The Tomorrow Children была одним из самых странных проектов на PlayStation 4. Действие условно-бесплатной игры про девочек-клонов, собирающих ресурсы ради построения коммунизма, происходило после глобальной катастрофы, приведшей к гибели цивилизации… И издавала игру Sony! Завоевать большую популярность развлечению не удалось — рутинный геймплей и отсутствие нормального обучения привели к закрытию серверов спустя год.
Казалось бы, на этом история The Tomorrow Children должна была закончиться. Однако спустя несколько лет коллектив Q-Games объявил, что выкупил у Sony права на своё детище и переиздаст его под прежним названием, но с припиской Phoenix Edition. Если учитывать, что у оригинала была фан-база, огорчённая исчезновением игры, новость хорошая как минимум для этой аудитории. Но есть ли смысл знакомиться с «новинкой» всем остальным?
Главное нововведение Phoenix Edition связано как раз с мультиплеером. Постоянное подключение к Интернету больше не требуется — разработчики постарались сделать так, чтобы даже в случае отключения серверов игра осталась доступна. Поэтому теперь The Tomorrow Children стоит аж $40/€40, а для сетевых возможностей отныне требуется подписка PlayStation Plus — без неё нельзя посещать чужие города и приглашать к себе друзей.
Ценник, мягко говоря, кусачий. Если раньше можно было попробовать игру из любопытства и безболезненно её удалить, то теперь просто так скачать её не удастся. В то же время старые обзоры The Tomorrow Children (в том числе наш, от Василия Гальперова) остались актуальными — несмотря на поздний релиз переиздания, сама игра изменилась несущественно. То есть прежние достоинства и недостатки остались на месте.
Мы по-прежнему играем за клона, созданного из последней нити неповреждённого человеческого ДНК, которую смогли найти после глобальной катастрофы. Неудачный эксперимент чуть не погубил весь мир, превратив его в руины, и сознание всего человечества было размыто в субстанции под названием Войд. Нам предстоит строить всё заново, собирая ресурсы. Помогут в этом острова, периодически появляющиеся из Войда, — на них спрятаны матрёшки, в которых заточены будущие горожане.
Начинаем мы со строительства министерства труда, затем сооружаем жилые комплексы, полицейский участок, генератор электроэнергии и другие нужные постройки. Для всего требуются ресурсы, собранные на островах, и игра любезно даёт все нужные инструменты в рамках обучения. Бензопилой пилим деревья на брёвна, киркой разрушаем стены и осваиваем залежи руды и золота, лопатой копаем. Площадка для складирования ресурсов поделена на несколько частей, чтобы вы не сваливали всё в одну кучу: дерево — отдельно, металлы — отдельно.
С недостатками из оригинала начинаешь сталкиваться сразу же. К примеру, перед возведением каждой постройки по-прежнему нужно решать пятнашки», которые надоедают моментально. Когда поле в головоломке три на три, это ещё терпимо, но если оно увеличивается, процесс превращается в пытку. Будете долго решать пазл — беспощадный таймер выкинет вас из мини-игры, даже если вы находились в шаге от победы. Не хотите — платите взятку деньгами, которых в первые часы не так уж много.
Дальше отправляешься собирать ресурсы и вспоминаешь, чем ещё была плоха The Tomorrow Children шесть лет назад. В рюкзаке главной героини есть место лишь для четырёх единиц ресурсов. Одно срубленное дерево даёт три бревна, которые вы забираете, и место остаётся лишь для чего-нибудь одного. А поскольку руды, золота и всего остального нужно много, занимаешься бессмысленной беготнёй от острова до города. С матрёшками та же беда — на острове их может быть аж под 30 штук, но на спину позволяют повесить только одну, а ещё одну можно держать в руках.
Тут на помощь приходят горожане. В одиночном режиме они не только слоняются по городу и общаются друг с другом, но и работают. Брошенные ресурсы они подбирают и относят на базу, причём анимация за все эти годы не изменилась — тогда игроки в мультиплеере телепортировались к ресурсу, брали его и испарялись, и сейчас, уже в «сингле», увидеть проделанный жителями путь невозможно. Также они генерируют энергию, позволяя игроку не думать о ней, а в случае нападения врагов берут ракетницы и садятся за турели. Как и в оригинале, вокруг города бродят монстры (их называют Извергами), которые разрушат ваши постройки, если вовремя их не спугнуть.
Наконец, теперь нет микротранзакций и немного переделана экономика. Набор основателя в 2016 году давал игроку тонну платной валюты — фрименов и позволял за 500 единиц приобрести паспорт представителя буржуазии — с ним в магазинах становились доступны более качественные инструменты. Сейчас паспорт тоже можно приобрести с самого начала, стоит он лишь 10 фрименов, а эти деньги случайно появляются в небольших количествах на земле. Я так и не смог понять, за какие заслуги их выдают, — они могут валяться как в городе около министерства труда, так и на одном из островов.
Процесс зачистки островов поначалу увлекает — разработчики слегка изменили их размеры, а также добавили совершенно новые области. Рушить стены, добывать ресурсы и искать матрёшки бывает интересно, особенно когда покупаешь в магазине верёвку с крюком — новый инструмент, который дорого стоит и ломается после десятого использования.
Но в какой-то момент, как и в оригинале, процесс становится всё более бессмысленным и однообразным. Видов ресурсов не так много, их источников — тоже. Когда в очередной раз нужно добыть брёвна и ты идёшь с бензопилой к тем же деревьям, которые срубал в первые минуты игры, энтузиазм угасает.
Чем чаще вы занимаетесь рутинными делами, тем скорее зарабатываете трудовые баллы, с помощью которых повышаете показатели силы, ловкости и выносливости. Вот только мало того, что эти изменения незаметны, так они ещё и игровой процесс не улучшают. Вам по-прежнему нужно посещать острова, искать те же ресурсы, собирать матрёшки и покупать новые инструменты, потому что старые приходят в негодность, хоть и не так быстро, как в оригинале.
В мультиплеере чуточку веселее благодаря тому, что видишь совместное строительство. В переиздании даже добавили новые онлайн-фишки — на островах встречаются монолиты, позволяющие наполнить острова бонусными источниками ресурсов, а при посещении чужого города можно оставлять подарки. Однако и это быстро приедается — игре попросту нечем удивлять после первого часа. И чем больше времени в ней проводишь, тем чаще натыкаешься на проблемы, которые почему-то не стали решать. Особенно когда Изверги разрушают ваши постройки и вынуждают опять бегать за ресурсами.
Зато выглядит The Tomorrow Children по-прежнему классно. Уникальный визуальный стиль смотрится привлекательно даже сегодня, особенно персонажи, которых будто бы вырезали из дерева. Да и выдуманный язык, напоминающий винегрет из русских слов, чудесно дополняет атмосферу. Тем обиднее, что такой оригинальный стиль достался столь странной игре, которая и тогда не стала популярной, и сейчас, с ценником, тем более не станет.
Когда в первый раз запускаешь The Tomorrow Children: Phoenix Edition, появляется текстовое обращение директора проекта, в котором он благодарит «товарищей со всего мира» за поддержку. У оригинала действительно были преданные фанаты, которым нравились рутинный процесс и помощь друг другу в строительстве городов. Для них возвращение игры спустя столько лет станет большим подарком, особенно с офлайн-режимом. А вот тем, кто тогда опробовать оригинал не успел, рекомендовать переиздание трудно.
Плюсы: отличный визуальный стиль, который здорово сохранился; поддержка офлайн-режима; неплохое развлечение для любителей монотонного геймплея со сбором ресурсов и строительством; несколько интересных нововведений вроде верёвки с крюком.
Минусы: игровой процесс по-прежнему состоит из рутинных занятий и не сильно изменился по сравнению с оригиналом; с собой можно носить очень мало ресурсов; решать «пятнашки» перед возведением каждой постройки сразу же надоедает; высокая цена; необходимость быть подписанным на PS Plus ради доступа к онлайну, что раньше не требовалось.