАМАЗа" - гибкая система настройки уровня сложности поможет под стать подобрать себе компьютерного оппонента.
Временной промежуток творения MadDoc'овских игроделов охватывает 15 эпох. На синглплеерную кампанию отведено три цивилизации, каждая из которых пройдет не через один исторический период. Корейцам перепало с 1 по 5 эпоху; 6 - 10 - время расцвета Прусской империи, трансформировавшейся, в конечном счете, в Германию; ну а последний интервал (11-15) достался вездесущим американцам.
Главенствующие RTS-элементы игры вращаются вокруг милитаристического центра. Да, у вас есть здания, поддерживающие армию и производящие ресурсы, крестьяне, эти самые ресурсы добывающие, но, несмотря на все это, я продолжаю настаивать на преобладающей ценности именно военного доминирования, а не мирного культурного развития. Конечно, некоторые сценарии пытаются сосредоточиться и на других игровых аспектах, но затягивают они, увы, на порядок меньше.
Поначалу все карты разделены на "территории", каждая из которых может контролироваться только одним игроком одновременно. На подсобных землях можно возводить городские центры, играющие роль железного стержня подопечного населенного пункта. Чем больше подобных "территорий" попадает под наше чуткое руководство, тем быстрее растет лимит численности населения (популяции, проще говоря). Это очень важный момент, ибо в большинстве миссий придется прибегнуть к руководству солидными армиями - то есть людской резерв ой как нужен. Но есть и оборотная сторона медали. С ростом захваченных земель ребром встает вопрос об их, собственно, защите (если вы думаете, что оппоненты будут сидеть сложа руки и молча наблюдать вашу экспансию, то вы наивны. Очень). Сделать это, особенно против живых соперников, непросто, следовательно, прежде чем наложить руки на очередной город стоит хорошенько подумать и проанализировать свои оборонительные способности в близлежащем будущем. Кстати, чтобы взять под свой контроль приснопамятную "территорию", необходимо отстроить на ней сити-центр и крепость. Также под ваши полномочия попадает выбор - разрушить ли все оккупированные фортификации и перекроить все по собственному желанию, или попробовать обжить вражеские постройки.
ЕЕ2 располагает широким спектром юнитов, каждый из которых эффективен против определенного типа войск и, в свою очередь, крайне уязвим перед другими типами боевых единиц. Хоть это и считается показателем высокого класса команды разработчиков, меня, обычно, подобный подход раздражает, ибо приходится постоянно держать в уме на каких же солдафонов тратить кровные денежки, чтобы эффективно противодействовать определенной комбинации недружественных подразделений. Однако, в
ЕЕ2 этот утомительный нервно-мозговой процесс, был упрощен до безобразия. Вы можете выбрать привилегированный тип войск, в любой момент готовый к отражению вражеской атаки. В качестве других полезных features, помогающих в нелегком деле управления собственной армией, выступают возможности по группированию ваших починенных в отряды, заданию определенного типа построения и прерогативы поведения. И хотя подобными фишками сможет похвастаться каждая вторая, если не каждая, стратегия в реальном времени, в
ЕЕ2 они были выведены на качественно новый уровень.
Помимо стандартных боевых единиц в игре имеют место быть войска поддержки (целители, например), исследователи, торговцы и, конечно, пейзанты-трудоголики. Одним из самых любопытных юнитов представляется мне шпион. Эти скрытные труженики вражеского тыла необходимы для саботирования зданий недругов и проведения других подрывных мероприятий на территории конкурентов. Некоторые миссии в игре как раз и базируются на активном использовании шпионажа. Играются они, естественно, медленнее, нежели их более прямолинейные коллеги, но следует отдать должное разработчикам за их попытку разнообразить установившиеся каноны геймплея.
В корнях
ЕЕ2 скрыта большая вариация на тему доступных в игре цивилизаций. Все они сгруппированы по региональным типам культуры. Все же стоит признать, что весомых различий между нациями - минимум. Основное разнообразие, сопровождающееся рождением новых апгрейдов и появлением свежей техники, проявляется при переходе из одной исторической эпохи в другую. Каждая культурная группа имеет уникальный "период власти", длящийся всего лишь 60 секунд - за это, короткое на первый взгляд, время игрок волен делать все, что пожелает его безграничное и в меру испорченное мышление. Также каждая культурная группировка располагает специальным бонусом и уникальной постройкой, открывающей в свою очередь доступ к другим приятным презентам. Да, еще и все цивилизации имеют в кармане по спецюниту и целой обойме подобных индивидуальных приятностей.
Чтобы получить доступ к какой-либо новой технологии ее, конечно, необходимо сперва исследовать. Производится эта нехитрая операция с учетом специальных очков (technology points), зарабатывающихся крестьянами в Университетах и священниками в ваших церквях. Научное древо разбито на имперские, военные и экономические ветви, а уже от них отпочковываются по 4 различных апгрейда доступных для изучения. Познав, как минимум, 6 технологий, вам предоставится возможность подняться на одну ступеньку по лестнице временных эпох за счет существенного багажа technology points. Занятное, должен вам сказать, действо. Либо вы остаетесь в своей эпохе и исследуете все доступные изыскания науки, подготавливая тем самым мощный плацдарм для дальнейшего безоблачного развития - либо резкими скачками прыгаете из века в век, получая быстрый доступ к передовым технологиям, но не имея за спиной надежного материального тыла.
Особняком в гонке умов стоят спецбонусы Короны (Crowns), подающиеся на десерт в процессе игры за, разумеется, выдающиеся действия на научном фронте. Сосредоточив свои изыскания на одной из трех ветвей и добившись существенного прогресса, можно получить этот самый подарочек, открывающий доступ к некому уникальному умению ограниченного по времени действия. Например, осознав все экономические технологии и заимев множество торговых путей, вы бы были вознаграждены Экономической Короной (Economic Crown). Причем использованные Короны не исчезают в небытие, а возрождаются вновь. Они могут действительно помочь в особо трудную ситуацию, обратив ход, к примеру, тяжелых боевых действий в нужную вам сторону. Вдобавок, Короны вводят в игру новых юнитов - лидеров, предоставляющих различные полезные добавки вашей военщине.
Все эти многозначительные features стремятся упростить, улучшить геймплей, повернуть его лицом к широким массам. MadDoc проделала огромную работу по шлифовке и доведению до ума всех игровых составляющих - с этим никто и не пытается спорить. Но где же, господа девелоперы, кардинальные нововведения, новые идеи, раздвигающие границы жанра? Их нет.
ЕЕ2 - это не самая плохая квинтэссенция всех игростратегических познаний, накопленных игродевелопментом за прошедшие годы. Как кажется на первый взгляд, в ней есть все, но при более детальном осмотре отовсюду начинают выпирать различные огрехи. Это как сравнивать 500-лошадиную "Хонду" и "Феррари". По мощности двигателей они равны, а вот в остальном... Такая же ситуация и с
ЕЕ2. Игра имела все шансы на успех, но излишняя консервативность ее авторов, нежелание продвигать новые идеи, варианты не позволили детищу Mad Doc встать на одну ступеньку с признанными RTS-грандами.
Достоинства: Огромное разнообразие стратегических плюшек, изобилие достоверной (насколько это возможно) исторической информации, большой выбор всевозможных опций и вариантов настройки.
Недостатки: Средняя по всем параметрам графика, мизерные различия между цивилизациями, слишком долгий процесс втягивания в игру.
Резюме: Приятная на вкус солянка из главенствующих RTS-элементов последнего времени.