Disgaea 6: Defiance of Destiny, последняя на сегодня часть культовой серии тактических японских RPG, вышла летом 2021 года на Switch и вот почти ровно 12 месяцев спустя добралась до PS4, PS5 и ПК под названием Disgaea 6 Complete — в неё вошли все выпущенные дополнения. Правы ли те, кто критикует игру? Стоит ли играть в неё на компьютере? И правда ли, что эта часть идеально подходит для знакомства с серией?
Начну, пожалуй, с последнего вопроса. Понятно, что серия культовая, большая и значимая, выходит аж с 2003-го седого года и к 2021-му разошлась тиражом 5 миллионов копий, обзаведясь, как водится, аниме, мангами, новеллами и мерчем. И прикоснуться к культу Disgaea новичку очень хочется. Но тут надо предупредить, что эта игра может стать воплощением всех страхов и предрассудков, с которыми подходят к любой японской RPG.
Непонятное название, непонятно, что происходит, множество механик, персонажи набирают сотни уровней в минуту (в Disgaea 6 максимальный составляет 99 999 999!) и наносят по 10 тысяч очков урона, у них куча показателей, на экран постоянно выводится множество цифр, что усложняет и без того непростую навигацию. Громоздкое управление и возведённый в статус культа гринд (отсюда и такой заоблачный «левелкап») прилагаются. А в главной роли… зомби-пацан с рогом на башке, которому помогает и советует зомби-пёсик.
Погодите, погодите, выдохните. На самом деле то, что зомби-пацан, — это как раз хорошо. С одной стороны, Зед (так его зовут) — новый персонаж, который по большому счёту никак не связан с героями предыдущих выпусков, и поэтому знать их содержание необязательно, а погружение в этот причудливый мир пройдёт легче.
С другой — это снова антигерой из мира демонов The Netherworld, а значит, в игре снова много чёрного и прочего юмора, цинизма, пародии и всего того, что в сочетании с глубокими механиками и сделало серию Disgaea культовой. В первой части мы боролись за титул Повелителя преисподней, в третьей собирались возглавить Академию Зла, свергнув отца главного героя, в четвёртой на первых ролях был вампир, который обещал не пить человеческую кровь, но исправно контролировал процесс превращения душ грешников в принни (это такие забавные говорящие пингвины).
В Disgaea 5 действие разворачивалось всё в том же мире The Netherworld, где главный герой сражался против «тёмного властелина» в компании язвительного суккуба, туповатого владельца Огненной преисподней и не менее ярких владык других преисподних. И если сюжет в Disgaea 6 и недотягивает до уровня пятой части, то лишь потому, что он не выглядит таким же цельным. А вот сами персонажи и юмор вполне на уровне.
По сюжету Зед вместе с Цербером (так зовут его зомби-пса) жаждет победить бога разрушения, каждый раз проигрывает, погибает, но благодаря способности Суперреинкарнации всё время возрождается в новом мире, где встречает крайне забавных персонажей. Например, в царстве людей знакомится с королём, который явно отсылает к мифическому Мидасу — он тоже помешан на золоте и деньгах. Король решил отправить Зеда сражаться с богом, выдав на это дело… 500 баксов и палку. За что был послан, но потом, вопреки желаниям нашего зомби-героя, стал одним из его соратников.
В другом, более прекрасном мире на Зеда сразу вешается экзальтированная сексапильная принцесса Мелодия, которая помешана на пении (она почти не говорит — только поёт), называет его «666-м прекрасным принцем» и просит опять же сразить бога разрушения «во имя силы любви», обещая взамен выйти за Зеда. Тому это даром не нужно — у него в силу зомби-состояния есть проблемы в общении девушками. Но Мелодию это не особо волнует, и она продолжает упорно петь про «силу любви», доводя Зеда до нервного исступления, а нас — до смеха.
Будут и другие колоритные персонажи. Один из миров вообще является пародией на супергеройский сериал. Есть и слом «четвёртой стены», и чисто геймерский юмор, когда, например, Зед превращает в боксёрскую грушу другого героя, обладающего способностью постоянно возрождаться. «Ты мой супербустер к опыту», — так Зед ласково его называет.
В общем, сюжет, персонажи, диалоги, юмор — с этим в Disgaea 6 всё хорошо. И это как раз то, за что может зацепиться глазом новичок, алчущий вкусить специфической атмосферы японских RPG, которые отличаются своим нетривиальным подходом к контенту.
Да, повторю, из-за того, что мы постоянно скачем между мирами история ощущается менее цельной, но её всё равно неплохо скрепляет интрига, что же связывает Зеда (кто он вообще такой?) и бога разрушения, что у них за счёты такие. Сценаристам Nippon Ichi как минимум один раз удаётся приятно удивить неожиданным поворотом там, где игра, казалось бы, могла уже закончиться.
Что же касается геймплея и его перегруженности механиками, цифрами и гриндом, то такое действительно есть. Disgaea всегда была зациклена не только на сюжете и тактике, но также на прокачке — и предлагала массу вариантов для неё. Так, в пятой части помимо обычного набора уровней, разучивания и апгрейда умений и покупки снаряжения были также настольная мини-игра для улучшения компаньонов (Chara World), путешествие в глубокий внутренний мир экипировки для её прокачки (Item World, где собраны идеальные для гринда наборы уровней) и возможность превращать союзников в оружие. Самое забавное — можно было даже выдвигать на обсуждение в местном парламенте (Dark Assembly) законы, которые добавляют игровые механики.
Так вот, по сравнению с пятой частью авторы проредили всё это хозяйство — из всего вышеперечисленного остались путешествия в мир предметов и Dark Assembly, где можно попросить у депутатов дополнительное финансирование или, например, тройную дозу опыта в следующей миссии (если не проголосуют, есть вариант попытаться убедить их силой).
Зато появилась функция автобоя. Более того, если грамотно настроить ИИ и продавить соответствующие поправки в парламенте (вы только вслушайтесь, как это звучит; такое возможно только в японских играх!), то игра будет сама в себя играть, сама проходить и повторять миссии и подбирать для них указанные вами отряды персонажей.
Учитывая, что ещё и количество доступных классов подрезали, многие ветераны серии посчитали это богохульством. Но игра всё равно остаётся весьма и весьма навороченной с точки зрения геймплея. Во-первых, в шестой части есть бар (боже, я люблю эту игру!), где можно влить накопленный «экстраопыт» в напиток и усилить персонажа по разным направлениям — правда, это далеко не бесплатно.
Во-вторых, появилась механика кармы, которую мы накапливаем всю игру за различные достижения, но использовать можем, только если применим к персонажу магию Суперреинкарнации. В этом случае уровень падает до первого, зато можно сменить класс, и увеличиваются стартовые характеристики, которые мы вольны ещё прокачать как раз с помощью очков кармы.
И наконец, Disgaea 6: Defiance of Destiny остаётся навороченной тактикой. Тут учитывается перепад высот; очень важно грамотно расставлять персонажей, чтобы они могли проводить комбоатаки; есть геопанели, которые дают стоящим на них врагам сильные бонусы (поэтому источники работы таких панелей нужно уничтожать); никуда не делась фирменная возможность бросаться предметами и даже персонажами, из которых разрешают выстраивать целые башни.
Поэтому далеко не все (особенно сюжетные) миссии получится пройти включив автобой и уйдя в другую комнату досматривать кино. Такое лучше всего работает во время гринда в Item World, а вот в сюжетной миссии вам может понадобиться вручную составить башню из персонажей и сбросить их с горы в низину — там нет тех самых геопанелей, усиливающих противников. Или придётся дать погибнуть (временно, конечно, ведь все после драки приходят в себя) златолюбивому королю — иначе его магия реинкарнации будет постоянно возрождать того самого героя, из которого Зед потом сделает бустер опыта.
То есть по части тактики Disgaea 6 вполне интересная, пусть и попроще, чем пятая часть. А вот с чем я точно согласен, так это с тем, что переход в 3D получился не очень удачным. Он сделал игру одновременно менее симпатичной и более сложной, неудобной с точки зрения и без того непростой навигации по уровням.
Ну, и управление — это, конечно, отдельная песня. Оно требует стойкости, терпения и привыкания — особенно на клавиатуре и мыши (хотя и с гейпадом не всё просто). Вот именно поэтому функция автобоя мне лично показалась очень даже удобной, делающей игру не то что проще, а, скорее, комфортнее.
Проще или комфортнее? Ответ на этот вопрос и является ключевым для вашего восприятия Disgaea 6: Defiance of Destiny. Для ветеранов серии, наверное, она стала проще и «казуальнее», потеряв в чём-то. Для новичков — комфортнее и доступнее, сохраняя при этом все ключевые преимущества. Поэтому выход игры сейчас — отличный шанс приобщиться к великой серии. Ну а ветераны играть всё равно будут — это ведь новая «дисгайка».
Плюсы: интересный сюжет в духе серии; запоминающиеся персонажи; фирменный юмор; много механик, в том числе уникальных; возможность вносить в местный парламент поправки, меняющие или расширяющие правила игры; увлекательные тактические сражения; игра стала более комфортной и доступной, в том числе благодаря функции автобоя.
Минусы: по сюжету и в целом игра послабее пятой части; неудобные управление и навигация; переход в 3D едва ли назовёшь удачным.