Первый эпизод Not For Broadcast, остроумного симулятора режиссёра вечерних новостей, вышел ещё в начале 2020-го. Путь игры к полноценному релизу растянулся на целых два года. Планы разработчиков спутала пандемия: съёмки с живыми актерами, из которых Not For Broadcast состоит чуть более чем полностью, пришлось на время приостановить и искать альтернативные пути. Зато так появилась идея сделать целый эпизод про локдаун и вписать его в общий сюжет. В этом сегменте основным источником юмора стал сюрреализм, а безумность происходящего возвели в абсолют. Хотя по большому счёту и во всей остальной игре абсурдность, граничащая с сумасшествием, била отовсюду, просто в неё было куда проще поверить — уж слишком она походила на нашу с вами реальность.
На дворе 1984 год. Место действия — вымышленная страна, явно отсылающая к Великобритании. Нам предстоит играть за Алекса Уинстона, уборщика на телестудии, который внезапно для себя самого садится за пульт управления эфиром и становится режиссёром новостной передачи. И год начала игры, и фамилия её героя жирно намекают на роман Джорджа Оруэлла (George Orwell) и подготавливают почву для лучшего восприятия последующих событий.
В день, когда главный герой Not For Broadcast примеряет на себя новую профессию, в стране происходят выборы и побеждает партия «Прогресс», обещающая побороть преступность и бедность. Для этого всего-то и нужно, что отобрать деньги у богатых и раздать нуждающимся. План надёжный, ничего не скажешь. Очень быстро у «Прогресса» появляются противник в лице движения «Перебой». На улицах начинаются протесты, а скрывающийся под маской лидер бунтовщиков пытается достучаться до народа, прорываясь в ТВ-трансляцию. И именно мы должны решать, кого выставлять в выгодном свете в этой борьбе. Мы можем не пропускать в эфир сообщения «Перебоя», чтобы у него было меньше сторонников. А можем, наоборот, сконцентрироваться на сомнительных «успехах» «Прогресса» и показать одного из их лидеров сумасбродным, вечно ругающимся алкоголиком. В общем, вся великая сила монтажа и телевизионной подачи в наших руках.
За режиссёрским пультом мы можем, во-первых, переключаться между камерами (стараться показывать говорящего, менять планы, чтоб картинка не была статичной) и, во-вторых, цензурировать эфир. Это нужно делать посредством всё тех же камер (перещёлкивать их так, чтобы, например, обнажённые бунтари не попали на экраны), ну и, конечно, с помощью специальной «запикивалки» — мат неприемлем, а политическая пропаганда будет уже на совести игрока. Если в трансляции много огрехов, то аудитория быстро начнёт терять к ней интерес, рейтинги «Вечерних новостей» поползут вниз и, добравшись до самого дна, загубят карьеру Алекса — это здесь считается концом игры. Чтобы этого не произошло, от вас ещё требуется следить за эфирными помехами в специальной мини-игре, ритмично монтировать музыкальные номера (песни тут действительно удались на славу), выдавать реакцию публики на выступления и вовремя включать рекламу.
Чем дальше развиваются события, тем больше механик появляется в игре и сложнее становится уследить за тем, чтобы в эфире не было проблем. Видно, что разработчики старались вводить новые геймплейные элементы постепенно и менять условия, чтобы игрок не скучал и всегда был в лёгком напряжении. Впрочем, о тех, кто просто хочет насладиться историей, тоже не забыли: в Not For Broadcast есть сюжетный режим, где не нужно отвлекаться на мини-игры (да и в целом их сложность всегда можно настроить под себя).
Not For Broadcast — это FMV-игра, то есть всё в ней, кроме интерфейса режиссёрского пульта и семейной истории Алекса, состоит из заранее записанных видеороликов, которые могут меняться в зависимости от действий игрока. Причём отснятого материала в Not For Broadcast настолько много, что она даже попала в «Книгу рекордов Гиннесса» как игра с самой большой общей длительностью видео с живыми актёрами. Почти 43 часа чистых футажей — это вам не шутка, учитывая, что у прошлого победителя было всего около семи часов. Из-за таких объёмов и весит Not For Broadcast немало для инди — у меня на жёстком диске она занимает где-то 50 гигабайт.
Живые актёры вдохнули в игру ощущение реальности происходящего: если бы на их месте были 3D-модели, история бы наверняка воспринималась совершенно иначе. И главные герои (то есть ведущие новостей и основные политики), и эпизодические персонажи (рекламщики, звёздные гости и простой народ, нечаянно или намеренно попадающий в кадр) отыгрывают по максимуму — это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать в рецензии. Их мимика и жестикуляция добавляют оттенков в образы персонажей, позволяют лучше понять их характеры и дают простор для размышлений, кому тут стоит сопереживать, а кому нет.
Обозревая первый эпизод, я сетовала, что влияние Алекса Уинстона на умы и сердца людей не особо-то и чувствуется. И немудрено — это была только завязка игры, по-настоящему выбор и его последствия начинают ощущаться уже дальше по сюжету. В зависимости от того, что вы показываете в «Вечерних новостях» и на чём делаете акценты, меняется отношение зрителей к двум главным политическим силам — «Прогрессу» и «Перебою». Соответственно, меняется их положение в мире: уверенное в своих силах правительство ведёт себя в кадре соответственно, но, если больше освещать неудачи «Прогресса», футажи будут совсем другими. Это касается и новостных сюжетов, и судеб звёзд местного шоу-биза — в двух прохождениях они будут различаться, если играть по-разному.
Если во время эфира постановки срывать её неправильными звуковыми эффектами — скажем, не смеяться над шутками и хлопать, когда по логике нужно улюлюкать, — это тоже будет иметь последствия. Актёры расстроятся и забудут свои слова, а режиссёр в ярости устроит в студии перформанс, обращаясь непосредственно к человеку за пультом, то есть к игроку.
Масштабность и вариативность игры можно оценить и по тому, что у неё аж 14 концовок, которые складываются из того, как мы действовали и кому симпатизировали на протяжении всего прохождения — к тому же наша реакция на отдельные сюжетные события тоже имеет большое значение. Очень хороший подход, который я просто не могу не отметить.
Ещё мне бы хотелось отдельно выделить моменты, которые изменились со времени релиза первого эпизода. Считаю, что они отлично иллюстрируют то, какую большую работу проделали над игрой авторы помимо добавления нового контента. Начну с мелочей. За хорошо отведённый эфир, как и прежде, полагается финансовое вознаграждение, только теперь это не деньги, которые можно потратить на безделушки для украшения студии, а отдельная графа — текущее состояние главного героя. Безделушки, впрочем, не пропали, а превратились в награды за испытания — в игру завезли и такой режим, специально для любителей сложностей.
В меню просмотра записей эфиров появилась перемотка — очень полезная штука для тех, кто хочет максимально вникнуть в сюжет: ведущие новостей и их гости часто говорят то, что не предназначено для зрительских ушей. Единственная возможность увидеть эти моменты и не потерять рейтинг, выводя в прямой эфир подобный бекстейдж, — это как раз таки просмотр отснятых записей.
Но всё же самое главное нововведение — это появление русской озвучки. Со всеми этими дополнительными активностями, которые регулярно подкидывает игра, было довольно сложно уследить ещё и за субтитрами (если вы без проблем воспринимаете английскую речь на слух — моё уважение, конечно). Теперь же, концентрируясь на задачах, за сюжетом следить уже не так обременительно. Наши голоса хороши — любопытно, что среди актёров русской озвучки затесался даже Сыендук. Правда, субтитры не всегда соответствуют озвучке и порой бывает так, что герои голосом матерятся, но запикивать этот мат почему-то не нужно: на аудиодорожке он не выделен красным. Нам же лучше!
В потоке часто однотипных игр всегда выделяются оригинальные и ни на что не похожие проекты, сделанные зачастую небольшими командами. Not For Broadcast — как раз один из таких проектов. Эта игра — первая по-настоящему большая работа британской инди-студии NotGames, и вышла она очень качественной и достойной внимания. Она одновременно смешная и грустная, трогательная и жуткая, абсурдная и очень похожая на нашу с вами реальность. Игрок здесь не просто сторонний наблюдатель: от его решений, что поставить в эфир, действительно многое зависит — начиная от судеб отдельных личностей и заканчивая политическим укладом целой страны. Согласитесь, приятно, когда твой выбор хоть на что-то да влияет.
Плюсы: увлекательный сюжет, который и удивляет, и веселит, и заставляет задуматься; дюжина концовок и, как следствие, большая реиграбельность; отличная игра актёров и достойный перевод на русский язык; разнообразный геймплей, подстёгивающий игрока активно контролировать всё, что происходит в аппаратной.
Минусы: небольшие огрехи в субтитрах; ссоры в эфире всё ещё роняют рейтинг и лишают вас аудитории; политический уклон игры оценят далеко не все.