Многие из нас, впервые добравшись до редактора уровней любимой игры, пытались воплотить в нём какое-нибудь знакомое местечко: школьный двор в Counter-Strike, родной город в градостроительном симуляторе или микрорайон в Minecraft. Авторам Infection Free Zone явно по душе подобные развлечения: в этой выживач-стратегии местом действия может стать абсолютно любой город нашей планеты, причём карты локаций будут соответствовать реальным. Каково это — отбиваться от зомби под стенами своего офиса и таскать консервы для выживших из соседней «Пятёрочки»?
Сценаристы не стали утруждать себя, сочиняя историю этой вселенной: перед нами типичный зомби-апокалипсис — внезапно охватившая планету пандемия уничтожает цивилизацию на корню, а небольшие группы выживших влачат жалкое существование в подземных схронах. Спустя несколько лет люди начинают робко выбираться на поверхность: по радио от убежища к убежищу разносится весть о том, что поверхность теперь относительно пригодна для проживания.
Эту предысторию нам рассказывают с помощью совсем уж примитивного даже по меркам дешёвых проектов ролика (точнее, набора слегка анимированных картинок), а далее сюжет развивается лишь с помощью всё тех же радиопередач. Тоже ничего интересного: сюжет здесь служит подводкой к обучению, которое даже нельзя отключить — No story mode есть лишь в планах разработчиков.
План развития разработчики показывают при каждом запуске игры, видимо понимая, что у многих возникнут вопросы по поводу стерильного геймплея. IFZ в этом плане ничем удивить не может — дома и производственные здания не строим с нуля, а перестраиваем уже существующие; собиратели не только рубят деревья, но и разбирают руины на стройматериалы; одни лишь фермеры, как обычно, гнут спину в полях.
Впрочем, основным источником ресурсов будут заброшенные здания: в вылазки за продуктами, патронами, медикаментами и прочим ценным лутом отправляются отряд за отрядом — до тех пор, пока все окрестности не будут полностью вычищены. К этому времени можно и собственным производством обзавестись (с помощью изучения дерева исследований — тут тоже без откровений), да и разведчиков на найденные в развалинах машины пересадить, чтобы собирать припасы подальше от базы.
Есть смена дня и ночи: в тёмное время суток никто не работает, но скучать некогда — группы зомби периодически совершают набеги, от которых приходится отбиваться всеми силами. Из других обитателей города можно встретить небольшие группы других выживших, причём они могут быть как нейтральными, так и враждебными.
Кажется, ничего нового авторы IFZ не изобрели. При этом внешними красотами игра тоже не блещет: перед нами очень схематичная графика и незамысловатый интерфейс. И никто бы о творении Jutsu Games и не вспомнил, если бы не возможность выбрать в качестве локации любой город земного шара.
Разработчики не обманули — выбрать для базы можно любое место, где в мире есть хоть какой-нибудь населённый пункт. Строиться в чистом поле не выйдет — надо, чтобы в выбранной точке были постройки. В остальном нам действительно позволяют стартовать где угодно — от крупных мегаполисов до небольших деревень с населением в полтысячи человек.
Для построения карты местности используются данные OpenStreetMap — это независимый картографический сервис, работающий по принципу вики. Несмотря на то что этот проект существует в тени Google Maps, достоверность у этого виртуального атласа вполне удовлетворительная.
Я попробовал стартовать в разных географических точках и специально сравнивал результат с реальной местностью. Ощущения… спорные. Если это незнакомый зарубежный мегаполис, то получается «прямо как в „гугле“» (разве что вывески на русском из-за выбранного языка локализации бросаются в глаза), а вот если взять место, где сам часто бываешь, вроде родного города (думаю, именно так поступят большинство игроков), то сразу замечаешь, что генератору карт до приемлемого результата ещё очень далеко.
Мало того что поверхность плоская, как стол, — отсутствие перепада высот меньшее из зол. Да, здания находятся по своему адресу, на локациях можно смело ориентироваться по памяти, но стоит чуть приблизить камеру, как всё волшебство от узнавания родных мест улетучивается. То ли базе данных OpenStreetMap не хватает точности для правильного отображения зданий в 3D, то ли редактор самой игры слишком слаб для моделирования построек со сложной геометрией, то ли и то и другое вместе, но добиться достаточной точности не удаётся.
Разработчики стараются выкручиваться — не забывайте, что по сюжету уже несколько лет на поверхности никто не жил, что привело к разрушению инфраструктуры. Несоответствие можно списать на эти разрушения, но и с этой условностью карта слишком грубо передаёт реальную местность. Можно отдалить камеру и играть в 2D, но в таком случае и без того незамысловатый геймплей теряет хоть какую-то изюминку.
Изюминка эта, кстати, не первой свежести. У издателя IFZ, Games Operators, есть ещё три похожих проекта, в которых можно выбрать в качестве места действия любой город: симулятор доставщика Delivery INC и две стратегии про службы спасения — 112 Operator и 911 Operator (последние две — за авторством той же Jutsu Games). У этих разработок подозрительно много общего как друг с другом, так и с Infection Free Zone: совпадают даже такие мелочи, как расположение отдельных элементов интерфейса. Геймплей, судя по всему, тоже не сильно различается — всё это игры про тайм-менеджмент.
Есть много проектов, которые достойно выглядят с первых дней раннего доступа. К сожалению, Infection Free Zone к ним не относится: пока играть в это можно лишь для того, чтобы познакомиться с оригинальной (хотя, как выяснилось, не совсем) идеей. В остальном перед нами очень скудная на контент стратегия, геймплей которой ничем запоминающимся не хвастает.